Как FILA стала феноменом в индустрии спорта
Бренд достаточно быстро стал создавать премиальную одеждуКак и большинство брендов, FILA со своим нынешним названием появилась не сразу. В 1911 году братья Этторе и Джансеверо Фила открыли небольшую швейную фабрику по производству мужского и женского нижнего белья в итальянском городке Коджиола, в провинции Биелла. Тогда одежду шили для жителей Альп.
Дела шли хорошо, и к 1923-му предприятие превратилось в бренд премиальной одежды из трикотажа Maglificio Biellese, штаб-квартира располагалась в Биелле. В 1967 году произошел ребрендинг – компания получила название Maglificio Biellese Fratelli Fila Spa. Maglificio, а спустя 6 лет сменила его на FILA Sport.
Ассортимент продукции регулярно расширялся, так что к 1972-му FILA стала лидером итальянского рынка среди производителей текстиля. На фабриках компании работало больше 250 человек. Однако нужно было двигаться вперед, важную роль в этом сыграл управляющий директор Энрико Фрачей, которого нанял Джансеверо Фила. Фрачей заключил контракт с теннисистом Бьорном Боргом, который стал 11-кратным чемпионом турниров Большого шлема.
Тот факт, что Борг носил одежду FILA, принес бренду всемирное признание и популярность. Таким образом компания сосредоточилась на производстве спортивной одежды. В том же году появился и логотип марки – узнаваемая буква F в прямоугольнике.
В 1970-х FILA стала одним из главных инноваторов среди производителей одежды для спорта из ткани, которая во время игр не стесняла движения, а адаптировалась под них. Коллекция рубашек-поло White Line со знаменитым логотипом F-box совместила удобство и технологичность. Однако одежда FILA стала популярна и за пределами теннисных кортов, ее носили обычные люди. Кроме белоснежных хлопковых рубашек, бренд стал выпускать теннисные ракетки, которым отдавали предпочтение многие профессиональные игроки: от Джанни Оклеппо до Виктора Печчи.
Чрезвычайно популярной оказалась обувь FILA Sport, которая одинаково хорошо продавалась как в Европе, так и в США. Восторг у истинных ценителей вызвала теннисная обувь Carbonium graphite shoes с карбоновой пластиной в подошве.
В 1980-х компания стала спонсировать развитие экстремальных видов спорта и создавать для них одежду, необходимую для суровых погодных условий. В 1986 году Рейнхольд Месснер покорил Эверест, а затем 13 вершин в Гималаях, причем во время этого на нем были вещи от FILA. А в 1988 году итальянская холдинговая компания Gemina купила контрольный пакет акций бренда.
Еще больше амбиции FILA выросли в 1990 годах: она подписала контракты со звездой NBA Грантом Хиллом и итальянским горнолыжником-чемпионом Альберто Тома. И по-прежнему кроссовки и одежда бренда были популярны среди молодежи. В целом ему удавалось поддерживать высокий статус на рынке, несмотря на растущую конкуренцию со стороны Reebok и Nike.
В 1993 году Gemina основала Fila Holding SpA и вывела его акции на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Спустя 3 года Gemina была разделена на две компании Gemina и HdP, доля FILA была передана Holding di Partecipazioni Industriali (HdP), которая работала в двух направлениях: издательское дело с Rizzoli-Corriere della Sera Group и мода с GFT NET, FILA и элитным брендом Valentino. Однако проект по созданию престижной группы итальянской роскоши оказался нерентабельным и с треском провалился, вынудив HdP отказаться от модного подразделения в 2001 году. Плачевные финансовые результаты побудили акционеров Fiat, Pirelli, IntesaBci и Mittel полностью отказаться от сектора моды и сосредоточиться на основном роде их деятельности.
Продажа FILA оказалась особенно сложной. Лишь в июне 2003 года HdP смогла продать свой пакет акций компании Sport Brands International, принадлежащей американскому частному инвестиционному фонду Cerberus. Вместе со сделкой штаб-квартира FILA переехала в Милан. Sports Brands International владела и управляла всеми предприятиями компании по всему миру, за исключением FILA Korea. Дело в том, что FILA Korea долгое время была самостоятельной компанией, не относящейся к итальянскому подразделению. В 2007 году FILA Korea выкупила глобальный бренд FILA, таким образом став крупнейшим спортивным брендом в Южной Корее. FILA Korea сразу приняла во внимание модный аспект бренда и открыла филиал в Милане, сотрудничая с организацией Global Leading Brands House, помогающей брендам развиваться в сфере высокой моды.
В 2008 году права на европейский рынок перешли к Integrix BV Group. В 2010 году в Биелле был основан музейный фонд FILA, в котором хранится все историческое наследие компании.
В 2009 году ANTA Sports приобрела права на бренд в Китае, Гонконге и Макао у Belle International, партнера по совместному предприятию компании FILA в Китае.
В мае 2011 года FILA Korea Ltd. купила ведущего производителя экипировки для гольфа Acushnet Company. Сделка обошлась в 1,23 млрд долларов. В этом же году штаб-квартира FILA Europe с двадцатью сотрудниками была переведена обратно в Биеллу. В 2012 году FILA решил усилить присутствие в Индии, Африке и на Ближнем Востоке.
FILA стал одним из первых брендов, сотрудничающих с Гошей Рубчинским — совместная коллекция вышла в 2015 году. В то же время стали возрождаться силуэты кроссовок из 1990-х. За более чем десять лет их дизайн успел забыться, и они сильно отличались от актуальных кроссовок Nike, Adidas и Reebok. Таким образом, старое стало новым и самым модным.
В 2018 году компания организовала свой первый показ на Неделе моды в Милане. Показанная коллекция была достаточно сдержанной, с отсылом ко многим винтажным элементам 1970-х и 1980-х. В июле того же года амбассадором бренда стал альпинист Рейнхольд Месснер.
В марте 2019-го FILA начала сотрудничать с итальянским домом моды Fendi. Параллельно этому был подписан контракт с южнокорейским бойз-бэндом BTS, по условиям которого все участники группы обязаны систематически появляться на публике в одежде бренда.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.