Как Panasonic стал воплощать идеи для жизни
Люди и технологии - вот что больше всего ценил основатель корпорации Коносукэ МацуситаКомпанию Panasonic основал японский бизнесмен Коносукэ Мацусита, он родился 27 ноября 1894 года в процветающей деревне Васамура, сейчас это часть города Вакаяма. Его отец был мелким землевладельцем, а мать все свое время посвятила заботам о 8 детях, самым младшим из которых и был Коносукэ. Раннее детство мальчика было беззаботным. Когда глава семейства потерял свое имущество - результат неудачных спекуляций на товарном рынке - семья переехала со своей фермы в небольшой дом. Коносукэ в то время было 9 лет, он должен был закончить начальную школу, но вместо этого для того, чтобы помочь родителям стал работать помощником мастера в магазине по продаже угольных жаровень в Осаке. В город он отправился один.
День будущего бизнесмена начинался на рассвете, сначала он тщательно убирал магазин, затем полировал жаровни, а еще успевал присматривать за детьми хозяина магазина. Вечером, как подкошенный, Коносукэ падал в кровать. Монета в пять сенов – первое жалованье, которое получил Мацусита, была для него целым состоянием. Но спустя меньше года магазин обанкротился и он устроился в другой магазин по продаже велосипедов. В Японию их импортировали из Великобритании, велосипеды в то время были предметом роскоши. Коносукэ был настолько ответственным и честным, что владелец магазина стал относиться к нему как к сыну. Так мальчик прожил 5 счастливых лет.
В это же время – в 1909 году - на главных улицах Осаки появились первые трамваи и интуиция подсказала Мацусите, что за электрическими устройствами будущее. Стремясь стать частью этой сферы, он устроился на работу в Osaka Electric Light Company, где 7 лет подряд работал помощником мастера по электромонтажу.
Крупным проектом, который ему поручили в компании, стало переоборудование Большого театра в Осаке в кинотеатр. В течение 6 месяцев Коносуке и его команда круглосуточно работали, чтобы не отстать от графика.
Со своей будущей супругой – Мумено, он познакомился весной 1915 года, тогда Мацусите было 20 лет, а девушке 17, через несколько месяцев они поженились. Карьера Коносукэ продолжала развиваться в Osaka Electric Light Company, в 22 года его назначили инспектором – это была самая высокая должность, на которую мог рассчитывать техник.
Однако через год, помня о том, что отец всегда отдавал предпочтение собственному бизнесу, нежели наемной работе, он оставил свою хорошо оплачиваемую работу, чтобы основать небольшую производственную компанию. Начать он решил с производства розеток и штепсельных вилок. К тому времени Коносукэ накопил меньше 100 иен и этого еле хватило на то, чтобы купить инструменты, об электроинструментах, конечно же, не могло быть и речи. Для офиса он арендовал крошечную квартиру в том же доме, где жил с женой. Вместе с ним в бизнесе участвовали два коллеги из Osaka Electric Light Company и младший брат его жены, Тошио. К сожалению, продажи розеток были низкими, поэтому к концу 1917 года в команде Коносукэ остались только супруга и шурин. Едва начавшийся бизнес был на грани банкротства, его спас неожиданный случай. Компания из Осака Kawakita Electric заказала у Мацуситы изоляционных пластин для своих электровентиляторов. На полученные деньги Коносукэ арендовал двухэтажный дом и начал производить товары для дома, назвав фирму Matsushita Electric Housewares Manufacturing Works. Спустя 2 года она уже славилась своей высококачественной продукцией. К 1922 году Коносукэ пришлось построить фабрику, как того требовал растущий бизнес.
В то время велосипеды, на которых ездили все больше жителей Осаки, имели лампы на батарейках, но их работы хватало только на 3 часа. Решив устранить этот недостаток, Коносукэ потратил полгода на разработку велосипедного фонаря в форме пули, который мог бы работать до 40 часов без замены батареи. Изобретение оказалось настолько востребованным, что производители батарей, которые когда-то отказывались даже разговаривать с Коносукэ, теперь хотели продавать его продукцию. А он тем временем начал разрабатывать фонарь второго поколения квадратной формы с батарейным питанием. Так в 1927 году появился бренд National.
В то время многие электротовары считались предметами роскоши и были слишком дорогими для большинства потребителей. Мацусита захотел сделать их доступными для среднестатистического потребителя, поэтому создал отдельное подразделение для разработки электротермических изделий и электроутюга в количестве 10 тыс. экземпляров. Он знал, что массовое производство снизит себестоимость продукции и тогда многие смогут купить утюги. Цена составила 3,2 иены, в то время как у конкурентов стоимость была в 5 иен, поэтому утюг стал хитом продаж Коносукэ.
В 1932 году Коносукэ Мацусита официально сформулировал миссию компании: «Наше дело было поручено нам обществом. Вот почему мы должны направлять и развивать нашу компанию так, чтобы помогать обществу, способствуя улучшению жизни людей». Скорее всего, именно этот подход позволили фабрикам Мацуситы пережить Великую депрессию и годы Второй мировой войны. Одной из причин, почему компания выжила, когда другие корпорации прекращали свое существование, стала забота Коносукэ о работниках. «Бизнес – это люди», - говорил он.
Во время Великой депрессии популярность радио быстро росла, однако, радиоприемники были дорогими и ненадежными. Коносукэ и здесь отличился: он подготовил свою трехламповую модель радиоприемника за 3 месяца. И она сразу же получила приз в конкурсе Токийской общественной радиовещательной станции. В 1933 года он построил новую фабрику и головной офис в городе Кадома, к северо-востоку от Осаки, там же еще через год открыл Институт подготовки кадров. Теперь выпускники начальной школы могли проходить на фабрике трехлетний курс, сочетающий инженерное дело и бизнеса.
В декабре 1935 года Коносукэ переименовал компанию в Matsushita Electric Industrial Company limited. С началом Тихоокеанского театра военных действий Второй мировой войны компания была вынуждена заключить военные контракты, это привело к созданию в 1943 году судостроительной компании Matsushita, а затем и авиастроительной компании Matsushita.
Когда война, стоившая Японии четверти ее ВВП, подошла к концу, Коносукэ потеряла 32 завода и офиса. Он с трудом смог добиться от американской оккупационной администрации сохранения своей должности. Из кризиса компания выбиралась до 1950 года – именно тогда она впервые в послевоенное время начала получать прибыль. В 1951 году Коносукэ Мацусита первый раз посетил США и Европу, в которых видел ключевые рынки для своей корпорации. В 1952 году после напряженных переговоров, бизнесмен заключил соглашение о техническом сотрудничестве с Philips из Нидерландов, создав Matsushita Electronics Corporation в качестве совместного предприятия. Philips требовала большую часть продаж новой компании в обмен на техническое руководство, Коносукэ возразил, что Panasonic инвестирует ценный управленческий опыт и в ответ потребовал плату за руководство, только после этого стороны смогли прийти к компромиссу.
Бренд Panasonic появился в 1955 году, при чем это название бизнесмен придумал ради продвижения своего детища в Канаде, США и Мексике. «Рan» в переводе с греческого значит «все», а латинское «sonic» переводится как «звуковой». Изначально под этим брендом собирались продавать аудиооборудование, но впоследствии под маркой Panasonic стали выпускать практически всю продукцию Matsushita, начиная с рисоварок и заканчивая велосипедами и кондиционерами.
В Европу Panasonic пришла в 1962 году, основав в Германии отделение Matsushita Electric Industrial Co. — National Panasonic GmbH, ставшего плацдармом для завоевания Старого света. В июле 1973 года, когда компания отметила свое 55-летие, Коносукэ ушел с поста руководителя корпорации, став исполнительным советником. А 27 апреля 1989 года в возрасте 94 лет он ушел из жизни.
Легендарный виниловый хай-фай проигрыватель Technics SL-1200 MK2, ставший мировым бестселлером продаж среди бытовых проигрывателей виниловых дисков, компания выпустила в 1979 году. Через 4 года появился первый полностью совместимый с IBM PC компьютер японского производства Panasonic Senior Partner.
Panasonic стал работать в Японии как бренд в 1986 году, в 1993-м зашел на рынок видеоигр со своей игровой консолью 3DO Interactive Multiplayer. Сильная конкуренция со стороны Sony PlayStation не дала ей шанса и в 1995 году производство приставок прекратилось.
Известный всем рекламный слоган «Panasonic. Ideas for life» появился в 2003 году. В январе 2006 года компания объявила, что прекратит производство аналоговых телевизоров, чтобы сконцентрироваться на цифровых телевизорах.
Решение отказаться от названия Matsushita Electric Industrial Co., Ltd было принято в октябре 2008 года, вместо него корпорацию стали называть Panasonic Corporation. В том же году Panasonic и Sanyo начали переговоры о слиянии, первая поглотила вторую, сделка завершилась в декабре 2009 года.
В октябре 2011 года Panasonic объявила, что сократит убыточный телевизионный бизнес, прекратив производство плазменных телевизоров на своем заводе в Амагасаки к марту 2012 года, сократив при этом тысячу работников, через год компания уволила 10 тыс. сотрудников.
Panasonic купила 76,2% акций индийской компании, занимающейся созданием решений для защиты инфраструктуры и обеспечения безопасности, FirePro Systems в мае 2012 года. В июле 2013 года корпорация приобрела 13% акций словенского производителя бытовой техники Gorenje за 10 млн евро. О том, что Panasonic заключила базовое соглашение с Tesla Motors об участии в проекте Gigafactory (строительство завода аккумуляторов) стало известно в летом 2014 года. Инвестиции японской корпорации составили "десятки миллионов иен".
В ноябре 2014 года Panasonic объявила о своем партнерстве с Photon Interactive для создания настраиваемых и персонализированных цифровых вывесок в магазинах, в январе 2015-го - о прекращении производства телевизоров в Китае и планах ликвидировать свое предприятие в Шаньдуне, в марте того же года - о планах покупки базирующегося в Хьюстоне поставщика услуг спутниковой связи ITC Global.
В феврале 2016 года Panasonic и руководство американского города Денвер заключили официальное партнерство, чтобы сделать Денвер самым "умным" городом в Америке. Руководство Panasonic Corp. of America уточнило, что в плане возведение умного жилья и небольших офисов.
Летом 2016 года стало известно о намерениях корпорации провести полную проверку деятельности словенского производителя бытовой техники Gorenje для возможного её полного поглощения, однако по итогам этой проверки в Panasonic решили отказаться от поглощения, сославшись на нерентабельность инвестиций в Gorenje, в которой у Panasonic с 2013 года принадлежало 13% акций.
В августе 2018 года компания объявила, что во избежание возможных налоговых проблем перенесет свою европейскую штаб-квартиру из Великобритании в Амстердам. В сентябре того же года корпорация стала одним из основателей L-Mount Alliance и анонсировала две полнокадровые беззеркальные камеры и линейку объективов L-Mount.
В 2020 финансовом году корпорация получила выручку в 7,49 трлн иен (69,8 млрд долларов), что на 6% меньше продаж годичной давности. Компания связала этот спад с последствиями пандемии коронавируса, а также с изменениями в продуктовом портфеле и снижением инвестиций в Китае. По итогам 2021 фингода доход Panasonic составила 6,69 трлн иен (около 63 млрд долларов), что стало самым низким показателем за 25 лет. В сравнении с 2020-м продажи сократились на 11%.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.