Как Джон Шнаттер превратился в Papa John's

История создания одной из самых популярных сетей пиццерий в мире

Под своим настоящим именем Джон Шнаттер известен меньше, чем под творческим псевдонимом «Папа Джон». Его всемирная сеть ресторанов быстрого питания, названная Papa John’s, на равных конкурирует с Pizza Hut и Domino’s Pizza. Сам бизнесмен, которому недавно исполнилось 60 лет, считает себя олицетворением  американской мечты. Его путь к успеху и богатству начался в юности, но обо всем по порядку.

В семье Шнаттеров 23 ноября 1961 года родился мальчик Джон. Жили они в Джефферсонвилле, штат Индиана. Его отец был мировым судьей, а мать — риелтором. В 1980 году глава семейства решил рискнуть: он оставил службу и ушел в бизнес, купив долю владения закусочной Mick’s Lounge. Джон тогда учился в старших классах школы, мать следила, чтобы сын старался, а еще занимался спортом.

Джон Шнаттер

Работать он начал в 15 лет по выходным дням - устроился мойщиком посуды в пиццерию Rocky’s. Он специально не выбрал ресторан отца, поскольку хотел попробовать самостоятельность на вкус. Когда посетителей было много, его переводили на кухню помогать поварам: Джон замешивал тесто и готовил томатный соус. Это дело ему так понравилось, что парень начал придумывать рецепты идеальной пиццы.  

При этом Шнаттер понимал, что должен получить высшее образование, поэтому поступил в колледж Болл-Стейт в Индиане и окончил его по специальности юриспруденция. После завершения учебы он вернулся в родной город, чтобы открыть свое дело, и обнаружил, что бизнес отца на грани банкротства. Он взял кредит в банке, но полученных денег не хватило, поэтому ему пришлось продать любимую машину. Джон купил профессиональное оборудование для приготовления пиццы, обновил интерьер, поставил несколько столов для бильярда, изменил меню. Готовить пиццу он стал собственноручно, вскоре она стала самым популярным блюдом в закусочной, а молва о ней разошлась по всему городку. Самым важным конкурентным преимуществом ресторанчика была цена. В то время себестоимость пиццы составляла 2 доллара, но в большинстве заведений ее продавали по 10 долларов. Джон установил цену в 5 долларов.

Он работал с 9 утра до 2 часов ночи, спал прямо в закусочной. Такая самоотдача делу окупилась, в неделю доход Mick’s Lounge составлял 9 тыс. долларов, соседние пиццерии зарабатывали 6 тыс. долларов. Через год выручка увеличилась настолько, что Шнаттер выкупил соседнее здание, объединив его с отцовским, и сделал там новую кухню и обеденные залы. В том же году Джон решился внести во все рецепты одно небольшое изменение: его ресторан стал первым, где подавали пиццу со специально приготовленным для нее соусом. Он не прогадал, посетители полюбили макать кусочки в соус, так было гораздо вкуснее.

Шнаттер еще сильнее поверил в свое дело и в 1984 году взял в кредит 30 тыс. долларов, арендовал помещение и открыл первый ресторан Papa John’s в соседнем штате Кентукки, в Луисвилле. Тогда бизнесмену было только 23 года, но он уже мечтал о всемирной сети пиццерий. Он изучил стратегии крупных игроков: Domino's доставляла пиццу быстрее всех, у Little Caesar's были самые привлекательные цены, у Pizza Hut лучший ассортимент. Но вкус пиццы в сетях не мог превзойти того, который был у небольших ресторанчиков этой сферы. Тогда-то Джон Шнаттер и решил сделать ставку на качество и скорость доставки, но плюс к этому в каждую коробку с пиццей он придумал класть фирменный чесночный соус и два острых перчика. Милый маркетинговый ход, который покорил гостей.

Джон Шнаттер

По мере того как расширялось его дело, Джону приходилось преодолевать себя. Например, он должен был стать лицом компании, выступать на публике, но внутренне не был к этому готов. Предприниматель боялся публичных выступлений, поэтому был вынужден работать с психологом, чтобы побороть страх.

Важным и успешным бизнес-решением Джона Шнаттера стали условия приобретения франшизы. Открыть пиццерию Papa John’s в США было в 7 раз дешевле, чем McDonald's, и в 4 раза дешевле, чем Taco Bell. Таким образом, в 1990-х Papa John’s стала самой быстрорастущей американской франчайзинговой сетью.

Бизнес активно рос и развивался по всем США, ресторанные критики давали высшие баллы, а Джона Шнаттера признали самым молодым успешным предпринимателем Соединенных Штатов — в 1998 году он был Национальным предпринимателем года по версии Ernst&Young.

В 1990 году беременная Аннетт Шнаттер, супруга Джона, попала в аварию, из-за которой у нее начались преждевременные роды. Появившейся на свет девочке Даниэль врачи поставили диагноз церебральный паралич. Родителям сказали, что она даже губами не сможет шевелить, но целеустремленность отца и тут не подвела. Он настаивал на все новых операциях, сам учил ее двигаться, занимался с ней баскетболом. Во многом благодаря его поддержке, вере и усердию Даниэль живет обычной жизнью.

Когда в 2000 году бренд Papa John’s начал международную экспансию, в Штатах сеть состояла из 2 тыс. ресторанов, а выручка приближалась к 1,5 млрд долларов. Первым зарубежным рынком, куда зашел папа Джон, стала Мексика, после нее Пуэрто-Рико, потом были Россия, Китай, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток.

В 2005 году совет директоров Papa John’s решил назначить нового генерального директора. Им стал британец Найджел Трэвис, который до этого 5 лет руководил Burger King. В результате ухудшилось качество пиццы, франчайзи перепродавали сыр по завышенной цене, добавили конфеты, закуски, печенье. Франчайзи массово закрывали свои точки, клиенты жаловались на отравления, к 2009 году акции Papa John’s подешевели почти на 50%.

В 2008 году Джон Шнаттер вновь стал CEO, восстановил нормальные отношения с франчайзи, начал принимать заказы на пиццу через сайт. И продажи бренда выросли.

Однако после череды скандалов, в том числе связанных с расизмом, папа Джон в 2017 году принял решение уйти с поста главы компании, оставшись в совете директоров. Этого поста он лишился в июле 2018 года. Весной 2019 года Шнаттер продал акции Papa John’s на 157 млн долларов, а в ноябре - на 107,5 млн долларов, перестав быть крупнейшим акционером компании, сохранив только 9%.

В ноябре 2021 года руководство Papa John's заявило о том, что нашло партнера на африканском континенте — Kitchen Express — и собирается открыть там минимум 60 пиццерий. Партнерство позволит продвигать рестораны через сеть АЗС. В ближайших планах компании - выход в Кению и Уганду.

За последние 13 лет американская сеть пиццерий вышла на 13 новых рынков, среди них Испания, Португалия, Германия, Франция, Польша, Камбоджа, Пакистан, Казахстан. В августе того же года первый ресторан Papa John's открылся в Алматы. В общей сложности компания работает в 46 странах мира, сеть вместе с Pizza Hut и Domino's Pizza входит в «тройку» лидеров.

О ребрендинге логотипа компании стало известно тоже в ноябре 2021 года. Как заявило руководство, он отражает гибкость, смелое, простое и веселое впечатление от сети. В нем нет апострофа, используются красный и зелёный цвета других оттенков. В ресторанах появится зона самообслуживания, открытая кухня. Клиенты, которые заказывают пиццу онлайн, смогут забрать ее на станциях подогрева без очереди. Бренд изменит палитру для рекламы и будет использовать цвета ингредиентов — томата, свежего базилика, теста, свежего чеснока, маринованного пепперончини.  

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤