2021: главные события и новинки авторынка
Производители порадовали достаточно большим числом новых авто самых разных классов и ценовых категорий2021 год, в общем и целом, был для мировой автоиндустрии полегче карантинного 2020-го, но все же очень непростым. Главной проблемой на пути восстановления спроса на автомобили стал их дефицит, вызванный нехваткой комплектующих. Тем не менее год был богат на интересные события «вокруг автомобилей», а автопроизводители порадовали достаточно большим числом новинок самых разных классов и ценовых категорий.
СОБЫТИЯ ГОДА
Дефицит микросхем: причины глубже
Дефицит микрочипов в 2021 году стал самой большой проблемой мирового автопрома. По независимым оценкам, из-за нехватки полупроводников производственная недостача составит около 3,9 млн автомобилей.
О причинах возникновения этого кризиса уже не раз рассказывали: коронавирус и локдаун обрушили авторынок, заводы сократили объем закупок микросхем, их квоты выкупили производители электроники, а когда началось восстановление спроса на автомобили, оказалось, что заказы на микрочипы уже расписаны на много месяцев вперед. Сыграли свою роль и разразившаяся осенью торговая война США с Китаем, а также погодные катаклизмы и пожары, подкосившие заводы по производству полупроводников.
Казалось бы, за прошедший год отрасль должна была восстановиться, но дефицит микросхем ощущается все сильнее. Неожиданную причину этого назвал Марк Лю, глава тайваньской компании TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company), одного из крупнейших мировых производителей микрочипов и главного поставщика компаний Apple, Intel и nVidia. В интервью журналу Time он заявил, что отгрузки микросхем уже давно ведутся в прежнем объеме, но они просто не доходят до производителей конечных продуктов! По словам Марка Лю, причину следует искать в цепочках посредников, которые накапливают микрочипы на складах.
Можно предположить, что это делается для искусственного повышения цен. Но, судя по всему, происходящее на рынке полупроводников стало частью торговой войны США и КНР, чтобы подстегнуть создание производства чипов в Америке и Европе и уменьшить зависимость от поставщиков из Азии. Власти Евросоюза заявили, что хотят занять 20% рынка полупроводников к 2030 году, а президент США Джо Байден объявил об инвестициях в 50 млрд долларов на развитие этой отрасли в Штатах.
Tesla придет в Казахстан
Выступая на российском онлайн-форуме «Новое знание», Илон Маск заявил, что Tesla официально выйдет на казахстанский рынок. Это означает, что вслед за зарядными станциями в нашей стране появятся представительство компании и шоурумы по продаже электромобилей.
Также Tesla собирается прописаться в других странах СНГ, в частности в России. По словам Илона Маска, компания потенциально рассматривает РФ для постройки завода по производству электрокаров.
Интересно, что на эти планы отреагировал аким Туркестана Рашид Аюпов – на своей странице в Twitter он пригласил производителя электромобилей в нашу республику: «Туркестан расположен недалеко от Байконура. У нас есть вся таблица Менделеева, через Туркестан проходил Великий шелковый путь. Вся инфраструктура и специальные экономические зоны. Туркестан - лучшее место для завода Tesla. Давайте вместе отправимся на Марс!» - размечтался чиновник.
Напомним, сейчас Tesla располагает пятью заводами: три из них в США, один в Китае и одна сборочная площадка в Нидерландах. На конец 2021 года было намечено открытие еще двух предприятий - Gigafactory 4 под Берлином и Gigafactory 5 в Техасе.
Новый логотип Kia
General Motors, Renault, Peugeot, Volvo – все они обновили свои эмблемы в 2021 году, но лишь Kia осмелилась перейти на абсолютно новое лого.
В нем название корейского бренда написано шрифтом, напоминающим рукописную подпись, и лишено обрамления. По корпоративной легенде «новый логотип включает в себя элементы симметрии, ритма и подъема», которые «воплощают уверенность Kia и приверженность интересам клиентов». Одновременно был представлен и новый слоган марки: Movement that inspires (Движение, которое вдохновляет).
В честь премьеры нового лого в Инчоне, Южная Корея, устроили пиротехническое шоу, вошедшее в Книгу рекордов Гиннесса. В нем было задействовано рекордное число дронов (303 штуки), которые синхронно выпустили сотни фейерверков.
НОВИНКИ ГОДА
Toyota Land Cruiser 300
Самый желанный казахстанский внедорожник сменил поколение после 14 лет выпуска! Причем в Казахстане «трехсотка» появилась заметно раньше, чем в России (наш рынок является для флагманского внедорожника Toyota одним из ведущих по продажам).
Вот все, что вам надо знать о главной новинке года в кратких тезисах:
- размеры и масса почти не изменились по сравнению с
Land Cruiser 200;
- LED-фары устанавливаются «в стандарте», у дорогих версий они адаптивные;
- дверь багажника теперь цельная подъемная;
- появилась новая, заточенная под offroad версия GR
Sport с блокировками всех трех дифференциалов;
- новая рама на 20% жестче прежней;
- силовая структура кузова из высокопрочных сталей, почти все внешние панели из
алюминия;
- кузов и рама полегчали на 200 кг;
- система активного регулирования подвески E-KDSS;
- амортизаторы с электронным управлением;
- появился бензиновый двигатель V6 3.4 битурбо (415 л.с., 650 Нм, 6,8 сек. до
100 км/ч) от Lexus LS 500;
- от него же достался 10-скоростной «автомат»;
- сохранен бюджетный бензиновый мотор V6 с 6-ступенчатой АКП;
- новый дизель V6 3.3 битурбо совместной разработки с Mazda (299-309 л.с., 700
Нм);
- сохранен внедорожный круиз-контроль Crawl Control;
- появилась система запуска двигателя по отпечатку пальца;
- добавлена проекция приборов;
- система мультимедиа с Apple CarPlay и Android Auto предлагается «в
стандарте», экраны диагональю 7, 10 или 12,3 дюйма;
- появилась вентиляция сидений второго ряда;
- четырехзонный климат-контроль.
Range Rover
Флагман Land Rover – культовый Range Rover перешел в пятое поколение с индексом L460. Новый внедорожник хоть и похож в общих чертах на уходящую модель L405, но это другой автомобиль на платформе MLA-Flex, которая принесла немало инноваций.
Как и раньше, Range Rover предложен в стандартном и удлиненном вариантах. Оба стали на 53 мм длиннее прежних машин, а колесная база выросла на 75 мм. Стандартная версия длиной 5052 мм имеет между осями 2997 мм. Удлиненный растянут на те же 200 мм, что и в прежнем поколении: длина - 5252 мм, база - 3197 мм. При этом внедорожник стал на 35 мм выше: 1870 мм в стандартном положении подвески.
Новый алюминиевый кузов на 50% жестче прежнего. Ради визуальной «чистоты» у него сокращено количество швов и стыков, уменьшены зазоры между кузовными панелями, а перепад рельефа между стеклами и их рамками сведен к минимуму, чтобы создать единую визуальную плоскость. Коэффициент аэродинамического сопротивления уменьшен с 0,34 до 0,30. Максимальный диаметр дисков теперь 23 дюйма.
Наиболее заметно изменился дизайн задней части кузова, но составная багажная дверь с электроприводом верхней и нижней створок сохранилась. Сервопривод теперь могут иметь и боковые двери.
Новые LED-фары включают по 1,2 млн микрозеркал, которые формируют световой пучок и могут «рисовать» подсказки на дороге. Прожекторы бьют на 500 метров и завязаны на навигационную систему, чтобы превентивно менять режим работы в поворотах. Также есть круговое освещение для маневрирования в темноте.
На выбор есть 5-, 4- и - впервые - 7-местный варианты салона. Раздельные задние сиденья в стандарте имеют регулировку наклона спинки, но есть и более дорогие кресла с электроприводом, которые позволяют принять полулежачее положение. Третий ряд можно заказать только для длиннобазной машины, он рассчитан на взрослых пассажиров, имеет обогрев и электропривод складывания. Объем багажника за третьим рядом - 312 литров. У двухрядных машин отсек вмещает 818 литров (короткая база) или 1061 литр (длинная база). Багажная полка может иметь опционный электропривод подъема. Еще предусмотрен мощный разделитель, который крепится к полу и может использоваться в качестве спинки во время отдыха на пикнике.
Range Rover имеет новую электронную архитектуру EVA 2.0, которая объединяет 70 электронных блоков и может обновлять их «по воздуху» с помощью мультимедиа системы Pivi Pro. Само головное устройство имеет выгнутый по вертикали тачскрин диагональю 13,1 дюйма с виброотдачей при нажатии. При этом сохранен отдельный блок климат-контроля с физическими рукоятками. Экран приборной панели имеет диагональ 13,7 дюйма, есть проекция, а в салонное зеркало встроен дисплей, на который выводится картинка с камеры заднего вида. На втором ряду предусмотрены два экрана по 11,4 дюйма с разъемами HDMI, а с электроприводом задних сидений - еще и тачскрин в центральном подлокотнике. Уже в базе есть 4-зонный климат-контроль с отдельными кондиционером и обогревателем для задней части салона. Самая дорогая аудиосистема Meridian Signature мощностью 1600 ватт имеет 35 динамиков и развитую систему активного шумоподавления в салоне: инвертированный сигнал подается на миниатюрные динамики в подголовниках четырех «основных» сидений. Помимо полуанилиновой или полностью анилиновой кожаной отделки можно заказать обивку из дорогого текстиля Ultrafabrics или смесовой шерсти Kvadrat. Топ-версия Signature Suite имеет раздельные задние кресла с электроприводом и массажем, массивный центральный тоннель и раскладные столики с сервоприводом. А еще есть Range Rover SV с особой отделкой интерьера и керамическими элементами декора.
Спереди по-прежнему двойные поперечные рычаги, а задняя подвеска полностью новая - с пятью рычагами на колесо. Шасси Dynamic Response Pro - это базовая пневмоподвеска с адаптивными амортизаторами. Система управления eHorizon завязана на навигатор и превентивно изменяет жесткость подвески перед каждым поворотом. Активные стабилизаторы имеют электромоторы для подавления кренов, но на бездорожье они отключаются. Клиренс в стандартном положении 160 мм, на парковке он понижается до 110 мм, а на бездорожье его можно повысить до 235 мм. В самом экстремальном режиме дорожный просвет достигает 295 мм. Шасси теперь по умолчанию полноуправляемое. Задние колеса могут поворачиваться на угол до 7,3 градуса.
На казахстанском рынке Range Rover будет представлен в трех модификациях. На вершине гаммы версия P530 с бензиновым двигателем BMW V8 4.4 битурбо (530 л.с., 750 Нм, разгон до 100 км/ч за 4,6 секунды, максимальная скорость 250 км/ч). Версии D250 и D350 имеют рядный 6-цилиндровый дизель Ingenium 3.0. В первом случае он развивает 249 л.с. и 600 Нм, во втором - 350 л.с. и 700 Нм. Ускорение до «сотни» - за 8,3 и 6,1 секунды соответственно. Кроме того, будут подзаряжаемый гибрид, ориентированный на европейские рынки, и полностью электрический вариант, появление которого запланировано на 2024 год.
Все модификации оснащаются 8-скоростным «автоматом», 2-ступенчатой «раздаткой» и задним межколесным дифференциалом с электронным управлением. А вот от постоянного полного привода отказались в пользу трансмиссии с многодисковой муфтой подключения передней оси. В дорожном режиме на скорости 35-160 км/ч муфта размыкается, снижая расход топлива. Электронная система Terrain Response 2 имеет возможность ручной настройки. Заявлено, что внедорожник может преодолеть брод глубиной 900 мм и 45-градусный подъем.
В Казахстане прием заказов на новый Range Rover должен открыться в начале 2022 года, а старт продаж ожидается весной.
Lamborghini Countach
Lamborghini отметила 50-летие легендарного суперкара Countach, заложившего основу всех ее моделей вплоть до Aventador, премьерой нового Countach LPI 800-4!
Новинка выдержана в общей дизайн-концепции оригинала с эффектным клиновидным кузовом (прототип Countach работы Марчелло Гандини из ателье Bertone дебютировал в 1971 году) и вместе с тем не выглядит его осовремененной копией. Отдельного внимания заслуживают канонические гильотинные двери и стеклянная электрохромная секция в крыше (отсылка к ранним Countach periscopio, названным так за прорезь в крыше для обзора через салонное зеркало заднего вида).
Двухместный «кокпит» современный, с электронной приборной панелью и тачскрином мультимедиа диагональю 8,4 дюйма, а в стиле оригинальной модели выполнена отделка с характерной прострочкой и цветовой комбинацией.
Аббревиатура LPI (Longitudinale Posteriore Ibrido) 800-4 в названии нового среднемоторного суперкупе означает гибридную силовую установку, мощность в 800 сил и полный привод.
В основе углепластиковый монокок и шасси модели Aventador, внешние панели также выполнены из углепластика. Под прозрачным капотом установлен атмосферный V12 6.5, развивающий 780 л.с., в тандеме с 34-сильным электромотором и 7-скоростным «роботом». Пиковая отдача силовой установки - 814 л.с. Вместо обычного тягового аккумулятора используется суперконденсатор, который втрое легче схожей по мощности батареи и имеет более высокий уровень энергообмена. Тормоза - углерод-керамические, колесные диски разновеликие: диаметром 20 дюймов спереди и 21 дюйм сзади.
До «сотни» новый Countach снаряженной массой 1595 кг разгоняется за 2,8 секунды, а до 200 км/ч – за 8,6 секунды. Максимальная скорость - 355 км/ч.
Lamborghini Countach LPI 800-4 будет выпущен ограниченным тиражом в 112 экземпляров - в честь внутризаводского индекса LP112, которым обозначался оригинальный Countach. Поставки заказчикам начнутся в первом квартале 2022 года.
Hyundai Ioniq 5
Hyundai презентовал первую модель своего нового электромобильного суббренда Ioniq. Полной самостоятельности по примеру Genesis новой марке пока не дали: новинка официально называется Hyundai Ioniq 5 и несет логотипы материнской компании.
Это среднеразмерный электропаркетник, который за счет пропорций кузова и дизайна в стиле Hyundai Pony 70-х (первая самостоятельная модель марки) на фото выглядит меньше, чем на самом деле. По длине (4635 мм) и ширине (1890 мм) Ioniq 5 сопоставим с кроссоверами Nissan X-Trail или Toyota RAV4. При этом он ниже (1605 мм), но имеет огромную колесную базу в 3000 мм (на 100 мм длиннее, чем у большого кроссовера Hyundai Palisade). Светотехника полностью диодная, ручки дверей выдвижные, в крышу может быть встроена солнечная батарея, а диски имеют диаметр 20 дюймов.
У электромобиля очень просторный салон с ровным полом без центральной консоли спереди. Между передними сиденьями предусмотрен бокс с подстаканниками, который двигается вперед-назад на 140 мм. Передние кресла могут иметь вентиляцию и превращаются в лежаки благодаря откидным спинкам и выдвижным опорам для ног. Задние сиденья двигаются в пределах 135 мм. Перед водителем 12-дюймовые дисплеи приборов и мультимедиа, а также проекционный экран с дополненной реальностью. Предусмотрена и полноценная бытовая розетка, к которой можно подключать внешние потребители мощностью до 3,6 кВт. В отделке интерьера широко использовано вторсырье. Объем заднего багажника - 531 литр или 1591 литр со сложенным задним сиденьем, объем переднего отсека - 57 литров.
Ioniq 5 стал первой моделью, построенной на электроплатформе E-GMP. Тяговая батарея расположена под полом салона, основной электромотор - на задней оси, опция – второй электромотор на передней оси.
Базовая модификация Standard Range имеет батарею емкостью 58 кВт/ч и задний электродвигатель на 170 л.с. и 350 Нм. Версия с двумя моторами и полным приводом суммарно развивает 235 л.с. и 605 Нм. Вариант Long Range оснащен аккумулятором на 72,6 кВт/ч. Его отдача с задним приводом - 218 л.с. и 350 Нм, с полным - 306 л.с. и 605 Нм. Самая мощная версия разгоняется до 100 км/ч за 5,2 секунды. Максимальная скорость у всех - 185 км/ч. Платформа E-GMP позволяет заряжаться как от бытовых розеток и терминалов с напряжением 400 вольт, так и от самых «быстрых» 800-вольтовых терминалов мощностью 350 кВт.
Ioniq 5 стал первым Hyundai с автопилотом второго уровня (продвинутый круиз-контроль с функцией удержания в полосе), у него есть полный набор электронных помощников и система кругового обзора.
В Европе Hyundai Ioniq 5 стоит от 41 900 евро без учета субсидий. Вероятно и появление этого электромобиля в Казахстане.
Kia K8
Kia представила новый седан K8, пришедший на смену модели K7/Cadenza. Позиционирование модели не изменилось: в гамме марки большой седан занимает ступень между K5 и K900.
А вот экстерьер новинки получился на редкость эффектным и нетривиальным. Форму передка определяет широкая решетка с ромбовидной структурой. По бокам от нее расположены «мозаичные» секции ходовых огней и поворотников. Восходящие боковые молдинги и «бумеранги» задних фонарей, объединенные горизонтальным блоком-перемычкой, формируют поджарую форму «корма». Новый седан стал длиннее: 5015 мм против 4995 мм у K7. Капот вытянулся, а свесы кузова чуть укоротились.
Интерьер выглядит не менее стильно, солидно и современно, чем внешность. Из оригинальных решений - руль с массивной ступицей, двойной горизонтальный «планшет» электронной панели приборов и мультимедиа без козырька, а также вращающаяся шайба управления «автоматом». В отделке используются дорогая кожа наппа, деревянный шпон и алюминий. Большой проекционный экран на 12 дюймов отображает гораздо больше информации, чем прежде. Новые передние кресла Ergo Motion Seat имеют по семь пневмокамер для тонкой настройки профиля. В спортивном режиме движения или на скорости более 130 км/ч кресла переходят в особый режим для лучшей фиксации тела. Вентиляция и подогрев могут быть у всех сидений. У дорогих версий есть продвинутая аудиосистема Meridian с 14-ю динамиками и адаптивный круиз-контроль с функцией удержания в полосе. Улучшена шумоизоляция.
К8 сохранил переднеприводную платформу. Прерогативой дорогих исполнений стала подвеска с адаптивными амортизаторами. Усилитель руля с электромотором на рейке теперь есть у всех версий (такой механизм обещает более точное управление и прозрачную обратную связь). Базовый мотор прежний - 2.5 GDI (198 л.с., 248 Нм) с комбинированным впрыском. На смену 3.0-литровому двигателю пришел V6 3.5 семейства Smartstream (300 л.с., 359 Нм). Все модификации имеют 8-скоростной «автомат» и передний привод, но машины с двигателем 3.5 GDI впервые доступны с полноприводной трансмиссией.
Singer ACS
Singer, признанный калифорнийский производитель рестомодов на базе Porsche 911, порадовал петролхедов новинкой из ряда вон – ACS (All-terrain Competition Study). Как ясно из названия машины, созданной по просьбе давнего клиента компании, это видение Singer на тему внедорожных гоночных версий 911-го, коих в истории легендарной модели было множество – от 911 SC/RS до 959.
Как и в случае с дорожными Singer, за основу купе взяли Porsche 911 поколения 964 (выпускалось с 1989 по 1994 год). Но от него оставили лишь остов центральной части кузова с клеткой салона, который был значительно усилен. Все остальное – новое. Внешние панели сделаны из углепластика. Передняя и задняя откидные секции кузова выполнены в виде единых элементов, охватывающих крылья, и открывают легкий доступ для обслуживания важных механических узлов.
В итоге получился очень крутой внедорожный 911 – стильный, современный и в то же время олдскульный, близкий по духу к славным предшественникам золотой эры ралли 80-х, побеждавшим в марафонах Париж-Дакар и Баха 1000.
ACS оснащен модернизированной оппозитной «шестеркой» объемом 3.6 литра с воздушным охлаждением и двумя турбонагнетателями (отдачей более 450 л.с. и 569 Нм), 5-скоростной секвентальной коробкой передач, полным приводом с передним, центральным и задним дифференциалами ограниченного трения, длинноходной независимой подвеской с двойными регулируемыми амортизаторными стойками «по кругу», тормозными дисками с 4-поршневыми суппортами спереди и сзади, большими колесами с алюминиевыми дисками и внедорожными шинами BFGoodrich, полной защитой днища, компактными силовыми бамперами, увеличенным топливным баком и двумя полноразмерными «запасками».
В кокпите – гоночные кресла-ковши, руль Momo с кнопками управления множеством функций (радио, дворники и т.д.) и подрулевыми «лепестками», электронная панель приборов, маршрутный компьютер для штурмана и каркас безопасности.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.