Yves Saint Laurent: успех вопреки, а не благодаря

Знаменитый бренд мог не появиться, если бы Ива Сен-Лорана несправедливо не уволили из модного дома Dior

Полное имя основателя легендарного модного дома Yves Saint Laurent звучит достаточно длинно - Ив Анри Дона Матье Сен-Лоран. Родился он пусть и не на самой французской земле, поскольку его родители жили в городе Оран, Алжир, тем не менее его историческая родина была колонией Франции. Итак, 1 августа 1936 года в состоятельной семье выходцев из Эльзаса – страхового агента Шарля Сен-Лорана и домохозяйки Люсьен Андре Матье Сен-Лоран родился первенец, которого назвали Ивом, а после него еще две девочки — Мишель и Бриджит.

Его отец и дед занимались страховым бизнесом, поэтому в семье все думали, что маленький Ив в будущем продолжит их дело. Но мальчику была уготована совершенно другая судьба. Первый намек на это появился, когда ему было 3 года. Маленький Сен-Лоран сказал своей тете, что ее туфли не подходят к платью. Дама восприняла это как наглость и в наказание оставила племянника без десерта.

С самого детства будущий дизайнер проявлял творческие способности: увлекался шитьем нарядов для кукол, хорошо рисовал. В 14 лет Ив начал режиссировать театральные кукольные сценки и сам же для них делал декорации и шил костюмы. В доме Сен-Лоранов царила дружеская атмосфера, родители с уважением относились к увлечениям детей, поэтому на постановки Ива собиралась вся семья. Однажды Сен-Лоран попал в театр на постановку «Школа жен» режиссера Луи Жуве. Автором декораций к этому спектаклю стал известный во Франции художник Кристиан Берар. Юный модельер был в восторге от увиденного на сцене.

Ив Сен-Лоран

А еще Ив любил ходить с матерью на местный базар, там он, как завороженный, рассматривал яркие одежды людей, насыщенные оттенки специй, а через много лет он добавит все это в свои модные коллекции. Но свои первые платья он сшил для матери и одной из сестер, когда ему было 15 лет. Прошло 2 года, однажды, пролистывая французский еженедельный журнал Paris Match, Сен-Лоран увидел объявление о ежегодном конкурсе эскизов одежды, организованном Международным секретариатом шерсти. Недолго думая, он отправил 3 своих работы и победил в номинации «Вечерние платья». На церемонию награждения в Париже Сен-Лоран приехал вместе с родителями. Там он встретился с главным редактором французского Vogue Мишелем де Брюноф, показал ему свои наброски, в которых тот увидел талант Ива, и решил познакомить его с Кристианом Диором.

Сен-Лоран не знал, как кроить, не был знаком с техникой рисунка и даже понятия не имел, как правильно проводить примерку платья. Несмотря на это, Диор взял Ива на работу в качестве своего ассистента, так в 1955 году началась его карьера в модном доме Dior. Параллельно с этим он устроился к обычному портному в подмастерья, чтобы изучить азы кройки и шитья.

Несмотря на то что Кристиан был старше Ива больше чем на 30 лет, у них сразу же сложились хорошие отношения. Через два года Диор скончался в результате сердечного приступа, и во главе модного дома встал 21-летний Сен-Лоран. В 1958 году вышла первая коллекция Christian Dior, которую полностью создал молодой дизайнер, а не основатель бренда. Ив показал новый силуэт «трапеция», обыграв таким образом традиционные русские сарафаны. Тогда показы проходили без музыкального сопровождения. Он стоял в полной тишине, перебирал пальцами занавес, боясь избалованной столичной публики и провала. Тот морозный зимний день кутюрье запомнил на всю жизнь. К его удивлению и радости, публика оказалась довольной, Сен-Лоран привлек еще больше внимания к Dior, доказав, что он по праву возглавляет бренд. Платье-трапецию сразу же надели кинодивы Софи Лорен и Джина Лоллобриджида, а за ними и все модницы Франции.

Кристиан Диор (слева), Ив Сен-Лоран (справа)

В 1960 году Сен-Лоран выпускает коллекцию «Битник» (Beatnik), навеянную субкультурой битников, в которой фигурировали укороченные мотоциклетные куртки и костюмы, надетые поверх водолазок. Однако в тот же год началась алжирская война за независимость и дизайнера призвали в армию. Ив Сен-Лоран был утонченной творческой натурой, поэтому превратился для простых солдат в объект насмешек. Его выдержки хватило на 20 дней военной службы, а потом случился нервный срыв, в результате которого Ива поместили в военный госпиталь. Там же он узнал о том, что дом Dior в одностороннем досрочном порядке расторг с ним контракт. Новость усугубила состояние его психического здоровья, поэтому кутюрье пришлось перевести в военный госпиталь Валь-де-Грас, где ему давали большие дозы седативных и психотропных препаратов, подвергали электрошоковой терапии.

Платье-трапеция

Сен-Лорана выписали в ноябре 1960 года, вернувшись в Париж, он подал на Dior в суд за нарушение контракта и выиграл дело, компенсация составила 680 тыс. франков. На эти деньги в 1961 году он вместе с партнером - бизнесменом Пьером Берже открыл собственный модный дом Yves Saint Laurent и уже в следующем году выпустил первую собственную коллекцию. Публика аплодировала стоя на первом показе, на страницах журналов замелькали фото одежды от Yves Saint Laurent. Прозрачные блузки, стеклянные и деревянные бусы для вечерних образов и другие новшества Сен-Лорана вызвали громкую критику, но дизайнер был твердо уверен в том, что хорошо понимает, как должны одеваться современные женщины.

При этом он чувствовал, что должен отказаться от создания авангардных платьев от кутюр, чем он занимался в Dior, и создал коллекцию трикотажных платьев, которые сочетали яркие цвета. Они стали сенсацией и обеспечили Иву Сен-Лорану международное уважение, поместив его на вершину рейтинга парижских дизайнеров, которые понимали новую неформальность жизни современной женщины.

Показ 1971 года la collection du scandale вызвал шок у модной публики. Наряды передавали стиль 1940-х годов с ярким контрастным принтом в виде губ, квадратных плеч, платья-бюстье, шубы и жилетки. А Ив Сен-Лоран приобрел славу скандального и талантливого дизайнера.

На коллекцию одежды Russian Ballet and Opera в 1976 году дизайнера вдохновил русский этнический стиль. Во время показа он устроил театральное шоу, показывая практическое применение нарядов люксового сегмента. Спустя 3 года он презентовал женскую линию «Оммаж Пикассо» со схожим пышным русским стилем, для которой использовал бархат и парчу, камни, аппликацию, вышивку, натуральный мех для отделки.

После 1980-х годов начался медленный закат модного дома Saint Laurent, ему требовалась свежая кровь, дизайнеру из-за возраста стало сложно справляться с обязанностями. Ив Сен-Лоран умер 1 июня 2008 года от рака мозга в своей резиденции в Париже.

В 1993 году модный дом Saint Laurent купила фармацевтическая компания Sanofi, она продала акции компании Gucci, которая пригласила создавать коллекции прет-а-порте американского модельера Тома Форда. Коллекции от кутюр по-прежнему оставались за Ив Сен-Лораном. Свою последнюю коллекцию он представил в 2002 году, его прощальным показом стало ретроспективное дефиле в Центре Помпиду. Шоу собрало больше 2 тыс. зрителей и транслировалось на экранах, установленных на улице. На подиуме появились модели, демонстрирующие лучшие наряды, созданные за несколько десятков лет его карьеры. Заключительным аккордом стал выход на подиум давней музы кутюрье Катрин Денев, исполнившей для него песню.

Том Форд покинул модный дом в 2004 году, на смену ему пришел молодой итальянский дизайнер Стефано Пилати, а вместе с ним вернулись прозрачные блузки, платья с воланами, лаконичные костюмы-сафари и прямые юбки.

В 2012 году Пилатти сменил Эдди Слиман, будучи на посту креативного директора, он полностью трансформировал бренд, отныне на подиуме главенствовали гранж и рок-н-ролл, а женщина Saint Laurent стала энергичной, дерзкой и в то же время романтичной рок-звездой.

После Слимана в 2016-м в Saint Laurent пришел Энтони Ваккарелло — поклонник мини, асимметрии и сексуальности. Ради сотрудничества с легендарным домом он приостановил работу над собственным брендом и полностью сосредоточился на наследии Saint Laurent. Ваккарелло воскресил образ самодостаточной, уверенной в себе соблазнительницы.

Франчайзинговые бутики бренда работают в Барселоне, Мюнхене, Берлине, Варшаве, Киеве, Болонье, Риме, Москве, Монте-Карло, Каннах, Бейруте, Касабланке, Абу-Даби, Дубае, Дохе, Кувейте, Джакарте, Бангкоке, Маниле, Сеуле, Сингапуре, Макао, Тайване и Гонконге. Бренд широко представлен в Японии, есть бутики в Киото, Токио и Осаке, а также торговые точки по всей стране. В Китае автономные бутики находятся в Ухани, Шанхае, Пекине и Чунцине.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤