Путевые заметки Хашима Курбана. Следующая станция – Кашгар
В Казахстане пришло время B2AХранилище солнца, талисман, который отводит действие злых сил, приносит душевное равновесие и исцеляет – тыква. Множество легенд связано с этим питательным плодом природы. В Древнем Китае считалось, что во время всемирного потопа тыква-горлянка стала убежищем для мальчика и девочки, которые выжили и впоследствии продолжили человеческий род. В Японии рыба-сом, плавающая вокруг тыквы-горлянки, – излюбленная тема художников, основанная на мудрости дзен. Притча гласит – чтобы поймать изворотливого сома, не стоит метаться за ним и изводить себя новыми попытками. Нужно лишь опустить полую горлянку в водоем и заняться другими делами. Пройдет время, и любопытная рыба сама попадется в ловушку.
В арт-центре B2AProjectтеперь хранилища солнца повсюду. Здесь проходит выставка «Путешествие в Кашгарию» Хашима Курбана, живописца, мастера прикладного искусства. Первую свою работу из тыквянки Хашим сделал в Жаркенте, где родился и вырос. Миру известны мастера, работающие с декоративной тыквой в разных странах. Однако у каждого из них своя тематика, свой неповторимый почерк. Основная тема Курбана – люди, лица. Художник с благодарностью принимает тыквянку как дар природы и принципиально не меняет ее основной окрас – цвет солнца, земли, древности. Этот мастер вообще любит солнце, и потому, прогуливаясь среди его творений, посетители чувствуют жаркое дыхание пустыни и слышат журчанье родников.
Хашим Курбан, член Союза художников, заслуженный деятель Республики Казахстан: «Уйгуры с древних времен вырезают из тыквянки ковши и сосуды для жидкости. Она сохраняет температуру жидкости – природный термос. Странники брали в путь тыквянки с водой. А отправляясь в поле, уйгуры наливали в тыквянку аткянчай (национальный напиток). До сих пор наш народ использует в быту капак-чумуш (ковшик), май-капак (сосуд для масла). Я знаю семьи, в которых ни за что не расстаются с потрескавшимся ковшиком, которым наливала чай их прабабушка – берегут как реликвию. И по сей день, провожая человека в последний путь, уйгуры совершают обряд омовения именно из капак-чумуша».
За 25 лет Хашим Курбан изготовил более 1000 произведений искусства из тыквянки и вошел в Книгу рекордов Гиннеса Казахстана. Около 800 работ разлетелись в Австралию, Африку, Японию, Америку, Францию, Германию, Швейцарию. Цена колеблется от $10 до $1000. В стоимость включены идея, многолетние знания, опыт, труд, сердце и душа художника. Покупатель делает свой вклад в искусство и приобретает, по сути, бесценное творение альянса природы и человека.
Самая большая тыквянка в коллекции мастера – «Эхо веков». Высота – более 60 сантиметров, вместимость – 25 литров. На ее корпусе разместились более 20 исторических фигур разных эпох – великие полководцы, легендарные личности, писатели, композиторы. Два года автор вынашивал идею и воплощал ее в жизнь. Это символ любви, поэзии, силы человеческого духа.
Давид Машури, основатель B2AProject: «Хашим Курбан представляет поколение казахстанских классиков искусства. У него академическое образование и рука точного мастера. С другой стороны, он смелый экспериментатор, объединивший два жанра, – прикладное искусство и живопись. Эта объемность, своего рода 3D-формат дают ощущение реальности того мира, в который нас приглашает художник. Хочется заглянуть во дворик, который притягивает своим теплом и заряжает особой энергетикой».
Музы священных пещер «Мын уй» или «1000 будд», древние буддийские фрески IV-VI веков н.э., и, как кажется на первый взгляд, окна со ставнями. Стоит заглянуть в окно – за ним кишлак, скромные жилища из глиняных кирпичей с дымком из трубы, мощеные улочки, ремесленники, торговцы, музыканты, местный житель с козой и хозяйка, которая печет лепешки в тандыре, удивительной красоты природа и белые горлицы. Это окно в другой мир – врата в райский уголок – Кашгар с его степенной размеренной жизнью между пустыней и высокогорьем. Подобно жителям двух параллельных миров, глядят друг на друга посетители арт-центра и кашгарцы с картин художника.
Хашим Курбан говорит, что в Кашгаре все напоминает его детство, которое он провел в Жаркентской долине. Так жили его предки, такие древние поселения имеются в тех краях до сих пор.
Лейтмотивом выставки стала картина с изображением старца, продающего метлы. Это реальный персонаж, которого Хашим Курбан встретил в Кашгаре. Фотоаппарата под рукой не оказалось, и художник долго смотрел на эту картину жизни, чтобы запечатлеть у себя в памяти каждую деталь, а позже восстановил уже в своей картине.
«Кашгария – это целая эпоха, часть истории великого казахского историка, этнографа, просветителяЧокана Валиханова и символ уйгурского народа. Сегодня мы имеем возможность побывать в этом центре притяжения многих ученых и путешественников благодаря работам Хашима Курбана. И этот старец, для которого главное – продать пять метелок, чтобы как-то жить дальше – настолько философская картина, в ней столько души и боли, нераскрытой внутренней энергии. Эти работы побуждают людей изучать историю народа, традиции, культуру», – говорит Давид Машури.
Особое настроение на выставке задает звуковое сопровождение «Путешествия в Кашгарию» – «Двенадцать мукамов», бесценный дар средневекового уйгурского музыкального искусства и уникальное видео на большом экране, снятое в 1939 году шведскими учеными о путешествии из Кашмира в Кашгар.
Искусствовед Валерия Ибраева говорит: «До сих пор бытует мнение, что искусство – это картина, которая висит на стене. Если мы говорим о современном искусстве, то это уже движущаяся картина – видеоарт в мониторе. Я надеюсь, что кто-нибудь когда-нибудь в Казахстане купит видеоарт».
Эксперт в области современного искусства Средней Азии и Казахстана Валерия Ибраева пока не до конца свыклась с мыслью, что арт-центр, в котором выставляются работы классиков, может быть органично вписан в картину жизни торгово-развлекательного центра, в данном случае Есентай молл.
«Художник – не то прекрасное, о котором все говорят. Это молоток, гвозди, кровь, грязь, измученные руки. И потому довольно странно видеть нас всех в этом пространстве. Но жизнь меняется и нам надо идти на компромиссы, как пошли на компромиссы бизнесмены, учитывая, что бизнесу гораздо сложнее оторвать от себя деньги, чем нам. Это не плохой эксперимент. Порой я думаю – вдруг однажды все эти «Луи Витоны» исчезнут, и здесь будет музей современного искусства (смеется). Но это фантазии. А если серьезно, то вновь вспоминаю цитату Воланда из «Мастера и Маргариты»: «Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами все дадут!» – рассуждает она.
Хоть данная мысль, по сути, не монтируется с сюжетом японской притчи о рыбе, попавшейся в горлянку, все же прослеживается параллель – всему свое время, свое место. Теперь и в Казахстане пришло время B2A. Искусство, в свою очередь, уже давно готово предложить высокохудожественный материал, достойный внимания и уважения во всем мире. Маэстро, ваш выход!
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.