Французы тратят 9 млн евро на продвижение своего кино
В прошлом году во Франции сняли 220 кинокартинСкоро во Франции состоится открытие знаменитого Каннского кинофестиваля. В этом году в официальную программу фестиваля включена и казахстанская картина – фильм Адильхана Ержанова «Хозяева». Об успехах и перспективах казахстанского кино, о возможности применения в Казахстане успешной французской модели развития кинематографа, об экономической составляющей кино, и о многом другом, мы поговорили с вице-директором UniFrance по Восточной Европе, корреспондентом Каннского кинофестиваля, с одним из организаторов кинофестиваля в Казахстане «Французское кино сегодня» - Жоэлем Шапроном. Не так давно он приезжал в нашу страну открыть фестиваль в пятый раз и представить отечественной публике новейшие французские фильмы, которые показывали в кинотеатре «Арман».
Вы не раз говорили, что компания UniFrance занимается коммерческим продвижением французского кино. Во сколько это обходится Вашей организации?
Да, мы занимаемся коммерческим продвижением, но при этом наша ассоциация является абсолютно неприбыльной - около 75% нашего бюджета мы получаем от Национального центра кинематографии Франции (CNC). Это организация, аналогичная «Госкино» в России. Остальную часть бюджета мы пополняем за счет собственных источников финансирования - это спонсоры, субсидии министерств и прочее. В общей сложности, получается, что затраты на продвижение французского кино во всем мире получаются около 9 млн. евро в год. Но нужно учесть, что здесь, мы считаем все наши расходы, в том числе, и заработную плату нашего персонала. Что такое 9 млн. евро? С одной стороны, это приличная сумма, ведь это в любом случае это намного больше, чем тратит любая другая европейская кинематография на продвижение своих картин, с другой стороны, это капля в море! Ведь под продвижением мы имеем в виду весь комплекс промо-мероприятий, это и отправка наших артистов заграницу (только в прошлом году мы купили для них около 1 тыс. авиабилетов), это и производство всей рекламной продукции (каталоги, постеры), это и организация наших стендов на крупнейших кинорынках мира – в Каннах, Берлине, Гонконге, Лос-Анджелесе. Сейчас мы занялись еще и прокатчиками наших картин. Мы хотим, чтобы любой директор кинотеатра в любой стране мира знал все о новинках французского кино. Это, разумеется, дополнительные затраты.
Учитывая, что Ваша организация единственная во Франции, получается, что страна тратит 9 миллионов евро на продвижение своих фильмов….
Да. Но нужно учесть, что во Франции не снимают фильмов за государственный счет, все картины, которые мы продвигаем на мировом рынке, это картины, снятые частными компаниями. В этом и заключается основное противоречие - мы продвигаем то, чем, по сути, не владеем.
Французская культура одна из самых популярных в мире, и если на продвижение французского кинематографа нужно 9 млн. евро в год, то, сколько нужно тратить на продвижение других пока еще не известных всему миру кинематографий, к примеру, казахстанского кино?
Это довольно сложный вопрос. Да, продвигать французское кино легче, чем продукцию менее известных кинематографий, ведь наше кино пользуется положительным имиджем во всем мире, во многих странах люди росли на французском кино, и это помогает. Что касается вашего кино, то, наверное, если бы казахстанские продюсеры закладывали бюджет на международное продвижение, это было бы уже неплохо. Если бы они начали с 10 млн. долларов в год, было бы прекрасно.
Вы всегда подчеркиваете, что только присутствие произведенных картин в прокате способно по-настоящему повлиять на развитие кинематографа, но ведь в международном прокате казахстанские картины могут появиться лишь после наград на фестивалях?
Возможен и другой вариант – если международная компания займется продвижением и рекламой картин одного из казахских режиссеров, к примеру, Акана Сатаева. Но Сатаев снимает блокбастеры и сложно-постановочные фильмы, которые, как правило, требуют больших денег и рассчитаны на массовую аудиторию, соответственно и продвижение его картин будет более дорогим, чем продвижение лент режиссера, снимающего фестивальное кино. Другими словами, вы не можете выпустить в прокат картину Акана Сатаева, так же, как вы бы выпустили фильм Дарежана Омирбаева. Это другая публика. Акану, чтобы дойти до определенного количества зрителей, нужно будет дублировать фильм, а не субтитровать, нужны, предположим, не 10 кинокопий, а 100 кинокопий, все это большие расходы. Но, если вы хотите, чтобы у Сатаева была другая карьера, то в это нужно вложить огромные деньги.
Что кроме вложенных в промо-кампанию денег и фестивалей, может привлечь интерес зрителей?
Иногда определенную долю могут сыграть и популярные лица в фильме, всемирноизвестные актеры.
На пресс-конференции вы говорили, что за последние 18 лет во Франции было показано 12 картин казахстанских картин, из них половина - это фильмы Дарежана Омирбаева, с чем это связано? С тем, что он неоднократный участник и любимчик Каннского фестиваля или может быть авторский взгляд режиссера симпатичен французам?
Я думаю, это скорее связано с его известностью, Дарежана Омирбаева хорошо знают во Франции. К тому же, большинство его фильмов - это совместное производство с французскими кинематографистами. Но у других казахстанских режиссеров, я думаю, тоже есть шанс пройти по этому пути, пусть пробуют.
Всем известно, что французы любят кино и часто посещают кинотеатры…
Да, во Франции большой процент киноманов, в среднем французы посещают кинотеатр как минимум три раза в год. Всего это 200 млн. зрителей в год на 65 млн. жителей. Интересно, что основные посетители кинотеатров это не молодежь, как во всем мире, а аудитория 50+. Почему? У этих людей есть деньги на посещение кинотеатров, и свободное время.
Но при этом в кинопрокате французские фильмы редко окупают потраченные на производство деньги в одном лишь кинопрокате, вы говорили, этого успеха достигают 5, максимум, 10 картин, почему?
Причина в больших бюджетах. Средний бюджет кинофильма во Франции около 5 миллионов евро, это 7-8 миллионов долларов. Для того чтобы сразу же окупить это кино во французском прокате, вам нужно чтобы фильм получил, сейчас я посчитаю….(считает) около 30 млн. евро. Откуда такая цифра? Вот считайте сами – 40% должен получить прокатчик, 20 процентов получает продюсер… Да, это 30 млн. евро. А чтобы фильм собрал 30 млн. евро в прокате, нужно собрать около 8 млн. зрителей.
Во Франции берется 11 процентный налог со всех билетов, в пользу французских кинокартин, получается, какие бы фильмы не крутили, все равно зарабатывает ваше кино, при этом, французские прокатчики не спешат забить прокат американскими картинами, приносящими легкие деньги, почему?
Да, французские кинопрокатчики не покупают все американские картины подряд, лишь бы при этом заработать. Но это не объясняется введением каких-то ограничений или квот для местных картин. Этого во Франции нет, французский кинопрокат - это конкуренция в чистом виде. Если хочешь купить американское кино и показывать его в своем кинотеатре, пожалуйста, покупай, никто не запрещает. Но, наверное, массово голливудскую продукцию не скупают, потому что у нас попросту не ходят массово на эти фильмы. Понимаете, если бы в Франции было два прокатчика, или монополия… Но у нас в стране около 30-40 прокатчиков! Каждый выбирает то, что хочет прокатывать, мы не запрещаем. Я сам против любых ограничений, хочешь посмотреть «Аватара» - смотри. «Гарри Поттера»? Пожалуйста. Мы бьемся за разнообразие, пусть в кинотеатрах идет – все: и блокбастеры, и фестивальные картины, и поп-корновое кино.
Не так давно, вы издали книгу о модели развития кинематографа Франции «Принципы и механизмы развития французского кино», есть ли в ней что-то, что можно перенести на казахстанскую «почву»?
Не знаю. Казахстанцам, которые будут читать эту книгу, наверное, будет виднее. Но, конечно, нужно иметь в виду, что описанная мною модель работает в рамках необходимой обстановки - определенного экономического режима, в условиях тех или иных законов, и так продолжается больше 60 лет. Не думаю, что перенести на казахстанскую «почву» этот опыт будет так просто. Нужно садиться и разбираться, как работает у вас законодательство, что нужно, чтобы это изменить и улучшить. Так или иначе, сегодня французские кинематографисты работают не покладая рук, в прошлом году во Франции было выпущено 220 картин, из них 68 работы дебютантов.
Давайте поговорим о взаимосвязи экономики и культуры. Вы хорошо знаете современное кино, есть ли в мире страны не с самой сильной экономикой, но при этом их кинематограф может дать фору киноиндустрии высокоразвитых стран?
Да, это румынский кинематограф. После «Золотой пальмовой ветви» в Каннах и триумфа у одного из румынских режиссеров, а затем ряда призов на других фестивалях, к примеру, на фестивале в Локарно, кино Румынии оказалось в тренде, притом, что эта страна не является экономическими гегемоном.
То есть, мнение о том, что интереса к определенной культуре, в том числе и к кинематографу не будет, если страна не входит в число сильнейших стран мира, ошибочно?
Конечно, для возникновения интереса на мировом уровня к национальному кинематографу, достаточно иметь одного очень талантливого режиссера, который завоюет ряд важных наград в области кинематографа. Почему после вручения «Золотой пальмовой ветви» румынскому режиссеру Кристиану Мунджиу, появились новые имена румынских режиссеров? Потому что все мировая кинообщественность обратила на румынское кино внимание. Все подумали - откуда взялся этот парень? А может быть, там есть такие же талантливые ребята? Если завтра один из казахстанских режиссеров получит «Оскара» или «Золотую пальмовую ветвь», то, поверьте, выиграет все кино. Это будет победа целого поколения, а не одного человека.
В мире кино Вы известны еще и как отборщик Каннского кинофестиваля. При этом, Вы хорошо знаете казахский кинематограф. У кого из наших режиссеров есть потенциал попасть в основную конкурсную программу Каннского кинофестиваля в ближайшем будущем?
Такой потенциал у казахстанских кинематографистов, безусловно, есть. И об этом говорят успехи ваших кинематографистов. В этом году в официальную программу Каннского кинофестиваля включен фильм Адильхана Ержанова «Хозяева». Это хороший шанс заявить о потенциале казахского кино на весь мир. Что касается основной конкурсной программы, то не буду называть никаких имен, чтобы никого не обидеть. Но нужно понимать, что для того, чтобы попасть в основной конкурсный показ Каннского кинофестиваля, помимо того что лента должна быть авторская, нужно еще и чтобы в картине чувствовался масштаб. Чтобы все зрители, которые будут смотреть эту картину, понимали, что у режиссера кроме особого авторского взгляда, были еще при этом при этом большие возможности. То есть, когда Андрей Звягинцев снимает «Елену» он попадает в программу «Особый взгляд», а когда «Левиафан», то он попадает в основной конкурс. А все потому, что масштабы кино разные. Это не значит, что «Елена» хуже, просто она более интимная, чем «Левиафан».
Как вы прокомментируете программу Каннского кинофестиваля этого года?
Обнадеживающая (Улыбается). Самое главное, что когда каждый раз, когда публикую официальную конкурсную программу, возникает желание это посмотреть….
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.