Иностранцы о Казахстане
Гости из зарубежа рассказывают о своей жизни в КазахстанеЯпонка Тацуки Чика, эксперт по методике управления курсами японского языка
Японский Фонд при Казахстанско-японском центре развития человеческих ресурсов
В Казахстане два года
«В Казахстане очень суровый климат»
Тацуки
Чика специалист по двум языкам: японскому и китайскому. Она преподавала в
разных странах мира: в Доминиканской Республике, Южной Корее, Мексике,
Малайзии, Республике Парагвай, Бангладеш, КНР
и даже на острове Итуруп.
Тацуки с удовольствием едет работать в ту страну, где ее деятельность может принести пользу: «Климат в
Казахстане очень суровый: зимой холодно, а летом жарко, поэтому работать нелегко.
Но для меня начинать что-то новое – всегда интересно. Моя работа заключается в том, чтобы
знакомить иностранцев с японским языком и культурой. Некоторое время уходит на то, чтобы привыкнуть к жизни в другой стране, но, как
только привыкаешь, все становится на свои места. Обычно
я всё осматриваю в той стране, где я
впервые. Так как всё, с чем соприкасаешься впервые,
очень ново, поэтому и интересно».
Основную трудность своей жизни в Казахстане, Тацуки-
сэнсэй (сэнсэй - учитель, старший) видит в незнании большинства казахстанцев английского языка: «Мне было бы легче, если бы больше людей в вашей стране говорили на английском
языке. Испытываешь трудности, когда звонишь в туристические агентства,
телевизионные, телефонные компании,
в КСК. Трудно купить билет на вокзале, говоря по-английски. В Астане пройдет «EXPO 2017», и хотелось бы к тому
времени, чтобы английский язык нашел большее распространение.
И ещё внезапно принимаются решения о праздниках, что становится большим
препятствием в плане работы. Хотелось бы, чтобы всевозможные праздники
определили в календаре до начала нового года.
Правительство Казахстана посредством образования на казахском языке надеются
установить национальную идентичность. Я думаю, что такие мероприятия проводятся
не только в Казахстане. Защитить язык людей, которые жили там испокон веков,
это отличная идея! Но есть и экономическое влияние на язык. Какой же язык
удобен для ведения бизнеса, какой язык наиболее популярен? Наступила эпоха
глобализации, где дела в бизнесе строятся не только на одном языке. В Японии
обязательство при трудоустройстве на высокооплачиваемую работу знание
английского языка, но помимо него, необходимо знать и другие языки. Казахстан
граничит с Россией и, я думаю, что и это влияет на потребность в русском языке.
Поэтому я думаю, что вместо выбора одного, лучше стремиться к «мультилингвизму».
Я думаю, что это касается не только знания разных языков. Для того, чтобы выжить в глобальном обществе, во многом необходим новый подход. Каждый человек должен понимать свою ответственность перед будущим своей страны, не должно быть такого подхода, как «это меня не касается». И нельзя слепо следовать тому, что тебе говорят «сверху». Если об улучшении своей работы не будет думать каждый человек, то не будет подъёма и конкурентоспособности".
Тацуки-сэнсэй считает, что в
Казахстане очень красивая природа, которую нужно беречь: «В Алматы красивые горы. Я думаю, что
многие наслаждаются походом в горы. Также есть озера. Но, к сожалению,
некоторые люди оставляют после себя мусор. Я думаю, что убирать за собой мусор - это
ответственность каждого человека, хорошо и весело
проводившего там время».
Но зиму в Алматы преподаватель из Японии переживает тяжело: «Но, когда идут дожди или
тает снег, вокруг становится
неудобно ходить. К тому же, не хватает должного внимания водителей к
пешеходам. Кроме того, не хватает освещения, ночью темно и опасно на тротуарах».
Украинец Фаркош
Александр, руководитель Отдела Торгового Маркетинга
Компания «JTI»
В Казахстане третий год
«У нас схожий менталитет»
Александр родился в Украине. Начинал работать в компании рядовым специалистом
отдела продаж. За несколько лет пополнил профессиональный опыт, занимая
разные должности, в том числе и руководящие.
Александр воспользовался возможностью профессионального развития по программе
международных назначений и отправился в зарубежный центральный офис. Он долгое
время работал в штаб-квартире в Женеве, отвечал за поддержку рынков СНГ,
Европы и Америки и не скрывает, что ему по душе такая «кочевая жизнь».
Регулярные командировки, переезды, встречи с большим количеством людей только
мобилизуют его внутренние ресурсы, учат чему-то новому, подстегивают к
стремлению улучшать собственную работу, совершенствуя сферу своей
ответственности.
«Компания сглаживает всевозможные
проблемные вопросы при переезде за границу, помогает в поиске жилья, покрывает
расходы на перевозку личных вещей и переезд семьи, тем самым обеспечивая
комфортную жизнь в чужой стране, включая полный социальный пакет, медицинское
страхование, работу в hi-tech офисе».
«В Казахстане для человека из соседней
страны особых трудностей в работе в нет», - говорит Александр. «Менталитет у нас схож. Зато в Казахстане
большое значение играют традиции, важны личные взаимоотношения между людьми,
будь то партнеры по бизнесу, коллеги или даже продавцы и клиенты. В Европе
иначе: когда дело касается работы, личные отношения отходят на второй план».
В чем вы видите различия двух стран, Украины и Казахстана?
«Различий, на мой взгляд, не так и много: обе страны многонациональны и богаты своей многовековой культурой. Я не вижу разделительных линий «свой – чужой», при этом каждый из нас испытывает гордость за свой народ и за свои корни».
«Наши страны развивались по схожему
пути, но поскольку, Украина ближе к Европе, сфера розничной торговли,
среднего и крупного бизнеса немного отличаются. На рынке Украины давно
действуют международные игроки - известные транснациональные сети
супермаркетов, автозаправочных станций, торгово-развлекательные центры.
Это усиливает конкуренцию и сказывается на качестве. В Казахстане
заведения пока не испытывают столь жесткого соревновательного давления
игроков. Поэтому для тех, кто открывает здесь свой бизнес, например,
ресторан, гораздо больше возможностей. А привлекательная налоговая среда
их только усиливает. Хотя в Казахстане международных игроков меньше, учитывая
растущую привлекательность страны и ее потенциал, уверен, что в скором будущем
многое изменится» -
рассказывает Александр, -«Что касается
казахстанских потребителей, они очень открыты и быстро увлекаются глобальными
брендами. Это хорошо. Думаю, их желание пробовать новый продукт
связано с историческим опытом. В составе СССР у Казахстана не было особых
возможностей совершенствовать потребительские товары и услуги. Вот такую
тенденцию я замечал….»
Любимый город Александра в Казахстане - Алматы: «От ваших
гор я без ума. Союз динамичного мегаполиса, нетронутой природы и красоты
могущественных гор никого не оставляет равнодушным. Город растет и развивается
на глазах, за два года моего пребывания в Алматы построили много новых домов и
офисов, которые радуют глаз своей архитектурой. Местные
власти внимательны к чистоте и благоустройству Алматы: не в каждом городе
пост-советского пространства можно насладиться прогулками по чистым паркам,
аллеям и, и главное, работающими фонтанами. И еще, в Алматы хорошие
дороги, но стиль вождения порой слегка
смущает».
На вопрос, как он относится к сегодняшним событиям в Украине, Александр отвечает: «Я очень переживаю за свою страну, еще больше переживаю за народ. И верю, что страна переживет этот тяжелый период, а чувства веры и надежды людей не будут преданы».
Россиянин Антон Керман, администратор
Ресторан «Villa Dei Fiori»
В Казахстане несколько месяцев
«Здесь ты иногда сталкиваешься: это невозможно, так у нас не делается»
Антон Керман буквально «сбежал» от динамичного многомиллионного города Москва, успешной карьеры, родных и друзей в спокойный Алматы: «Москва меня малость "потрепала". Здесь я могу дышать, успевать больше… Я мало знал о Казахстане, не было даже знакомых. У меня были ассоциации: Пакистан, Узбекистан... Но теперь я могу с уверенностью сказать, Алматы третий город в СНГ по динамичности, по экономическому развитию и по некой энергетике. После Москвы и Санкт-Петербурга».
С ресторанам Антон заключил долгосрочный контракт: «Я не долго размышлял над своим решением,
ехать ли работать в другую страну».
Привыкший к очень «московскому» ритму жизни, Антон старается и своих коллег
научить работать в таком же ключе: «Это
не только ритм жизни и работы, а это когда ты понимаешь, что все возможно
сделать в кратчайшие сроки. За несколько дней крупный форум с тысячами
приглашенных. Без проблем, организуем. И мы просто брали и делали! Здесь ты
иногда сталкиваешься: это невозможно, у нас так не получится, так у нас не
делается. У людей здешних очень много стереотипов, но когда они видят удачные
примеры, они меняют свое мнение. У них разрушаются стереотипы. Главное
оптимистичный настрой. Когда ты сам веришь в лучшее, то и твои коллеги начинают
верить вместе с тобой».
Но, по словам Антона, важно уважать традиции и культуру чужой страны: «Есть то, что нельзя игнорировать и в принципе изменить. К примеру, тосты. Долгие, основательные. Тост сказать старается каждый гость. А в Москве это уже утеряно. Это на самом деле хорошая традиция».
Антон постарался ввести в управление рестораном
именно московские «элементы»: «У нас
самая современная система управления. Это открытость, у нас нет авторитарного управления.
Постоянные пятиминутки, где персонал может дискутировать, вносить свои
пожелания и предложения. Нам важен внешний вид персонала. В Казахстане на это
не сильно обращают внимание, в отличии от Москвы. В Москве сначала создают
картину, потом разбираются в сути».
По словам Кермана, амбициозные проект и возможность жить в Алматы стали основной
причиной его переезда в город, больше чем финансовый вопрос: «В Москве трудно чем-либо удивить, это
нужно вообще из ряда вон что-то придумать, чтобы быть первыми. Это вопрос
амбиций. Здесь большой диапазон. Можно быть первым здесь».
В свободное время Антон ездит кататься на лыжах на
Чимбулак: «Здесь у меня есть возможность
ходить на йогу, спортзал, просто есть время полистать новости в интернете,
посмотреть все серии любимого сериала. Но все равно у меня достаточно динамичный
ритм жизни: в 7.30 йога, затем завтрак в городе, чтобы узнать, что происходит,
чем кормят. Дальше я приезжаю в ресторан, здесь какой-нибудь тренинг,
бесконечные встречи. Вечером я совмещаю полезное с приятным: ужинаю и провожу
мониторинг. И каждый раз в новом заведении. Встречаюсь с друзьями, которых у
меня здесь уже достаточно».
И что вы можете сказать по данным
мониторинга ресторанов-кафе? «В
Алматы появилось очень много сильных заведений. И чем больше заведений, тем
лучше. Самые главные наши враги: это пельмени и телевизор. Главное поднять людей,
чтобы они завтракали, обедали и ужинали в ресторане. В Москве уже мало кто ест
дома, а здесь еще сохранены традиции семейных ужинов. И мы все же ощущаем
недостаток потребителя. Здесь в основном в ресторанах обедают, ужинают и
завтракают, так называемая «золотая молодежь». А люди старшего поколения стараются
все же дома…»