За год число туристов на Шымбулаке выросло втрое
Горнолыжный курорт очень востребован, отмечает генеральный директор «Шымбулака»Самый популярный горнолыжный курорт «Шымбулак»не справляется с потоком отдыхающих. Его генеральный директор Ержан Еркенбаев прямо заявил, что инфраструктура не готова охватить всех посетителей. Не хватает прокатного снаряжения и трасс. В очереди на подъемник лыжники простаивают по несколько часов. В 2012 году курорт побил свой рекорд 2 тыс. посетителей в сутки, а в этом их уже 6 тыс. При том, что дневной абонемент на «Шымбулаке» стоит 6 тыс. тенге. Такая же ситуация на «Табагане» и в «Ак-булаке». Что же мешает отечественным предпринимателям вкладываться в этот востребованный бизнес и строить свои турбазы?
Самая главное проблема - нехватка денег, отмечает владелец турбазы « Тау-парк» в Иле-Алатауском природном парке Алексей Семенов. «Одна сотка земли в национальном парке стоит сегодня от 10 тыс. долларов. Аренда земли тоже не дешевая и ее нужно продлевать каждые пять лет. Кто решится строить что-то основательное, если через пять лет у тебя могут забрать землю под другие нужды? А окупаемость этого бизнеса от 7-12 лет», – подчеркнул Семенов.
Бизнес Семеновых начинался еще в девяностые. В те времена, участки земли тут продавали за бесценок. Через 10 лет Семеновы построили на этой территории канатную дорогу. «Купить бугель можно за несколько миллионов, зато отдача от него до 120 тысяч тенге в день, при хорошей загрузке», – отмечает бизнесмен.
Когда прибыль стала более ощутимой, бизнесмены приступили к возведению гостиницы. Строительство четырехэтажного отеля на турбазе длится уже шесть лет, вложено почти 4 млн. долларов. Как отметил Алексей Семенов, инвестиции на возведение гостиницы поступали от прибыли из другого бизнеса. При этом, предприниматель сразу отказался от возможности оформить кредит.
Чтобы турбаза функционировала круглосуточно, нужны коммуникации, но чаще всего предпринимателям приходится проводить их самим. В «Тау-парке» есть связь, электричество, вода, автономное отопление. Имеется и снегоуборочная техника, транспорт и административный персонал.
«Можно было бы это провести за счет государства – выиграть грант через фонд «Даму». Однако, на это нужно много времени и в банк необходимо было предоставить залоговое имущество. Но в нашем случае – это арендованная земля и техника, которой свыше пяти лет, а значит, в качестве залога она не может служить», – рассказывает Алексей Семенов. При этом, предприниматель подчеркнул, что поддержка государства недостаточно ощутимая. Потому и турбазы развиваются только мелкие.
Семенов подчеркнул, что ведение бизнеса в Казахстане – дело непростое. Приходится договариваться с властями, учредителями, соучредителями. Хотя туристический бизнес в нашей стране иностранные коллеги называют «золотой жилой» из-за отсутствия конкуренции.
«Планов еще много. Довести до ума гостиницу, построить бассейн и баню, организовать летние туры, конференции, тренинги, тимбилдинг, чтобы не было простоя»,– говорит Алексей Семенов. «Иногда хочется все бросить, и вернуться к перепродажам. Мне ведь приходится тут жить, потому что своим делом надо заниматься самому. Могу и борщ сварить, и на сноуборде поучить, и станцевать, и спеть, массаж сделать, постель заправить, полы помыть. Так, что прежде чем начать этим заниматься, лучше сто раз подумайте, нужно ли это вам?», – шутит бизнесмен.
Алан Бесен только собирается реализовать амбициозный туристический проект. Общественный деятель предлагает в отдаленных Уджарском и Тарбагатайском районах построить родовые имения. Выделить желающим земли, оградить их от внешнего мира, позволить вести хозяйство, экологически чистое и здоровое. Проект позволит возродить аул, оздоровить людей и обеспечить их работой, считает Бесен. Аналогов экологических поселений в мире не мало, есть единичные поселки и в Казахстане, но местные власти только пожимают руку альтруисту.
«Наиболее эффективно туризм развивается в тех странах, где есть внятные программы его поддержки на государственном уровне. В Казахстане уже сложился некий порочный круг. Власти не слишком заботятся о развитии отрасли, так как туристический показатель составляет всего 1%», - говорит Алан Бесен, «Не едут – ни зарубежные туристы, ни наши из-за отсутствия инфраструктуры. Рассчитывать на малый бизнес в данном случае смысла нет. Строительство дорог, мини- отелей, вывески на иностранных языках, пиар — это задачи, с которыми может справиться только государство в союзе с крупными частными инвесторами».
По данным Travel and Tourism Competitiveness Index в Казахстане на 16,2% сократилось число въездных туристов. Происходит это как раз из-за неразвитости турбизнеса в стране в целом. По данным Ассоциации внутреннего туризма доля въездного туризма в Казахстане в 2012 году составила лишь 5%, внутреннего - 32%, выездного - 63%. И в этом ситуация не сильно изменится.
По прогнозам международной туристкой ассоциации к 2030 году количество туристов, посещающих Европу, вырастет на 30%, азиатские страны - на 400%, то есть потребность в развитии инфраструктуры имеется колоссальная и не воспользоваться этим просто глупо. У Казахстана есть все шансы стать одной из ведущих туристических стран, а не плестись в конце, тем более, что потенциал огромен: есть горы, пустыни, степи, море, зеленые леса и ярко выраженная сезонность. Кроме того, Казахстан богат историко-культурными памятниками, которые имеют всемирное значение, культурным и этническим наследием народов.
Но крупные предприниматели если и развивают этот бизнес, то не активно и чаще всего строят элитные дома отдыха закрытого типа. Мелким предпринимателям не хватает средств на соответствующее развитие и поддержки государства. Между тем, по данным статистики, 30 иностранных туристов, создают одно рабочее место. Сами предприниматели настраиваются на EXPO-2017, Универсиаду и другие международные события, которые будут проводиться в нашей стране. Они просят не только помочь с развитием инфраструктуры, арендой, но и снизить тарифы на внутренние перелеты. В Казахстане перелеты внутри страны колеблются в пределах 400-500 долларов, а в Европе в среднем около 15-30 евро. Кроме того, нужен приток иностранной валюты в страну.
Туризм, являясь одной из крупнейших отраслей в мире, имеет около 3,5 трлн. долларов оборотного капитала и привлекает более 7% мировых инвестиций. Так, удельный вес доходов от туризма в Испании составляет 35%, Греции - 36% , Турции - 20%.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.