Особенности казахстанского шоу-бизнеса
Представители казахстанского шоу-бизнеса пока только мечтают о доходах своих западных коллег и их степени влияния на обществоПредставители казахстанского шоу-бизнеса пока только мечтают о доходах своих западных коллег и их степени влияния на общество. Например, в США, Европе и России эта отрасль не только сверхприбыльна, но позволяет решать и политические задачи. Вспомнить хотя бы любые президентские выборы в Штатах, там есть даже жанровое деление в зависимости от партии кандидата. Так, условные рок-звезды и звезды Голливуда, как правило, поддерживают демократов, а звезды кантри – республиканцев. Отечественным же деятелям масскульта далеко и до гонораров западных коллег, и до их политизированности.
Один из самых успешных казахстанских музыкальных продюсеров Эрик Тастембеков считает, что главной причиной слабой рентабельности шоу-бизнеса является низкая плотность населения. Грубо говоря, рынок сбыта слишком мал. По словам продюсера, творчество и так вещь довольно абстрактная, зарабатывать на вкусах людей сложно само по себе. Но если рынок ограничен числом потребителей, то задача становится еще сложнее.
Жомарт Сулейменов, продюсер ныне очень популярной певицы Луины, продолжает тему маленького рынка: «У нас и так небольшая аудитория, но и этот маленький народ ведь делится еще. Делится по языковому признаку, то есть и без того небольшой рынок делится еще на два рынка. Артисты тоже делятся, таким образом, на русскоязычных и казахоязычных. Цельного рынка у нас нет».
Однако такие сложности не означают полного отсутствия бизнеса. Просто этот бизнес своеобразен. Например, если на Западе основным источником доходов для артистов являются концерты, то отечественные исполнители, говорит Эрик Тастембеков, зарабатывают за счет корпоративов. По словам продюсера, концерты – вещь и вовсе убыточная.
Ерлан Алимов, продюсер Али Окапова (лауреата Евразийской музыкальной премии в номинации «Артист года»), согласен со своим коллегой. По его словам, чтобы провести концерт, например, во Дворце Республики, необходимо сначала потратиться на аренду здания, затем ждать, что будет аншлаг. Однако далеко не всем казахстанским певцам удается заполнить зал до отказа. Тем более если речь идет о сольном выступлении.
Что касается продажи всякого рода носителей, то тут и говорить не о чем, музыкальный альбом – уже давно архаизм. А продавать интеллектуальную собственность через интернет – это отдельное искусство.
Так что, казалось бы, выступления на свадьбах, тоях и обрезаниях – единственный источник дохода для казахстанских артистов. Например, по словам Жомарта Сулейменова, выступление Луины стоит 1 млн тенге. Эрик Тастембеков и Ерлан Алимов о стоимости выступления своих подопечных распространяться не стали. Но, вероятно, суммы сопоставимые. Тут, кстати, встает любимый в этом бизнесе вопрос конкуренции с Россией. Казахстанские артисты, поющие на русском, в отличие от казахоязычных коллег, и без того небольшое число зрителей должны делить с российскими звездами. Но, если судить об успехах в этой конкуренции с точки зрения спроса, то российские артисты дают фору местным. Пример тому – гонорары за корпоративы. Например, если та же Луина, одна из самых ныне известных артисток страны, берет за выступление $6 тыс., то ее российские коллеги – группа «Банд Эрос» – уже $20 тыс. Это притом, что данный коллектив можно отнести, образно говоря, ко второму эшелону российской поп-сцены.
Что касается интернета, по словам Жомарта Сулейменова, Всемирная сеть является хорошим «окном» для артиста, если он делает качественный продукт. То есть интернет можно считать бесплатной рекламой, однако все зависит от качества. Также Всемирную паутину можно рассматривать как рынок. В частности, можно торговать песнями через знаменитый iТunes Store. Но и тут, как правило, отечественный слушатель отдает предпочтение зарубежным исполнителям.
Как видно, шоу-бизнес – не самое простое дело в Казахстане. Некоторые артисты и вовсе имеют вторые и третьи источники дохода. Что уж говорить о тех, кто, собственно, и занимается бизнесом в этой сфере, о продюсерах.
Мотивация у таких людей в основном одна. Например, Эрик Тастембеков и
Ерлан Алимов сами меломаны. Так что для них этот бизнес еще и дань уважения
любимому делу. Что касается продюсера Жомарта Сулейменова, то его мотивировало,
по его словам, желание повысить качество современной музыки в Казахстане. Все деятели
шоу-бизнеса, говоря о причинах своего появления на этом рынке, ссылались на
некие гуманистические мотивы, а не на «ожидания рынка». Так что всем, кто решит
заняться шоу-бизнесом, следует помнить, что одна часть этого словосочетания
стоит под большим вопросом.