Часовые компании стали сочетать скромность с излишеством
Понятия «скромность» и «турбийон» всегда были антонимамиЧасы с турбийоном приобрели у нас такую популярность, что швейцарцы называют Россию «страной турбийонов», а наш рынок вот уже целое десятилетие удерживает безраздельное первенство по потреблению дорогих часов свыше 100 тысяч франков.
Тем и удивительнее выглядит новейший тренд выпускать часы с турбийоном, но убирать его с циферблата, прятать на обратной стороне корпуса и даже не упоминать о присутствии красивейшего из усложнений. В этом году так поступили сразу шесть производителей.
Самым первым убрал с циферблата каретку турбийона дом Patek Philippe в своей знаменитой модели Ref.5100 10-Days Tourbillon. Произошло это 9 лет тому назад, а мотивировали патековцы свою скромность исключительно заботой о сохранности механизма. Дескать, на каретку турбийона, что расположена на циферблате, солнечные лучи (усиленные преломлением сапфирового стекла) попадают гораздо чаще. А это вызывает быстрое высыхание смазки, и, работая без масла, гораздо быстрее выходят из строя рубиновые палеты анкера и зубья спускового колеса.
Вторым на этот акт вандализма решились в Panerai. Но здесь в дело вмешались дизайнеры, которые решительно воспротивились появлению каретки турбийона на фирменном историческом циферблате культовых часов. В модели Panerai Luminor 1950 Tourbillon GMT Ceramica фирменный модуль турбийона с кареткой, которая вращается как шампур автоматического гриля, расположен с обратной стороны керамического корпуса диаметром 48 мм. Помимо турбийона здесь есть индикаторы GMT, 24 часа, времени суток и запаса хода.
Любопытно, но именно по тем же мотивам отсутствует турбийон и на циферблате модели A.Lange & Sohne Lange 1 Tourbillon Perpetual Calendar. Саксонцы также не захотели нарушать гармонию фирменного циферблата. Эта модель отличается поразительной лаконичностью и от этого кажущейся еще более аристократической индикацией месяцев, лет и дней недели. Кстати, дисковый индикатор месяцев — мировая премьера. Он впервые применяется в наручных часах. Особенно хороша его конструкция. Еще одна роскошная деталь — все указатели переключаются мгновенно и одновременно, и ровно в полночь, а не в 23:45 или в 00:30.
А вот франко-британский часовой тандем Робер Гребель — Стивен Форси убрали с глаз долой самый красивый из ныне существующих турбийонов — их гордость квадрупл-турбийон в модели Greubel Forsey Quadruple Tourbillon Secret по совету специалистов из Patek Philippe, чтобы уберечь механизм от солнечных лучей. Жаль! Их четверным турбийоном любоваться и любоваться! Состоит он из двух двойных турбийонов, где вторая каретка наклонена на 30° и помещена в первой. Внутренняя каретка вращается с традиционной для турбийонов скоростью — один оборот в минуту, а внешняя — в четыре раза медленнее. Такая схема позволила решить сразу несколько задач: снизилась позиционная погрешность хода, увеличился диаметр балансового колеса и его инерционные свойства. Балансы в двойных турбийонах колеблются в противоположных направлениях, что дополнительно компенсирует позиционную погрешность хода. Соединены турбийоны между собой дифференциалом. Корпус диаметром 43,5 мм изготовлен из розового золота.
Несмотря на то что модель De Bethune DB 16 называется Tourbillon Regulator, циферблат этих часов выглядит традиционно (если не принимать во внимание восхитительно лаконичный аристократический дизайн индикаторов вечного календаря с фирменным указателем фаз Луны и времени суток). Создатели назвали часы «регулятором» потому, что дополнили модуль своего совершенного 30-секундного высокоскоростного турбийона с балансом из кремния и белого золота и частотой 366 000 пк/ч модулем «прыгающих» секунд. Причем этот модуль этих секунд устроен так же, как в маятниковых часах: имеет дополнительный анкер с впускной и выпускной палетами. Для оптимизации работы дополнительного анкера его снабдили еще одной персональной спиралью. Все это обеспечивает часам практически идеальную точность. А пару веков назад именно такие часы, по которым сверялись остальные, и назывались «регуляторами». Механизм DB 2509 имеет ручной завод и 4-дневный запас хода. Корпус 43 мм изготовлен из розового золота.