Реальность искусства длиной в две недели
Коллекционирование – очень важный элемент развития искусства и основная составляющая арт-рынка.Совсем недавно «Капитал.kz» (№38 (417) от 17 октября 2013 года) писал о том, что, во-первых, коллекционирование предметов современного искусства в Казахстане находится в зачаточном состоянии и это существенно тормозит развитие искусства в стране, во-вторых, если для нашей республики что-то и покупают, к примеру, для Esentai Mall и Mega-2, то это работы зарубежных художников. Так, на территории «Есентай Парка» находятся «Скульптура сидящей женщины с фруктом» латиноамериканского скульптора Фернандо Ботеро, скульптура «Кочевник» выдающегося испанского творца Жауме Пленса, скульптура «Пестрая лошадь» итальянца Лорето Вероччия.
Между тем коллекционирование – очень важный элемент развития искусства и основная составляющая арт-рынка.
И перемены не заставили себя ждать. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в конце прошлой недели на территории торгового центра Esentai Mall открылся арт-фестиваль Esentai Art Reality, все арт-объекты, созданные в ходе фестиваля, планируется передать в дар паркам и скверам Алматы. Основная тематика фестиваля – взаимосвязь искусства и моды. Как известно, модельеры и дизайнеры очень часто пользуются предметами искусства как источниками вдохновения. В то же время «грань между искусством и модой стирается. Ведь творения известных кутюрье можно считать настоящими произведениями искусства», говорит куратор арт-проекта Ирина Мачнева-Мота. Однако необходимо отметить, что мода всегда имеет прикладной характер, тогда как искусство – это чистый концепт, направленный скорее на поиск трансцендентных смыслов, чем на применение в повседневной жизни.
Главную цель фестиваля организаторы видят в знакомстве алматинцев с современным отечественным искусством. «Ведь у современного горожанина очень мало возможностей для встречи с искусством как в целом, так и с казахстанским в частности. Люди мало посещают различные мероприятия по искусству. В связи с этим мы решили провести такое неформальное мероприятие», – поясняет г-жа Мачнева-Мота.
Действительно, фестивальная программа построена таким образом, чтобы привлечь совершенно разную и довольно широкую аудиторию. Так, в рамках основной программы на протяжении двух недель в специальных мастерских семь мастеров – участников фестиваля – будут создавать свои работы на глазах у посетителей торгового центра. Участники арт-эксперимента – молодые художники, а также признанные деятели искусства Казахстана: Арыстан Шалбаев, Саид Атабеков, Бахыт Бубиканова, Алпамыс Батыров, Рашид Нурекеев, Сырлыбек Бекботаев и Серик Буксиков.
Параллельно с основной программой каждые выходные во время фестиваля будут выступать звезды казахстанской эстрады и проводиться мастер-классы для взрослых и детей.
Свой акцент на казахстанском искусстве устроители фестиваля объясняют тем, что работы отечественных современных художников легче увидеть на каких-либо крупных международных площадках, чем непосредственно в Казахстане.
По окончании проекта состоится конкурс работ по следующим номинациям: лучший арт-объект, специальный приз от закрытого клуба Seven и приз зрительских симпатий. В состав жюри конкурса входят: Нурлан Туреханов, дизайнер, Ольга Батурина, искусствовед, Миргуль Омурзакова, управляющий директор Capital Partners, представитель Гете-Института и представитель закрытого клуба Seven.
Устроители Art Reality, фокусируясь на широкой аудитории, призывают художников мыслить позитивно. Как поясняют организаторы фестиваля, художникам дана творческая свобода в создании концепта своего произведения и в выборе материала, но с учетом нескольких условий, среди которых и такое: «приветствуется позитивный настрой. Сарказм и негативные мысли неприемлемы».
При этом критерии оценки арт-объектов организаторы выставили следующие: «раскрытие темы «Взаимосвязь искусства и моды», креативность, оригинальность идеи, качество исполнения, сложность исполнения и эстетический аспект». В связи с этим встает вопрос о том, насколько количественные показатели, такие как сложность и качество исполнения работы, возможно применять к предметам искусства. Следуя этим критериям, вполне вероятно, что признанный мировым сообществом гений Казимир Малевич со своей знаменитой работой «Черный квадрат», не отличающейся сложностью техники исполнения, не прошел бы отбор у жюри Art Reality. Как пояснила г-жа Мачнева-Мота, эти критерии были разработаны специально для тех членов жюри конкурса, которые не являются профессионалами в области искусства, как некоторые направляющие в их выборе.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.