Не бойся! Выйди на улицу и загляни внутрь себя!
Весь следующий месяц от алматинцев и гостей нашего города потребуется особое внимание к пространству, в котором каждый из нас су...Весь следующий месяц от алматинцев и гостей нашего города потребуется особое внимание к пространству, в котором каждый из нас существует, зачастую даже не замечая его.
Чудесная для Алматы пора смены летнего пейзажа на осенний станет вот уже в четвертый раз декорациями для самого масштабного события в области современного искусства на территории Казахстана – фестиваля ArtBatFest.
Ближайшие четыре недели городская среда мегаполиса преобразится в музей под открытым небом. Лишь с одной оговоркой. Приходя в музей, каждый заключает негласный договор о том, что он пришел насладиться созерцанием предметов искусства. Но ArtBatFest меняет заведенный порядок. Он вовлекает прохожего, как вольно, так и невольно, стать зрителем и потребителем современного искусства. Объекты, представляющие основной проект фестиваля, разбросаны по всему городу. Они обескураживают, сбивают с толку, возмущают горожан, заставляя их быть неравнодушными.
Фестиваль буквально погружает нас с вами в контекст современного казахстанского и мирового искусства.
В этот месяц город становится дружелюбнее и ближе для каждого. Городское пространство разворачивается лицом к своим жителям. Организаторы фестиваля стремятся, чтобы наш город в эти дни стал для каждого чуть роднее, знакомее, памятнее и дороже.
Подумаешь! Каждый такое «наваяет»!
Присутствуя на открытии ArtBatFest, в этом году можно было услышать разную реакцию на действия известной авангардной шымкентской группы «Кызыл трактор», этноисследования итальянцев ROD, городской танец Third Rail Projects совместно с участниками мастер-класса и другие выступления. Одни ужасались: «Фу! Смотреть противно! Взрослые люди дурью маются!», а другие, наоборот, восклицали, особенно зрители от 6 лет и младше: «Мы же останемся до конца!».
Очень часто приходится слышать о том, что современное искусство – это плохо, некрасиво, ни о чем, глупо и безобразно. Многие говорят о его пустоте.
Такую резкую критику в адрес будущих Леонардо да Винчи, Ван Гогов и Модильяни можно объяснить, на мой взгляд, несколькими факторами.
Долгое время сама для себя я находила лишь одно объяснение столь «восторженной» реакции на современное искусство. Художники часто являются связующей нитью настоящего и будущего. Они заглядывают немного «за», а ведь взгляд в будущее всегда таит в себе стену непонимания. Сложно нам, сегодняшним, понять и принять то, чем мы, завтрашние, будем жить и дышать.
Однако благодаря новому ArtBatFest стало ясно, что есть и другая причина неприятия современного искусства.
Искусство сегодняшнего дня повествует нам о нас самих. Оно погружено в нашу с вами повседневность. Художники современности обнажают проблемы, близкие каждому из нас. Они рассказывают нам о каждом из нас. И, как мне видится, именно эта черта искусства заставляет современного зрителя отторгать его. Ведь для того чтобы взглянуть на себя со стороны, требуется немало храбрости. А когда мы все-таки наберемся решимости и посмотрим на самих себя критично, мы обнаружим в себе немало изъянов. Это чувство негодования в конечном итоге выливается в акт неприятия по отношению к современному искусству. Хотя, по сути, мы вместе с художником критикуем и самих себя.
Я убеждена, что каждый акт вандализма как крайняя мера неприятия современного искусства по глубокой сути своей несет посыл недовольства вандала прежде всего самим собой. А вместе с тем и неуверенность в собственных силах, которую он посредством насилия над предметом искусства и хочет опровергнуть. Получается, что не надо бояться вандалов, они одни из самых неравнодушных зрителей.
То есть современное искусство как ничто другое позволяет каждому из нас изучить, познать и воспитать самих себя. Еще Гете писал: «Чтобы создать нацию, сперва надо создать театр». И только культура и искусство способны из вандалов сделать рефлексирующих граждан современного общества.
Город как холст
Именно так звучит тема основного проекта фестиваля в этом году. Алматы, как сообщают организаторы, – уникальное проблемное поле для художественных интервенций. Расположенный на пересечении идентичностей (национальной, этнической, да даже географической, на границе долины и гор), соединяющий в себе наследие прошлого (как советского со всей его риторикой, так и более раннего, времен Российской империи) и нынешние сложные процессы выстраивания собственного геополитического субъекта город предоставляет художникам множество объектов и тем для анализа, специфических пространств для реализации проектов.
«Алматинский genius loci (гений места – прим. ред.) – центральная тема фестиваля 2013 года – предполагает создание работ, укорененных в городском ландшафте, проблематизирующих его прошлое и настоящее (и проекции в будущее), критический анализ политических, культурных, социальных особенностей, градостроительной специфики и эстетического строя этого города, рассматриваемого как целостный подвижный организм», – пишет в концепции фестиваля куратор основной программы Дарья Пыркина.
Из далекой точки будущего, из глубины Вселенной, смотрят миллионы глаз.
Ползет и ползет по земле какая-то скучная, одноцветная, серая масса.
И вдруг – яркое пятно! Это я вышел на улицу!
Юрий Домбровский о Сергее Калмыкове
Девиз фестиваля: «Это я вышел на улицу!»
Дата проведения: с 6 сентября по 6 октября 2013 года
Участники фестиваля:
- Группа 310/ Россия/ «Отец яблок».
- Göla/ Италия/ «Вопль».
- Творческое объединение Nebula/ Казахстан/ Ч/Б.
- Sallamari Rantala & Катя Суворова/ Финляндия – Казахстан/ «Обыкновенные герои».
- Абильсаид Атабеков/ Казахстан/ «Седло».
- Куаныш Базаргалиев & Сауле Сулейменова/ Казахстан/ «Тени предков».
- Сырлыбек Бекботаев/ Казахстан/ «Маки».
- Серик Буксиков/ Казахстан/ «Золотой квадрат».
- Лёха Гарикович/ Россия/ «Засада».
- Группировка ЗИП/ Россия/ «Режимный лагерь».
- Валерий Казас/ Россия/ «ТРАВА».
- Мария Кошенкова/ Россия – Дания/ «Тень».
- Андрей Кузькин/ Россия/ 1 4 12 3 18 9 16 1 – 15 8 99 3.
- Группа «МишМаш»/ Россия/ «Полоса без препятствий».
- Лоран Рейне/ Франция/ «Внутри Снаружи».
- Марат Сагит/ Казахстан/ «Небесное чувство».
- Екатерина Сисфонтес/ Россия – Швеция/ «Архетипы подсознания».
- Хаим Сокол/ Россия/ «Живой архив».
- Георгий Трякин-Бухаров/ Казахстан/ «ПеГАЗ».
- Андрей Устинов/ Германия – Россия/ «Шумный столб».
- Зоя Фалькова/ Казахстан/ «Городские балбалы».
- Рикард Фореус/ Швеция/ «Освободительный памятник Неизвестному».
- Арыстанбек Шалбаев/ Казахстан/ «Нефтебочки».