Мрачные, но прекрасные открытия Одессы

...Маньяско я встретил... в Одессе.Шумливая Дерибасовская.Вывеска Пружинера «Починка примусов».Запах кошек и жареной «рибы».Глад...

...Маньяско я встретил... в Одессе.

Шумливая Дерибасовская.

Вывеска Пружинера «Починка примусов».

Запах кошек и жареной «рибы».

Гладкая кладка каменных плит мостовой.

Белые фартуки дворников, только что приказом городского

совета снабженных бляхами.

Сергей Эйзенштейн


Одессу стоит посетить только ради одного открытия. Помимо прочих приятных моментов, этот легендарный город подарит вам встречу с настоящим гением живописи – Алессандро Маньяско.

Мрачные образы этого удивительного итальянского мастера уже не один век вдохновляют ценителей живописи. Так, выдающийся советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн пишет о художнике: «Мне Маньяско интересен тем, что, пожалуй, не столько Эль Греко, сколько монахи Алессандро Маньяско стилистически определили облик и движения моего Ивана Грозного – Черкасова». И именно в Одессе Эйзенштейн впервые познакомился с работами Маньяско.

В залах Одесского музея западного и восточного искусства можно увидеть известные картины мастера, и это самая большая коллекция на постсоветском пространстве. В музее представлены такие работы Маньяско, как: «Пейзаж с фигурами», «Кордегардия», «Мария Магдалина», «Бреющиеся монахи».

«Мгновениями это уже не движение фигуры, схваченное кистью, но самовольно манерное движение кисти, торопливо замаскированное костями и дряблым телом аскетов, протянутыми руками, изысканно сложенными ладонями с длинными пальцами, – отмечает в своих мемуарах об этих картинах Сергей Эйзенштейн. – Еще чаще кажется, что это витиеватые и вычурные росчерки подписей, рассевшиеся в монашеских облачениях, чтобы согреть вокруг очага свои разбежавшиеся хвосты, петли, узлы и пересечения».

Как пишет Аркадий Ипполитов, сотрудник Государственного Эрмитажа, в творчестве Маньяско мирно уживаются явная анахроничность его страстей, тянущая художника к XVI веку, с авангардизмом его безумной и неудержимой живописности, балансирующей на грани абстрактности и предвосхищающей век XX. Именно эти характерные для художника черты будоражат современных исследователей искусства до сих пор.

«Даже сегодня, когда зритель привык к разнообразным странностям полета творческой мысли и к тому обстоятельству, что любая новизна оказывается просто хорошо забытой стариной, живопись Маньяско поражает своей мрачной экспрессией и странной прихотливостью сюжетов», – подчеркивает эксперт.

Свойственное барокко острое чувство бренности всего земного претворяется у Маньяско в образы всеобщего затмения и распада, написанные нервным, крупным мазком в сумрачных, оливково-землистых красочных гаммах, сочетающихся с резкими вспышками более светлых тонов. К его саркастическим живописным гротескам, или «капризам» («каприччи»), добавились с годами и многочисленные сцены монашеской жизни, воплощающие ирреальную суету. Свои наблюдения над бытом художник неизменно превращал в полуфантастические видения.

Кроме картин Маньяско, в Одесском музее зрителя ожидает немало и других открытий. Так, настоящей визитной карточкой музея являются картины Франса Хальса «Святой Лука» и «Святой Матфей». Многим «Святой Лука» известен только благодаря фильму «Возвращение «Святого Луки», снятому в 1970 году режиссером Анатолием Бобровским. В основу киноленты легла история похищения картины с выставки в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

Кроме этого, в восточном отделе музея каждый может ознакомиться с интереснейшими гравюрами знаменитого японского мастера Кацусики Хокусаи из серии «Книга о птицах». Хокусаи – один из самых известных иллюстраторов и художников Японии, ведь именно он в XIX веке придумал слово «манга» и начал выпускать сборники «Хокусаи манга» («Наброски Хокусаи»). Как полагают специалисты, этот художник – один из тех, кто определил направление развития японской графики и визуальных искусств.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤