ТОП-5 европейских дворцов с парками
Алькасар (Севилья, Испания)По-испански севильский Алькасар (ударение на второй слог) называется Reales Alcázares de Sevilla. Соб...Алькасар (Севилья, Испания)
По-испански севильский Алькасар (ударение на второй слог) называется Reales Alcázares de Sevilla. Собственно, слово «алькасар» переводится как «дворец», и таковым и является — королевская семья и по сей день пользуется частью помещений замка как собственной резиденцией. Как и легендарную Альгамбру в Гранаде, Алькасар заложили еще мавры: первый дворец построили еще при династии Альмохадов. Нынешний дворец начали строить в 1364 году, при кастильском короле Педро I. При нем замок выглядел как резиденция султана; прелестную мудехарскую архитектуру, к сожалению, изрядно исказили готическими перестройками при Карле V. Хотя, к чести этого последнего, свой посольский зал Salon de Embajadores он оформил превосходно. Особенно впечатляют огромные цветные рукописные карты, украшающие стены этой маскулинной комнаты, вдохновившей многих декораторов последующих веков. В «Девичьем патио» (Patio de las Doncellas) можно полюбоваться расписными изразцами, которые были распространены в Андалусии почти так же, как азулежу в соседней Португалии. Однако самое красивое во дворце — парк с пальмами, розовыми кустами и апельсиновыми деревьями, а также фонтаны, летом спасающие от адской 40-градусной жары. Алькасар очень удобно расположен. Он стоит прямо в центре Севильи, на той же площади, что и крупнейший в Европе готический храм - Кафедральный собор Мария-де-ла-Седе, где похоронен Колумб.
Версаль (Франция)
Резиденция «короля-Солнце» Людовика XIV в представлениях не нуждается — достаточно сказать, что именно она вдохновила Петра I на строительство Петергофа и стала прообразом последнего. Впрочем, парк, разбитый по проекту величайшего специалиста своего времени архитектора Андре Ленотра, стал образцом не только для петергофского парка, но и абсолютным эталоном «французского сада» - с геометрически правильными дорожками, расставленными в идеальном порядке скульптурами, подстриженными в форме различных фигур деревьями и спрятанными тут и там павильонами самого разного предназначения — от ужинов до любовных утех. Самое красивое место дворца, перестроенного при Луи XIV все тем же Ленотром и его коллегой Шарлем Лебреном, — Зеркальная галерея. Преемник короля Людовик XV дополнил ансамбль очаровательным Малым Трианоном, шедевром стиля барокко. Версаль — первый дворцово-парковый ансамбль, ставший общедоступным музеем: он превратился в таковой сразу после Французской революции, в 1801 году.
Пена (Синтра, Португалия)
Загородный дворец Пена (Palácio Nacional da Pena) в 23 км от Лиссабона решил возвести принц-консорт Фердинанд Саксен-Кобург-Готский, муж португальской королевы Марии II, в псевдоготическом стиле, модном для его времени (принц умер, не достроив дворца, в 1885 году). Замок со множеством башенок, лесенок, переходов и прочего обожают дети. Интерьеры его довольно заурядны — сравнительно небольшие комнаты, в которых королевская семья жила обычной летней жизнью, спасаясь от жары, и принимала только близких друзей. Взрослым скорее понравится парк в английском пейзажном стиле: дворец и окружающие его 270 га зеленых насаждений расположены на высокой скале над городком Синтра, откуда открываются незабываемые виды. В ясную погоду можно увидеть даже океан. В парке, имеющем статус заповедника, множество редких растений: расположение высоко над уровнем моря обеспечило ему уникальный микроклимат и замкнутую экосистему. Ходить по парку можно только по дорожкам, рвать цветы и ломать ветки запрещается. Экскурсию в Пена стоит совместить с посещением самой западной точки континентальной Европы — мыса Рок, до него от Синтры всего 18 км.
Хельбрунн (Австрия)
Дворец у подножия горы Хельбрунн в шести километрах от Зальцбурга решил построить себе Князь-архиепископ Зальцбургский Маркус Зиттикус фон Хоэнемс. Постройку он заказал итальянцам Сантино Солари и Донато Масканьи с требованием, чтобы они возвели что-нибудь ренессансное, на манер палаццо любимых князем Рима и Венеции. Солари и Масканьи выполняли заказ с 1612 по 1615 год и справились с блеском. Большой дворец дополнили охотничьим замком Маунтшлосс и Каменным театром. Веком позже, в 1730 году, до парка добрались реконструкторы во главе с инспектором императорских садов Францем Антоном Данрайтером. По его проекту парк Хельбрунна превратился в образцовый «французский сад» в стиле рококо: 60 га ровных дорожек, фонтанов (в том числе «потешных», подобных петергофским), пергол, скульптур и в придачу - гроты Нептуна и Орфея и Эвридики, а также высеченный в скале Механический театр, открытый в 1750 году. В этом театре до сих пор 256 деревянных раскрашенных фигурок двигаются на сцене, изображающей городскую площадь с ратушей, под звуки водяного органа. Циркачи танцуют с медведем, строители возводят дом, булочник, сапожник и мясник торгуют в своих лавках. Юные зрители — в полном восторге, да и взрослым нравится.
Сан-Суси (Потсдам, Германия)
Эскиз малого летнего дворца в стиле рококо в окружении «французского сада» в резиденции Сан-Суси под Потсдамом нарисовал лично прусский король Фридрих Великий, который был изящным дилетантом во множестве областей — от музыки до архитектуры. Дворец возвели в 1745-1747 годах, но королю этого показалось мало, и в 1763-1769 годах он соорудил себе еще один — Новый, или Neue Kammern, в барочном стиле, с куполом, весь уставленный скульптурами (их более 400) и так изукрашенный, что сам владелец называл его «фанфаронадой». Дворец окружает великолепный парк, состоящий из нескольких частей разных эпох. Первый сад с террасами для виноградников заложили по желанию Фридриха на Пустынной горе в 1744 году. Его украшает, в числе прочего, очаровательный, золотой с голубым, китайский Чайный домик. Позже 2,5-километровая аллея связала летний дворец с Новым, который был в свою очередь окружен заложенным в 1787 году Новым садом в английском стиле с неизбежными для пейзажного парка пирамидой, обелиском, египетским порталом и сфинксом. Сейчас, помимо всего этого великолепия, посетители Сан-Суси могут осмотреть старинную ветряную мельницу и ботанический сад, а также Оранжерейный дворец «романтика на троне» Фридриха-Вильгельма IV, сооруженный в середине XIX века в неоренессансном духе.