Когда прошлое дополняет настоящее
В Алматы проходит фотовыставка «Переплетение реальностей» Архитектура...В Алматы проходит фотовыставка «Переплетение реальностей»
Архитектура – это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, это декорации личной истории каждого из нас. Мы рождаемся, растем, влюбляемся и мечтаем в окружении города, его улиц, дорог и зданий.
Город и его архитектура – это живой организм, который меняется вслед за временем. Именно эти изменения решил обнажить своими работами молодой казахстанский фотохудожник Илья Мартынов.
В течение длительного путешествия по просторам нашей родины, а в общей сложности фотохудожник преодолел путь длиною в 18426 км за 38 дней, г-н Мартынов собирал уникальный материал. В результате на выставке «Переплетение реальностей», открывшейся недавно в алматинской галерее «Тенгри Умай», фотограф представил 117 работ, выполненных в технике коллажа и наложения изображений, процесс обработки которых, по признанию автора, занял 8 месяцев.
Фотовыставка проходит при поддержке организации «Фонд Сорос-Казахстан» (ФСК). Сауле Меирманова, координатор программы «Молодежные инициативы» ФСК, отмечает, что «данный проект особенно интересен и важен тем, что наглядно и в художественной форме дает оценку того, что происходит с нашими городами, развивается ли их урбанистическая культура, и, как следствие, и прочие аспекты жизни в регионах».
Цель выставки, как отмечают организаторы, показать обществу перемены архитектурного облика страны, происходившие и происходящие сейчас, переосмыслить его значение для сегодняшнего дня. Для этого будет представлен огромный фактологический материал, включающий архивные фотографии, хранящиеся в республиканских и краеведческих музеях, описание зданий и путевые заметки.
«Объединить старую и новую фотографию на одном холсте чрезвычайно трудно, – рассказывает Илья Мартынов. – Наиболее сложно было отыскать здание или угол улиц, изображенных на старом фото. Работники музеев не всегда точно могли указать нужное место на карте, а прохожие часто не имели представления об именах старого города». Когда здание все же находилось, сделать снимок с нужного ракурса оказалось только половиной дела – разные возможности техники не позволяют сделать абсолютно идентичные фото. Только все современные компьютерные чудеса сделали возможным такой проект».
Фотографии Ильи Мартынова отправляют нас к нашим личностным воспоминаниям. Мы видим, с одной стороны, улицы сегодняшнего дня, а с другой – историю этих мест. Как писал известный французский философ-постмодернист Ролан Барт, в фотографии, конечно, имеется в наличии целая цепь сущностных моментов, позволяющих изучать фотографию с точки зрения физики, химии, оптики, рассматривать ее сквозь призму эстетики, истории, социологии. Но сущность фотографии вообще неотделима от «патетики», соткана из нее, а потому к сущности фотографии можно приблизиться только путем анализа личного переживания, вызываемого тем или иным снимком.
В свете переплетения черно-белой фотографии с современной цветной по-особенному звучат слова философа о том, что в любой цветной фотографии цвет – это сделанная позднее добавка к первоначальной правде черного и белого. «Цвет для меня – что-то искусственное, румяна (вроде тех, которыми румянят трупы). Потому что для меня важна не «жизнь» фото (понятие чисто идеологическое), а уверенность в том, что фотографируемое тело касается меня своими собственными лучами, а не добавочным светом. Таким образом, фотография зимнего сада, пусть совсем бледная, для меня – сокровище лучей, шедших от моей матери-ребенка, от ее волос, от ее кожи, ее платья, ее взгляда в тот самый день», – говорит философ.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.