Художественный контекст современности
Мы живем в мире контекстов. Каждое новое событие образует цепочку смыслов с предыдущим. Этот феномен современности нашел свое от...Мы живем в мире контекстов. Каждое новое событие образует цепочку смыслов с предыдущим. Этот феномен современности нашел свое отражение и в искусстве. Для полноты его восприятия зрителю просто необходимо погрузиться в «среду создания» того или иного арт-объекта.
В связи с этой особенностью современного концептуального искусства каждая работа, представленная на 55-й Венецианской биеннале, сопровождается обширным комментарием, объясняющим дискурс произведения. Дискурс – это продукт коммуникативного действия, но не просто текст, а актуально произнесенный текст, вербальный продукт.
В этом отношении постмодернистское понятие дискурс как нельзя лучше отражает всю полноту «внутренней жизни» художественных инсталляций. Дискурс как социально обусловленная организация системы речи, а также как определенный принцип, в соответствии с которым реальность классифицируется и репрезентируется в те или иные периоды времени и характеризует арт-объект. Дискурс социально обусловлен, и идеологическая социализация осуществляется именно в дискурсе.
Китайские табуретки истории
Главным автором павильона Германии в этом году стал китайский диссидент Ай Вейвей. Он известен не только своими арт-работами, но и противостоянием китайским властям. Таким образом, Германия вопреки желанию китайских официальных властей бесповоротно изолировать художника, снова предоставляет место его работам на своей территории.
Для 55-й Венецианской биеннале знаменитый китайский художник и архитектор подготовил инсталляцию, состоящую из 887 старинных табуреток, собранных в единую скульптуру. Как пояснил сам автор, 887 деревянных стульев на трех ножках дожили до наших дней со времен правления династии Цин – последней из императорских династий, правивших Китаем. Ай Вейвей собрал табуретки в одну гигантскую скульптуру. И эта махина, по задумке автора, как будто парит в воздухе, а посетители павильона проникают в нее и гуляют непосредственно внутри нее. «Конструкция довольно сложная. В ней есть пара стабилизирующих соединений, но я старался не портить табуретки. Инсталляция должна производить впечатление чего-то летящего или падающего, кому как нравится», – подчеркнул Ай Вейвей.
Табуретки автором были выбраны не случайно. Они олицетворяют, с одной стороны, переход к массовой культуре и массовому же сознанию, ведь вручную сделанные табуретки в свое время заменили поставленные на поток пластмассовые стулья. С другой стороны, художник видит в них символ индивидуальности, попираемой в современном Китае.
Хороший день для велосипедиста
Остросоциальный подтекст затронули в своем павильоне в этом году и англичане. Так, художник Джереми Деллер вспоминает эпизоды из британской новейшей истории и «мстит» королевской семье. На огромной фреске автора изображена сова, занесенная в Красную книгу. В мире осталось всего 20 особей, живущих в дикой природе, и это один из символов Великобритании. Гигантская птица крушит Land Rover – еще один символ Британии. Эта фреска отсылает зрителя к эпизоду 2007 года, когда принц Гарри подстрелил на охоте две редких птицы.
Более того, г-н Деллер описывает павильон как личный музей истории страны, с различными объектами, начиная от топоров эпохи неолита до приватизационных чеков для фабрик Уильяма Морриса, выданных в России в начале 1990-х, – следов денационализации промышленности, которая привела к возникновению олигархов.
«Большая игра» Казахстана
В неофициальной части программы 55-й Венецианской биеннале современное казахстанское искусство было представлено на выставке под названием «Дефрагментация истории», организованной фондом International Art Development Association.
Термин «дефрагментация» позаимствован из информатики, где он означает процесс обновления и оптимизации логической структуры раздела диска с целью обеспечить хранение файлов в непрерывной последовательности кластеров. Этот феномен казахстанские художники применили и к нашей истории. «Факты и события истории Казахстана должны быть собраны и проанализированы, выстроены в единый гармоничный ряд», – пояснила художница Зауреш Телебай. Художники старались говорить с молодежью на понятном и вызвать интерес у молодого поколения к собственной истории.
Г-жа Телебай совместно со своим мужем Галимом Мадановым создали работу, которая и озаглавила всю экспозицию. В ней художники использовали название книг, где употребляется термин Great game (Большая игра), означающий противостояние Англии и России на пространстве Евразии. С приходом советской власти игра прекратилась, а после распада СССР начался второй ее тайм. К ней подключились и новые игроки.
«Мы собрали 40 названий книг начиная с авторов ХIХ века и заканчивая нашими современниками. Буквы, использованные в работе, сделаны из хлеба. Ведь хлеб это не только плотская пища, но и пища для размышлений», – заметила г-жа Телебай. Кроме этого, определенный символизм художники вложили и в цветовую гамму арт-обьекта, состоящую из золотого цвета и цвета нефти.
Также в рамках казахстанской выставки в Венеции Саид Атабеков представил свою работу «Одежда Чингисхана». По задумке автора, в гипертрофированном костюме великого правителя любой человек может пролезть через рукав или штанину, чтобы буквально на себе прочувствовать масштаб этой исторической фигуры и его значение в истории.
История вопроса
Венецианскую биеннале считают своеобразным «Оскаром» в мире современного искусства. Безусловно, она является самым престижным мировым арт-событием.
Идея Венецианской биеннале возникла у консула Венеции Риккардо Сельватико. Она была учреждена в 1895 году как «Международная художественная выставка города Венеции». На первой биеннале были представлены работы художников из 16 стран. Престиж биеннале вскоре достиг международного масштаба, а когда после Второй мировой войны, в 1948 году, ее регулярное проведение возобновилось, она стала площадкой общепризнанного международного авангарда. В те же годы стартовало строительство первого павильона для выставок в стране, вокруг которого в квартале Кастелло с 1907 года начали строиться павильоны других держав. Уже в 1930 году мэрия Венеции перестала управлять выставкой, и биеннале перешла под контроль Италии.
В 1930-х годах в рамках биеннале основаны международные фестивали музыки, театра, кино, в 1975 – Международная выставка архитектуры.
За всю историю своего существования Венецианская биеннале лишь дважды брала паузу. От традиционно проводимой выставки пришлось отказаться в период Первой мировой войны в 1916-1918 годах и в 1942-1947 годах из-за губительной Второй мировой войны.
В последние годы международная выставка проводится в Венеции в нечетные годы с июля по ноябрь. Венецианская биеннале подразделяется на несколько направлений: выставка архитектуры, фестиваль театрального искусства, фестиваль современного танца, фестиваль современной музыки и международный ежегодный кинофестиваль. Кроме того, отдельным структурным подразделением выставки в Венеции является исторический архив современного искусства, в котором собрана библиотека каталогов всех ранее проводимых выставочных мероприятий, а также многочисленные материалы, имеющие прямое отношение к биеннале.
Хотя старейшие павильоны XIX – начала XX века традиционно расположены в тенистых садах Джардини, выставочные мероприятия давно вышли за территориальные рамки венецианских садов: театры, парки, выставочные комплексы, дворцы кино – экспозиции «разбросаны» по всему городу.
«Это довольно странно, учитывая тот факт, что Венеция – настоящий город-музей, – утверждают эксперты информационного портала hochuvitaliu.ru, – в котором даже ручки на дверях меняются только с письменного согласия муниципалитета. И вот теперь – острова Голубой Лагуны и набережная Большого Канала просто «утыканы» скульптурными и архитектурным композициями, которые поражают зрителей своими невероятными амбициями, идеями и формами».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.