Книжный сумрак
Вы их не видите, а они есть! Это о казахстанских писателях и их книгах.Судя по количеству премьер, устраиваемым для алматинских...Вы их не видите, а они есть! Это о казахстанских писателях и их книгах.
Судя по количеству премьер, устраиваемым для алматинских книгоманов, не все потенциальные бестселлеры пылятся в столе. Однако, те, что появляются на свет, зачастую получают признание лишь узкого круга читателей – родственников и друзей. Казахстанские писатели не пытаются угнаться за конъюнктурой рынка. Пишут о том, что ближе к сердцу – романы-фэнтэзи, книги о животных, инструкции по выживанию в мире мужчин, итд. «Воздушное кочевье».
Известный казахстанский журналист Адам Капанов (экс-редактор журнала «Сезон ДМ»), на днях представил свой первый роман – «Воздушное кочевье». Романтическая история-фэнтэзи тесно переплетается с казахской и тюркской мифологией. Здесь знакомые с детства герои – жезтырнак, жалмауз кемпiр, невероятные приключения и вечная борьба добра со злом.
«Писать роман было легко, потому что в основе книги лежали сокровища древнетюрского фольклора. Мне оставалось только объединить все это в едином сюжете и представить на суд читателей. Поэтому, жизнь моих героев в сказочной стране Ортале будут интересны не только казахстанцам, но и жителям других стран огромного евразийского пространства» - рассказывает Адам Капанов.
Впрочем, сначала было либретто для балетной постановки (2009 г.). Написана музыка и партитуры. Затем победа в конкурсе от Министерства культуры. Однако, балета до сих пор не случилось… И автор решил пойти другим путем – издать книгу, а уж потом, вернуться к разговору о балете и даже экранизации книги.
Все расходы по изданию книги Капанов взял на себя. По его словам, финансовая независимость дает свободу творчеству и придает уверенности в собственных силах. «Мне было одновременно и легко и сложно. Сложно в том, что расходы пришлось нести самому. А легче потому, что оформлял книгу, как мне нравится, и не зависел от издательств и спонсоров», - повествует автор романа.
Иллюстрации к «Воздушному кочевью» создал известный скульптор Эдуард Казарян. Рисунки с керамических работ Казарян предоставил автору безвозмездно… Несмотря на помощь друзей, себестоимость одного экземпляра (около 4 000 тенге) оказалась, почти в два раза больше, чем цена в книжном магазине (около 2 000 тенге). На дорогие издания отечественного производства спрос небольшой. Чуть позже подключились спонсоры. Компания «Astana Моторs» и сеть магазинов «Меломан» помогли с презентацией романа, которая состоялась в одном из крупных алматинских торгово-развлекательных центров.
«Издание книги – дорогое удовольствие, но оно того стоит. Ведь для писателя, главное заявить о себе, вызвать интерес читателя», - рассуждает Адам Капанов. – «Так, что это скорее имиджевый, чем коммерческий проект, как для меня, так и для всех кто меня поддерживает. Сага о лошадках.
В Казахстане не так много известно об иппотерапии (от греч. «hippo» - лошадь). Но эксперты во многих странах уверены - лечебная верховая езда способна творить чудеса! Яркий пример чудесного эффекта - история Светланы Шестерневой, которую она описала в своей книге «Спаси Бог вас, лошадки…».
Трогательный рассказ не оставляет равнодушным вдвойне. Каждый, кто купит книгу поможет бездомным животным. На средства от продажи первого тиража (500 экземпляров) для них построят приют.
Идея рассказа родилась два года назад. Первыми читателями стали пользователи интернет-ресурса (proza.kz). По восторженным и благодарным откликам Светлана поняла, ее труд востребован!
На многочисленные запросы спонсоры ответили гробовым молчанием. Издание книги обошлось примерно в 2 000 долларов, включая разработку дизайна, верстку, предпечатную подготовку и саму печать. Окупятся ли затраты из личного бюджета, автору остается лишь гадать. «Мне всякий раз вспоминается случай, когда одна местная фирма не пожалела солидной суммы на съемки фильма. Причем, съемочным процессом управлял человек, к кинематографу никакого отношения не имеющий», - приводит пример Светлана Шестернева. В итоге, девушка решила, что сумма не так уж и велика, и к тому же это будет первый шаг к исполнению мечты - строительству дома для стареющих лошадей.
«Едва тираж оказался на пороге моей квартиры, я тотчас сообщила об этом на своей странице в соц.сети. Буквально через пару минут мне пришло сообщение от специалиста по коммуникациям компании «Carlsberg Kazakhstan». Компания помогла организовать презентацию, и я благодарна за проявленный интерес» - резюмирует Светлана. О «книггерах» и pr-агентах.
В прошлом году, на книжном рынке Казахстана грянул гром. В свет вышел скандальный роман Аян Кудайкуловой «Колечко с сердоликом» (1890 тг). Рукопись о наболевшем – неверном муже, разлучнице-токал, унижениях старшей жены, страданиях о потерянной молодости – всколыхнула не только светскую общественность. История отечественной Оксаны Робски была издана без литературной обработки – как есть. Здесь надо отдать должное внушительному бюджету и pr-технологиям. Дневник назвали «инструкцией по выживанию», провели презентацию, собрали прессу и гламурную публику, устроили интервью в СМИ.
«Я подключилась к раскрутке романа, когда он уже был издан»,- вспоминает литературный pr-агент Виктория Шин. – «Сегодня книжные магазины заинтересованы в том, чтобы на их полках стояли достойные произведения казахстанских авторов, в том числе и современных. А журналисты всегда в поисках сенсаций и новых героев. Поэтому, вызвать интерес к книге удалось почти бесплатно».
По данным компании «Меломан», на сегодняшний день из 180 экземпляров романа Аян Кудайкуловой, взятых на реализацию, продано около 70 штук. Успех первой книги того же автора («Сумочка от Коко» -1290 тг) был заметнее по двум причинам: сенсация прозвучала от первых лиц, да и цена вопроса была ниже.
Обычно над произведениями от «автора без опыта» трудится целый штат специалистов. Так называемые «литературные ниггеры» (или «книггеры») записывают и обрабатывают историю, редакторы - редактируют, корректоры - корректируют и только потом отдают на милость типографии.
Весь подготовительный процесс обходится от 100 000 тенге и выше. Услуги художника-иллюстратора или дизайнера оплачиваются отдельно (от 80 000 тенге). Создать вокруг произведения шумиху в прессе тоже стоит денег (от 150 000 тенге за один этап).
Издать книгу.
Стоимость производства книги зависит от многих параметров:
- от объема публикации (в авторских листах).
- от тиража (чем больше тираж, тем выше сумма стоимости, но ниже цена одного экземпляра).
- от типа обложки (мягкая или твердая).
- от качества бумаги.
- от оформления (количество используемых красок).
- от сложности допечатной подготовки издания (большое количество фотографий, графиков, таблиц значительно удорожает верстку).
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.