Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Государство
  3. Пять трендов глобального образования
Фото: Руслан Пряников
Фото: Руслан Пряников

Система образования переживает трудные времена. Пандемия и жизнь на новых скоростях ежедневно бросают вызовы образовательному процессу не только в Казахстане, но и во всем мире. К чему идет и какие тренды сегодня преобладают в сфере высшего образования, мы попросили прокомментировать руководителя одного из топ-10 университетов Республики Казахстан, ректора Университета Нархоз Станислава Буянского.

Футурологи ошиблись. Они уверяли, что онлайн-образование будет постепенно завоевывать рынок, что гуманитарии – это архаика, которым настало время уступить место под солнцем IT-специалистам, и что каждое последующее поколение студентов («икс», «игрек», «зет» и «альфа») будет на голову сильнее предыдущего. И не спешите восклицать «но ведь все так и есть!», ведь уже завтра все может измениться.

Система образования гораздо глубже и сложнее по своим смыслам и закономерностям, чем это кажется на первый взгляд. Наша задача, как демиургов от образования – предсказать какие профессии будут востребованы через 5 или 10 лет и каким навыкам обучать студентов сегодня, чтобы получить революционное по своим талантам поколение завтра.

Конечно, существуют вечные знания, которые не меняются веками. К примеру, люди восхищаются «Государем» Николы Макиавелли, считая это образцовой книгой для менеджмента и управления людьми. «Это единственный писатель, которого стоит читать», - говаривал Наполеон, указывая на книгу итальянского политика. Но если вы вернетесь на 2 тыс. лет назад, то на территории далекой Индии внезапно обнаружите старинный трактат «Артхашастра» за авторством индийского политика Каутильи, который практически дословно предваряет принципы своего коллеги из Флоренции.

Думаете, сегодня в человеческой природе что-то изменилось? Нет.

Социология, психология, история и критическое мышление – суть вечные дисциплины, которые крутятся вокруг природы человека. Они проходят через обновления и расширения (иногда революционные), но с точки зрения образования остаются прежними по своим базовым законам.

Другое дело, когда вопрос касается профессий нового века – IT-сектор, медицина, архитектура, машиностроение, инженерия. Каждый год привносит новые открытия, которые запросто переворачивают с ног на голову предыдущие достижения ученых. Соответственно, задается вопрос: а как учить студентов в тех сферах, которые меняются быстрее, чем образовательный процесс?

Ответ на этот вопрос дает сама система образования. Она не хаотична, а движется в соответствии с рыночными законами и потребностями общества, главное – определить эти самые потребности в будущем и выявить глобальные тренды. Сегодня я вижу минимум пять ключевых:

1. Прежде всего онлайн-образование

Пандемия показала, что онлайн может выступать исключительно как дополнение к классическому аудиторному образованию, но не может полностью заменить его. По итогам целого года работы в режиме онлайн мы увидели падение качества образования, снижение интенсивности учебы и серьезную просадку в ответах студентов. Личное общение с преподавателем стало едва ли не эксклюзивной опцией.

Онлайн хоть и получил рывок в своем развитии, но не смог зарекомендовать себя в качестве основы образовательного процесса. В ближайшем будущем мы все равно вернемся к привычному формату аудиторных занятий - будем искать его, стремиться к нему и даже игнорировать угрозы в случае затянувшейся на годы пандемии.

2. Высокий спрос на IT-специальности продолжится

Инвестиции будут и дальше литься полноводной рекой в сектор высоких технологий и создавать новые рабочие места, под которые будут требоваться все более и более квалифицированные специалисты. И чтобы вы понимали, что это не просто слова - я скажу, что Университет Нархоз в этом году открыл «Школу цифровых технологий».

3. Третий тренд – укрупнение университетов

«Тучные годы» прошли, платежеспособность населения будет ежегодно снижаться, а вместе с ней – и бюджеты университетов. Мелкие университеты вскоре не смогут обеспечивать себя самостоятельно, а крупные (с государственной поддержкой или за счет масштаба) – получат возможность концентрировать вокруг себя все больше профессоров и студентов. Подобная реформа прошла в начале 90-х в Австралии, где правительство приняло решение перестать поддерживать ряд университетов, вынудив колледжи и узкоспециализированные вузы переходить под крыло крупных университетов, лишиться автономии в пользу статуса «филиала». И какие бы личные трагедии на уровне отдельных профессоров и студентов не омрачали реформу образования, вскоре она дала видимые результаты – сегодня 10 крупнейших австралийских университетов входят в рейтинг QS топ-200. Скоро по такому пути пойдет и остальной мир.

4. Несомненно, продолжится тренд на кросс-дисциплинарность в образовании

Чем шире будет возможность объединять дисциплины из самых разных направлений – тем лучше. Как это было у Джона Галта, талантливого инженера и главного героя романа Айн Рэнд «Атлант расправил плечи», который выбрал своей специализацией физику и философию с целью обретения понимания как в законах вселенной, так и в человеческой природе. И набор может быть совершенно разным: экономика и юриспруденция, механика и литература, программирование и консалтинг, инженерия и биология и так далее. Мы не знаем, каким мир будет дальше, но быть подготовленным к самым разным поворотам судьбы становится все более и более важным.

5. Наконец, еще один тренд – это изменения в учебном процессе в сторону развлечений

И это не столько тренд, сколько проблема. Существует заблуждение, что если учеба будет интересной, то она автоматически становится легкой и доступной для каждого. Но под словом «интерес» понимают привнесение в учебный процесс азарта и элемента игры! Развлечения. На практике учеба представляет из себя монотонный процесс заучиваний, постоянных повторений и регулярной практики, но современные поколения считают, что это не должно быть так. Пандемия, как ни странно, позволила нам сократить этот разрыв. Преподаватели начали активно использовать Kahoot!, Padlet, онлайн-опросы в Zoom или Google Class как обязательную составляющую любой лекции. Но баланс между учебой и игрой в общей массе до сих пор не найден.

Мы не можем угадать, что нам готовит будущее, но мы можем быть к нему максимально готовыми.

Исходя из моего видения, мы скоро увидим изменение количества университетов в сторону их объединения и укрупнения. Студенты будут стремиться вернуться в аудитории, но их запросы будут расширяться – теперь они будут искать игрового/визуального разнообразия в знаниях и форматах лекций. Сохранится высокий спрос на технические направления, прежде всего - на IT-специальности. И очень важно, что преподаватели станут ближе к студентам за счет новых навыков использования онлайн и офлайн-инструментов для занятий.

Будущее не видится в темных тонах, но оно и не светит радужными красками. Мы сами решаем, каким оно будет. Вот в чем ошибаются футурологи.

Станислав Буянский, ректор Университета Нархоз

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке