Пять трендов глобального образования
Футурологи ошиблись?Система образования переживает трудные времена. Пандемия и жизнь на новых скоростях ежедневно бросают вызовы образовательному процессу не только в Казахстане, но и во всем мире. К чему идет и какие тренды сегодня преобладают в сфере высшего образования, мы попросили прокомментировать руководителя одного из топ-10 университетов Республики Казахстан, ректора Университета Нархоз Станислава Буянского.
Футурологи ошиблись. Они уверяли, что онлайн-образование будет постепенно завоевывать рынок, что гуманитарии – это архаика, которым настало время уступить место под солнцем IT-специалистам, и что каждое последующее поколение студентов («икс», «игрек», «зет» и «альфа») будет на голову сильнее предыдущего. И не спешите восклицать «но ведь все так и есть!», ведь уже завтра все может измениться.
Система образования гораздо глубже и сложнее по своим смыслам и закономерностям, чем это кажется на первый взгляд. Наша задача, как демиургов от образования – предсказать какие профессии будут востребованы через 5 или 10 лет и каким навыкам обучать студентов сегодня, чтобы получить революционное по своим талантам поколение завтра.
Конечно, существуют вечные знания, которые не меняются веками. К примеру, люди восхищаются «Государем» Николы Макиавелли, считая это образцовой книгой для менеджмента и управления людьми. «Это единственный писатель, которого стоит читать», - говаривал Наполеон, указывая на книгу итальянского политика. Но если вы вернетесь на 2 тыс. лет назад, то на территории далекой Индии внезапно обнаружите старинный трактат «Артхашастра» за авторством индийского политика Каутильи, который практически дословно предваряет принципы своего коллеги из Флоренции.
Думаете, сегодня в человеческой природе что-то изменилось? Нет.
Социология, психология, история и критическое мышление – суть вечные дисциплины, которые крутятся вокруг природы человека. Они проходят через обновления и расширения (иногда революционные), но с точки зрения образования остаются прежними по своим базовым законам.
Другое дело, когда вопрос касается профессий нового века – IT-сектор, медицина, архитектура, машиностроение, инженерия. Каждый год привносит новые открытия, которые запросто переворачивают с ног на голову предыдущие достижения ученых. Соответственно, задается вопрос: а как учить студентов в тех сферах, которые меняются быстрее, чем образовательный процесс?
Ответ на этот вопрос дает сама система образования. Она не хаотична, а движется в соответствии с рыночными законами и потребностями общества, главное – определить эти самые потребности в будущем и выявить глобальные тренды. Сегодня я вижу минимум пять ключевых:
1. Прежде всего онлайн-образование
Пандемия показала, что онлайн может выступать исключительно как дополнение к классическому аудиторному образованию, но не может полностью заменить его. По итогам целого года работы в режиме онлайн мы увидели падение качества образования, снижение интенсивности учебы и серьезную просадку в ответах студентов. Личное общение с преподавателем стало едва ли не эксклюзивной опцией.
Онлайн хоть и получил рывок в своем развитии, но не смог зарекомендовать себя в качестве основы образовательного процесса. В ближайшем будущем мы все равно вернемся к привычному формату аудиторных занятий - будем искать его, стремиться к нему и даже игнорировать угрозы в случае затянувшейся на годы пандемии.
2. Высокий спрос на IT-специальности продолжится
Инвестиции будут и дальше литься полноводной рекой в сектор высоких технологий и создавать новые рабочие места, под которые будут требоваться все более и более квалифицированные специалисты. И чтобы вы понимали, что это не просто слова - я скажу, что Университет Нархоз в этом году открыл «Школу цифровых технологий».
3. Третий тренд – укрупнение университетов
«Тучные годы» прошли, платежеспособность населения будет ежегодно снижаться, а вместе с ней – и бюджеты университетов. Мелкие университеты вскоре не смогут обеспечивать себя самостоятельно, а крупные (с государственной поддержкой или за счет масштаба) – получат возможность концентрировать вокруг себя все больше профессоров и студентов. Подобная реформа прошла в начале 90-х в Австралии, где правительство приняло решение перестать поддерживать ряд университетов, вынудив колледжи и узкоспециализированные вузы переходить под крыло крупных университетов, лишиться автономии в пользу статуса «филиала». И какие бы личные трагедии на уровне отдельных профессоров и студентов не омрачали реформу образования, вскоре она дала видимые результаты – сегодня 10 крупнейших австралийских университетов входят в рейтинг QS топ-200. Скоро по такому пути пойдет и остальной мир.
4. Несомненно, продолжится тренд на кросс-дисциплинарность в образовании
Чем шире будет возможность объединять дисциплины из самых разных направлений – тем лучше. Как это было у Джона Галта, талантливого инженера и главного героя романа Айн Рэнд «Атлант расправил плечи», который выбрал своей специализацией физику и философию с целью обретения понимания как в законах вселенной, так и в человеческой природе. И набор может быть совершенно разным: экономика и юриспруденция, механика и литература, программирование и консалтинг, инженерия и биология и так далее. Мы не знаем, каким мир будет дальше, но быть подготовленным к самым разным поворотам судьбы становится все более и более важным.
5. Наконец, еще один тренд – это изменения в учебном процессе в сторону развлечений
И это не столько тренд, сколько проблема. Существует заблуждение, что если учеба будет интересной, то она автоматически становится легкой и доступной для каждого. Но под словом «интерес» понимают привнесение в учебный процесс азарта и элемента игры! Развлечения. На практике учеба представляет из себя монотонный процесс заучиваний, постоянных повторений и регулярной практики, но современные поколения считают, что это не должно быть так. Пандемия, как ни странно, позволила нам сократить этот разрыв. Преподаватели начали активно использовать Kahoot!, Padlet, онлайн-опросы в Zoom или Google Class как обязательную составляющую любой лекции. Но баланс между учебой и игрой в общей массе до сих пор не найден.
Мы не можем угадать, что нам готовит будущее, но мы можем быть к нему максимально готовыми.
Исходя из моего видения, мы скоро увидим изменение количества университетов в сторону их объединения и укрупнения. Студенты будут стремиться вернуться в аудитории, но их запросы будут расширяться – теперь они будут искать игрового/визуального разнообразия в знаниях и форматах лекций. Сохранится высокий спрос на технические направления, прежде всего - на IT-специальности. И очень важно, что преподаватели станут ближе к студентам за счет новых навыков использования онлайн и офлайн-инструментов для занятий.
Будущее не видится в
темных тонах, но оно и не светит радужными красками. Мы сами решаем, каким оно
будет. Вот в чем ошибаются футурологи.
Станислав Буянский, ректор Университета Нархоз