В ЦА неравный доступ к качественному образованию становится «ловушкой нищеты» — исследование

Пандемия COVID-19 и переход на дистанционное образование усугубил проблему неравенства, считают авторы исследования
Фото: retail-loyalty.org

В Казахстане затраты на одного учащегося в интеллектуальных спецшколах в 6 раз превышают затраты в обычных школах. Школьники Кыргызстана дважды занимали последние места по показателям грамотности среди участвующих стран в PISA. В Таджикистане после окончания начальной школы количество учащихся сокращается на 2-3%. В Узбекистане лишь каждая шестая школа подключена к цифровой образовательной платформе. Такие данные опубликовала группа казахстанских исследователей из PaperLab, которая в настоящее время работает над проектом «Новые грани образовательного неравенства в странах Центральной Азии: от измерения проблемы к изменениям политик».

Авторы исследования отмечают, что пандемия COVID-19 и обусловленный ей переход на дистанционное образование усугубил проблему неравенства — особенно для детей и подростков из бедных или сельских районов.

·         Узбекистан по скорости мобильного интернета входит в последнюю десятку стран мира. По скорости фиксированной широкополосной связи республику опережают все соседи по региону (кроме Туркменистана).

·         Таджикистан не смог перейти к онлайн-обучению и полностью остановил образовательный процесс почти на четыре месяца. Решение было обусловлено недоступностью, дороговизной и низким качеством связи.

·         Две трети учителей в Кыргызстане весной прошлого года оказались не готовы к переходу на онлайн-обучение. Педагоги сообщили, что вынуждены были самостоятельно покупать мобильные телефоны и оплачивать связь. 

·         У почти 10% казахстанских школьников нет персональных компьютеров. Впервые гуманитарная помощь, представленная Казахстану, включала в себя не только медицинские средства защиты, но также и лэптопы для учащихся.

В отчете отмечается, что правительства и общественность стран с начала пандемии предпринимают усилия по ликвидации образовательного неравенства. «Так, национальный оператор связи Кыргызстана предложил учителям и учащимся специальный льготный тариф. В Узбекистане с помощью краудфандинга и средств Европейского банка развития запустили образовательную онлайн-платформу. В Казахстане для школьников записали и показали по республиканским каналам более 6 тысяч телеуроков. В Таджикистане минобразования распространяет среди школ электронные курсы и материалы на жёстких дисках», - отметили авторы отчета.

По данным исследования Всемирного банка, страны с высоким уровнем неравенства в образовании показывают тенденцию к транслированию бедности из поколения в поколение («ловушка нищеты»). По оценкам международного института, в 2020 году ожидается рост масштабов крайней бедности впервые за более чем 20 лет. Привлечь внимание к причинам сложившейся ситуации и предложить приемлемые решения призван проект «Новые грани образовательного неравенства в странах Центральной Азии: от измерения проблемы к изменениям политик».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤