В каком направлении развиваться рынку онлайн-образования РК
На такой формат обучения приходится 4% от мирового рынка образования, однако сфера показывает впечатляющий приростКаковы тренды онлайн-обучения и в каком направлении развиваться казахстанскому рынку образования, проанализировали специалисты компании по страхованию жизни Freedom Finance Life.
Пандемия коронавируса поставила все с ног на голову. Казахстанскому бизнесу пришлось срочно оптимизировать процессы, а работникам – осваивать новые для себя сервисы. В онлайн начали уходить даже те сферы, которые до этого не признавали новых технологий и сторонились интернета. Одна из них – образование. Несмотря на активное развитие этой сферы за рубежом, в Казахстане она довольно медленно внедряла технологии 2.0. Но теперь это может измениться.
Мировой рынок образования
В 2019 году мировой рынок образования оценивался в $6,5 трлн. При этом 55% рынка приходится на школьное образование, 25% на высшее и профессиональное и 6% на корпоративное обучение. По прогнозам, опубликованным в исследовании Edmarket.Digital-2017, к 2030 году рынок вырастет до $10 трлн, а одной из точек роста станет онлайн-образование, которое начнет постепенно отвоевывать позиции у привычных форматов обучения.
Сегодня основа этого рынка – обучающие онлайн-сервисы, образовательные экосистемы и IT-инструменты, которые используются в процессе обучения. В ближайшем будущем большое влияние на рынок окажут технологии искусственного интеллекта, виртуальная и дополненная реальность, геймификация, системы корпоративного, языкового, мобильного и микрообучения, а также финансовые сервисы, которые сделают онлайн-обучение более доступным.
По данным Global Market Insights, сегодня на онлайн-обучение приходится всего 4% от мирового рынка образования. Однако сфера уже показывает впечатляющий прирост – 7-10% каждый год. И если в 2019 году рынок оценивался в $205 млрд, то к 2023 году он достигнет оценки в $282 млрд.
За счет чего растем
Современным детям сложнее дается привычный формат обучения. Они не воспринимают длинные лекции, бумажные учебники и преподавателей, рассказывающих теоретические факты. Вместо этого их привлекают интерактивные занятия и цифровые сервисы. Именно это подтолкнуло учебные заведения начать внедрение новых методик, основанных на технологиях.
В подобные сервисы и технологии каждый год вкладываются миллиарды. По данным Metaari, совокупные инвестиции в мировой рынок образовательных технологий в 2019 году составили больше $18,6 млрд. Это на $2 млрд больше, чем годом ранее. Наиболее крепкие позиции у онлайн-образования сегодня в США и Азиатско-Тихоокеанском регионе (Китай, Япония, Малайзия, Сингапур). На эти страны в целом приходится больше 70% мирового EdTech-рынка.
«Большой интерес к сфере сегодня вызван несколькими факторами. Во-первых, потребители сами формируют спрос на новые технологии, требуя от образовательных учреждений совершенствовать методики обучения, учебные классы и сопутствующие сервисы. Во-вторых, инвесторам интересна эта сфера, потому что она более стабильна и безопасна, чем финансы (другое направление, которое быстро развивается). В-третьих, социальные отношения в обществе развиваются таким образом, что происходит оцифровка привычных связей: люди все чаще переходят в онлайн и оцифровывают свои навыки», – прокомментировал председатель правления Freedom Finance Life Азамат Ердесов.
По данным Бюро национальной статистики, в 2019 году казахстанские организации оказали услуги на сумму $5,6 млрд (2,3 трлн тенге). Основная доля пришлась на дошкольное и школьное образование. Доля высшего составила всего 14,4%. Это $817млн (или 337 млрд тенге).
По оценкам BusinesStat, около 85% этого рынка спонсируется за счет государственных средств. Благодаря бюджетному финансированию госучреждений образования оплачиваются зарплаты преподавателей, коммунальные платежи, административные расходы и так далее. Помимо этого, образовательные учреждения получают финансирование за счет системы государственных грантов, доля которых в структуре доходов достаточно высока.
Несмотря на то, что в рамках государственной программы по развитию рынка образования и программы «Цифровой Казахстан» внедряются современные проекты, призванные развить IT-направление в обучении, у образовательной системы существует множество проблем. Например, дефицит кадров, слабая инфраструктура и устаревшие учебные программы. Все это ведет к «оторванности» учебных процессов от реальных потребностей трудового рынка и бизнеса.
Чтобы сделать рынок более конкурентоспособным, необходимо сокращать государственное финансирование, внедрять новые учебные программы, IT-решения и технологии. Главная задача – сделать так, чтобы рынок зависел от частных средств. А это, в свою очередь, заставит учебные учреждения развиваться и конкурировать за каждого студента.
Куда дальше
Частично ситуацию на рынке образования может решить Государственная образовательная накопительная система (ГОНС). Она позволяет казахстанцам, у которых есть образовательные депозиты, получать повышенный процент за счет ежегодных государственных премий. Таким образом, казахстанцам становится проще накопить на учебу, что, в свою очередь, делает высшее образование доступнее, а значит рынок получит больше частных средств. Чтобы охватить программой как можно больше целевой аудитории, в ГОНС необходимо также подключить и компании по страхованию жизни (КСЖ), у которых есть подходящий для этого инструмент – программы накопительного страхования жизни.
Подобные программы совмещают в себе функции депозита и страхования жизни. Преимущество в том, что казахстанцы не только копят деньги на учебу, но и защищаются от непредвиденных расходов. Таким образом, они имеют возможность инвестировать в образование и передают социальное бремя за восстановление возможного ущерба от государства в руки частных страховых компаний. Это снижает нагрузку на государственный бюджет.
«В любом случае развитие ГОНС и подобных программ позволит привлекать в казахстанские университеты больше частных средств, что, в свою очередь, будет способствовать развитию рынка в целом», – добавил Азамат Ердесов.
Но это что касается развития рынка образования в целом. Если же рассматривать пути развития для рынка онлайн-обучения, то большая перспектива сейчас у казахстанского бизнеса. Дело в том, что именно бизнес формирует спрос на кадры и именно он формирует «требования» для их подготовки.
Учитывая, что система образования может быть оторванной от реальных потребностей рынка, рано или поздно рынок начнет сам воспитывать и обучать студентов. Именно этот тренд наблюдается во многих странах. Крупные компании и IT-корпорации – Google, Apple, Amazone, Яндекс, Mail.ru – уже давно вкладываются в стартапы, позволяющие готовить новых специалистов, или же сами создают подобные проекты. Не отстают от тренда и казахстанские компании: большинство IT-компаний в стране запускают обучающие курсы, школы программистов и академии, позволяющие сократить время на подготовку квалифицированных кадров, и сразу «подогнать» их под требования бизнеса.
Сегодня казахстанский рынок образования находится на распутье: университеты всецело зависят от государственного бюджета, а рынок онлайн-обучения развивается исключительно благодаря редким государственным программам и частным инвестициям. От того, насколько долго подобная система будет существовать, зависят судьбы будущих поколений и их место на мировом рынке специалистов. Но если ускорить доступ частных средств и инвестиций в сферу – это позволит решить многие проблемы и переориентировать рынок на удовлетворение реальных потребностей бизнеса, и сделать первый шаг в цифровую эру.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.