Как аграрии могут обжаловать решение земельной комиссии
Эксперт по земельному праву рассказал о «конфликте интересов»С помощью земельных конкурсов аграрии могут взять в аренду участок для развития своего хозяйства. Но иногда им не удается это сделать из-за «конфликта интересов» при проведении конкурса. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz юрист, эксперт по земельному праву Бакытжан Базарбек рассказал, в каком случае можно обжаловать решение комиссии и какие поправки нужно внести в земельное законодательство, чтобы предотвратить конфликт интересов при заключении сделок по земле.
- Бакытжан, какие проблемы возникают при проведении земельных конкурсов?
- Я проанализировал результаты проведенных конкурсов по предоставлению в аренду участков сельскохозяйственного назначения крестьянским хозяйствам и сельхозпроизводителям и обнаружил нарушения земельного законодательства. Совместно с Агентством РК по противодействию коррупции мы предприняли меры для устранения этих нарушений. В каких-то случаях результаты конкурсов были аннулированы, до сих пор антикоррупционная служба проводит проверку сделок.
Многие предприниматели жалуются, что они проигрывали конкурсы даже тогда, когда соответствовали всем критериям отбора. Основная причина – наличие конфликта интересов. Например, в некоторых регионах победителями земельных конкурсов на получение участков становились близкие родственники заместителя акима района, председателя или члена земельной комиссии. Хотя, согласно Закону РК «О государственной службе», Закону РК «О противодействии коррупции», в этом случае организатор конкурса - акимат - должен был принять меры, чтобы не допустить конфликт интересов. Председатель комиссии должен приостановить регистрацию конкурсной заявки участника, который имеет родственные отношения с председателем земельной комиссии, его заместителем и т.д. Либо он может отказаться участвовать в заседании земельной комиссии.
Главная причина, почему конкурсы признаются состоявшимися при явном конфликте интересов – недоработанные статьи в Земельном кодексе, Правилах проведения конкурса и Типовом положении о земельной комиссии. Ни в одном из этих документов нет статьи, которая бы запрещала проведение конкурса при конфликте интересов. В них нет упоминании, какие лица не могут допускаться на конкурс. Также не предусмотрена ответственность председателя земельной комиссии, его заместителя, членов комиссии, умышленно допустивших конфликт интересов.
- Есть ли еще причины, из-за которых заседание комиссии может быть признано не состоявшимся?
- Существует несколько снований. Решение земельной комиссии можно обжаловать при отсутствии кворума. Согласно Земельному кодексу, в составе комиссии должно быть не менее 50% представителей общественных советов, агропромышленного комплекса, НПП «Атамекен», депутатов маслихата.
Заседание может быть нелегитимным, если в нем участвовало менее двух третей из общего числа членов комиссии. Также решение комиссии можно опротестовать, если утвержденный состав членов земельной комиссии не превышает девяти человек. Важно учесть, что количество членов земельной комиссии должно быть нечетным. Если вышеуказанные требования закона не соблюдены, то заседание комиссии и ее решение можно признать незаконными.
Также протокольное решение комиссии может быть обжаловано, если документально зафиксирован факт замены члена земельной комиссии или произошло делегирование полномочий члена комиссии другому лицу. Состав комиссии может корректироваться, если ее член был отстранен от занимаемой должности, привлечен к уголовной ответственности, или если он по состоянию здоровья не может выполнять свои обязанности.
Если законность проведения заседания земельной комиссии вызывает вопросы у участников конкурса, то они имеют право потребовать видео или аудиозапись заседания. Если же заседание проходило без аудио, видеофиксации, то решение комиссии можно обжаловать в судебном порядке. Напомню, акиматы должны организовать онлайн-трансляцию заседаний через сайт местного исполнительного органа, это важно. При проведении земельной комиссии любые факты давления ее председателя, его заместителя или члена на другого члена комиссии может быть основанием для аннулирования результатов конкурса.
- Могут ли предприниматели опротестовать решение земельной комиссии?
- Бизнесмен, как и любое другое физическое лицо, согласно статье 43 Земельного кодекса, может обжаловать решение комиссии и подать иск в суд. Но зачастую участники земельных конкурсов боятся обращаться в судебные органы. Они опасаются, что под каким-либо предлогом их в последующем могут не допустить к участию в конкурсах.
Некоторые из них боятся мести чиновников. В одном из регионов Казахстана мы с антикоррупционной службой при участии земельной инспекции и прокуратуры добились аннулирования результатов по всем лотам, по которым проводился конкурс. В итоге земельная комиссия была полностью расформирована. После этого в адрес жителей сел, заявителей, которые связались со мной, стали поступать угрозы от местных чиновников.
Мы призываем всех тех, кто столкнулся с конфликтом интересов при проведении конкурсов, обращаться в антикоррупционную службу. Также они могут связаться напрямую со мной, и я, как член Республиканской специальной мониторинговой группы при АПК, могу проконтролировать ход дела. Мы с представителями антикоррупционной службы постоянно убеждаем граждан, предпринимателей писать заявления и добиваемся антикоррупционной проверки результатов конкурсов. Это сложно, но возможно.
- По вашему опыту, из всех поданных исков по опротестованию решения земельной комиссии сколько удовлетворяется?
- Поправка касательно возможности обжалования протокольного решения земельной комиссии принята в 2018 году. И примеров признания решений комиссии недействительными немного. Но у меня была практика ведения подобных дел, когда решения принимались в пользу заявителя.
- Какие поправки, по вашему мнению, целесообразно внести в земельное законодательство?
- Необходимо дополнить статьи 43 и 43-1 Земельного кодекса, предусмотреть запрет на проведение конкурсов при наличии признаков конфликта интересов. В этих статьях нужно расписать условия признания незаконным протокольного решения земельной комиссии при наличии признаков конфликта интересов. Необходимо предусмотреть ответственность за такие нарушения, в том числе в Уголовном кодексе. Также следует отнести действия, способствовавшие конфликту интересов, к коррупционным преступлениям.
В Земельном кодексе должны быть указаны несколько признаков «конфликта интересов». Это не обязательно могут быть родственные отношения руководителя или члена земельной комиссии и участника конкурса, но и договорные отношения.
Например, если член земельной комиссии договорился с участником конкурса о том, что тот выиграет его. Тут ни о какой объективности комиссии не может быть и речи. Также бывают случаи, когда конкурсы выигрывают сельхозпредприятия, которые ранее состояли и состоят в каких-то договорных отношениях с акиматом, финансируют общественные мероприятия акимата, оказывают ему спонсорскую помощь. В этом случае также нельзя рассчитывать на объективность конкурса, так как его участник уже «в долгу» перед акиматом.
В Законах «О государственной службе» и «О противодействии коррупции» нужно обозначить признаки конфликта интересов, сделать градацию этих признаков, предусмотреть ответственность госслужащего.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.