В каком направлении развивается EduTech в Казахстане
Через 10 лет 65% нынешних школьников и студентов освоят профессии, которых сейчас не существуетПо данным исследования Microsoft и The Future Laboratory, 65% нынешних школьников и студентов через 10 лет освоят профессии, которых сейчас не существует. Современные технологии не только создадут рынки для новых специальностей, но и усложнят задачи, которые стоят перед ними. В первую очередь трансформация затронет сферу образования, так как именно от нее будет зависеть, получит ли рынок труда квалифицированные кадры. Специалисты компании BTS Digital проанализировали современную систему образования и выяснили, в каком направлении она развивается.
Как система образования борется с вызовами времени
Пятнадцать лет назад большинство казахстанских студентов мечтали выучиться на финансистов и юристов. Сегодня картина другая: растет спрос на технические специальности. Какие профессии станут популярными в будущем – вопрос открытый. Однако уже сейчас можно предположить, что залогом успеха для специалистов станет не ставка на стабильную профессию, а умение адаптироваться к изменениям.
Проблема в том, что системы образования могут быть слишком оторваны от реальной жизни, а потому не способны подготовить специалистов, чьи знания и навыки будут актуальны в будущем. Как итог: снизится качество образования. Казахстанская система образования сейчас находится на распутье и пытается справиться с несколькими вызовами.
Общество в Казахстане формирует запрос на качественное и современное образование. Казахстанцы хотят повышать свою квалификацию и устранять недостаток знаний, полученных в школе и университете. Поэтому они ищут альтернативные способы получить новые умения и навыки – например, системы онлайн-образования и репетиторов. Этот тезис иллюстрируют растущие расходы на дополнительное образование, а также увеличение стоимостного объема рынка образования РК. Так, по данным аналитиков компании «Яндекс», казахстанцы стали чаще тратить деньги на книги, услуги образовательных учреждений, репетиторов, мастер-классы и тренинги. А стоимостный рынок образования в стране в 2016-2018 годы увеличился на 19,9%. Кроме того, в этот же период в стране на 8,5% выросла численность учащихся образовательных учреждений.
Система формального образования не может удовлетворить спрос на знания и навыки, нужные современным специалистам. Причин множество: маленькие зарплаты педагогов, низкая квалификация кадров, неспособность перехода на более высокие требования, нюансы законодательства, слабый менеджмент в образовательных учреждениях. Помимо этого, по данным международного исследования TALIS, казахстанские учителя на втором месте по объему недельной нагрузки среди исследованных 48 стран мира. Как результат, все это приводит к нехватке квалифицированных специалистов в школах и университетах.
Что сейчас есть в EduTech-сфере Казахстана
По данным исследования рынка онлайн-образования, проведенного по инициативе издания East-West Digital News, объем мирового рынка образования составляет $4,5-5 трлн. При этом на онлайн-образование приходится только 3% ($165 млрд). Однако по прогнозам аналитиков, к 2023 году этот рынок увеличится до $240 млрд. По данным Комитета по статистике МНЭ РК за 2016 год, в Казахстане объем услуг, оказанных организациями образования, составил $4,9 млрд (1,6 трлн). Без учета частных учреждений и компаний. При этом рынок частных школ в 2018 году достиг $52 млн (20 млрд тенге).
«Что касается казахстанского EduTech-рынка, то он все еще в зачаточном состоянии. Большинство местных компаний ориентированы только на внутренний рынок, поэтому они сталкиваются с его недостаточной емкостью. Как итог, их ждет неминуемая смерть или стабильная, но не растущая выручка. Однако есть выход и возможность масштабироваться – тесное партнерство с правительством и внедрение в государственные школы. Подобный подход позволяет отбить инвестиции за пару лет. Соответственно найти финансирование на подобный формат сотрудничества значительно проще», – прокомментировал руководитель отдела по развитию отношений с партнерами BTS Education Ардак Бердибеков.
Что касается казахстанских проектов, то сейчас на рынке их около 70. Например, научный журнал OYLA, онлайн-школа программирования wunder.kz и проект по онлайн-обучению и трудоустройству Jumys.Bar. Эти проекты конкурируют как с западными компаниями, так и компаниями из ближнего зарубежья.
С развитием цифровых технологий в казахстанской сфере образования появляется множество новых игроков и ниш. Вот некоторые примеры:
сервисы по созданию образовательного контента для учебников и онлайн-издательств;
сервисы для управления обучением: онлайн-проверка посещаемости занятий, электронные дневники и платформы с обучающим контентом;
сервисы, которые помогают школьникам и абитуриентам определиться со своей профессией;
сервисы, которые помогают школьникам при поступлении в вузы. Это могут быть порталы и форумы с полезной информацией;
сервисы или учреждения, которые предоставляют бесплатные и платные онлайн-курсы;
технологические продукты для образования: интерактивные доски, учебные планшеты и прочее.
В каком направлении будет развиваться EduTech
1. Перерождение школы
В последнее время родители все чаще убеждаются в том, что формат современных школ устарел. За последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в 2 раза, из-за чего многократно возросло психологическое давление на детей. Это негативно сказывается на психике школьников и служит одной из причин увеличения детской смертности от суицидов.
Именно поэтому одно из основных направлений EduTech – «перестройка» школ и внедрение в образовательный процесс новых форматов. Например, поколение Z предпочитает учиться через игры. Поэтому в будущем учебный процесс изменится и включит в себя технологии профессиональной ориентации через игры, использование гаджетов и интерактивные методики обучения. При этом сам процесс обучения станет более персонализированным, а кабинетно-урочная система, напротив, исчезнет, как и традиционные инструменты обучения (мел, парта, доска). Это, в свою очередь, сильно повлияет и на статус педагога в обучении: в будущем профессия учителя трансформируется, и одним из главных требований к специалистам станет умение использовать технологии.
2. Трансформация вузов
Работодатели все чаще говорят о том, что образование не играет никакой роли при приеме на работу. Например, чтобы устроиться в Apple или Google, иметь диплом о высшем образовании не обязательно. Главное – практические навыки, личные качества и желание работать. В результате молодые специалисты понимают, что при приеме на работу важнее иметь опыт, нежели диплом престижного университета. Таким образом, люди все чаще отказываются от формального образования, а «бумажный» диплом теряет свою значимость.
В ближайшем будущем образование станет гибким и будет ориентироваться исключительно на конкретные потребности студентов. Это полностью трансформирует подход университетов к учебному процессу: исчезнут «ненужные» и непопулярные предметы, а теоретические лекции уступят место практическим занятиям. Поэтому люди перестанут стремиться к получению диплома, как к конечной цели, а главным станет желание получить практические знания и опыт реальных задач.
Это изменит формат взаимодействия университетов, государства и бизнеса. Государство чаще начнет поддерживать различные акселерационные программы, стартапы и программы для молодых специалистов. Бизнес, в свою очередь, начнет создавать учебные программы и ресурсы на базе университетов, чтобы самостоятельно готовить будущих специалистов.
3. Легализация онлайн-образования
Онлайн-образование – это главный тренд в EduTech-сфере. Потому что это не только удобно, но и позволяет учесть потребности всех людей – даже с особыми потребностями – и дать всем одинаковый доступ к знаниям. Коснулся этот тренд и Казахстана – местные университеты уже работают над программами, которые можно пройти онлайн, а различные стартапы создают онлайн-платформы для обучения. В ближайшие несколько лет значимость этого рынка будет расти.
В будущем такой подход позволит отказаться от очной формы образования в пользу надомной. А это, в свою очередь, потребует совершенствования нормативно-правовой базы: принятия закона о легализации обучения на дому и приравнивания онлайн-обучения к формальным видам образования. Таким образом, казахстанцы смогут получить диплом онлайн, а местные университеты будут вынуждены совершенствовать свои программы, чтобы иметь возможность конкурировать с сервисами.
Алексей Спиридонов, руководитель направления бизнес-аналитики BTS Digital
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.