Сергей Беккер: Главное понять, где мы находимся, и составить план
Как в Актюбинской области реализуют программу цифровизацииНедавно назначенный на должность руководителя Управления цифровизации и внешних связей Актюбинской области Сергей Беккер в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал о ходе диджитализации региона, о проблемах и перспективах.
– Сергей Геннадьевич, при назначении вас на должность руководителя Управления информатизации и внешних связей Актюбинской области глава региона Ондасын Уразалин поставил перед вами ряд задач. Какие пути решения вы видите?
– Классифицировать все, систематизировать и упорядочить процессы. Привести все к общему знаменателю. Главное понять, где мы находимся, и составить план, согласно которому будем действовать. Прежде всего, нам необходимо сделать архитектуру электронного правительства, описать все процессы. Надо начать работать с ГОСТами, инструкциями и правилами. Ведь мы говорим о том, что за конечным интерфейсом, который видит пользователь, стоит огромная работа людей и большая инфраструктура. Это серверы, каналы связи и различное оборудование.
– В рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» на повестке дня эталонный стандарт умных городов РК. Как этот проект будут реализовывать?
– Мы сейчас говорим, что в новом эталонном стандарте умных городов Казахстана обозначены 11 направлений: пять основных (здравоохранение, образование, транспорт, ЖКХ, безопасность) и шесть второстепенных. Говоря о направлении ЖКХ, хочу отметить, что на прошедшем недавно заседании круглого стола мы обсуждали такие вопросы, как конфликт устройств, передача данных и телеметрии. Зачастую в информационную систему внедряют приборы просто ради внедрения. На самом деле существуют стандарты, радиочастотный спектр республики, в котором четко определено: что должен излучать прибор, на какой частоте работать и его номинальная мощность. Для нас, как управления, неважно, какой конкретно это прибор. Носимое на человеке оборудование или металлоискатель в помещении. Важно то, что все это должно работать согласно правилам. И не просто правилам, а согласно определенной технической политике. Прозрачным правилам игры.
– То есть между этими устройствами не должно быть никаких конфликтов?
– Конечно. Все мы окружены различными гаджетами. Смартфоны, умные часы, беспроводные наушники и тому подобное. Мы планируем изучить опыт умного дома, который построен у нас в Актобе. Ведь за всем этим стоит наша безопасность.
– А вот здесь как раз возникает вопрос кибербезопасности.
– Когда у тебя есть инфраструктура, на которой строится аппаратная часть, программная часть, ты должен понимать, что она может быть доступна злоумышленникам. Они могут удаленно управлять этими приборами. Ведь также удаленно можно управлять камерами наблюдения, светофорами, жизненно и политически важными, а также стратегическими объектами. Очень остро встает вопрос кибербезопасности.
Если раньше в мировой практике было четыре поля боя: земля, воздух, вода и космос начиная со второй половины ХХ века, то в настоящее время идет противостояние на киберпространстве. И оно сейчас, возможно, гораздо важнее, чем все остальные. Здесь может быть деструктивное влияние на общественное сознание, удаленный доступ (проникновение, взлом). Выведение из строя инфраструктуры вероятного противника, хищение данных и так далее. В связи с этим мы планируем разъяснять людям, что такое информационно-цифровая гигиена, как работать с антивирусной программой, что открывать, а что не открывать ни в коем случае. Мы планируем рассказать, как работает инфраструктура, простым и понятным языком с приглашением высококвалифицированных IT-инженеров.
– То есть стоит вопрос не только разработки интерфейсов, но и сделать это доступным не самому продвинутому пользователю?
– Да, есть понятие IT-usability. Удобный интерфейс с полями и реквизитами, интуитивно понятный человеку. Чтобы он не проваливался куда-то на десять кликов, а получал информацию с помощью трех-четырех кликов.
– Не так давно прошел круглый тол с участием поставщиков услуг и технических решений. О чем там велась речь?
– Мы пригласили операторов – «Казахтелеком» и Astel, а также поставщиков коммунальных услуг. Обсуждали вопрос применения умных счетчиков. «Казахтелеком» уже завез базовые станции, а Astel их уже развернул. Зона покрытия полная – весь Актобе, включая пригородные районы. Станция может управлять телеметрией с любого прибора. Это универсальный стандартный протокол. Здесь может быть датчик открытия люка, а может быть счетчик воды. А может и другой гаджет, который должен собирать информацию и передавать телеметрию куда-то. То есть небольшие пакеты объемов данных. Но эта информация нужна и важна для анализа и визуализации в целом. Надеюсь, что в скором времени мы развернем все эти сервисы, которые как раз и будут основой для умного города.
– А есть ли в Актобе примеры применения таких сервисов?
– Да, это пилотные проекты «Казахтелекома» в микрорайоне Батыс-2 и в жилом комплексе «Нур Актобе». Там планируется установка базовых станций. Это только малая часть умного города.
– То есть станций будет несколько?
– Несколько десятков. Все зависит от радиуса покрытия одной станцией. Мы пока не приступили к промышленной эксплуатации. Кстати, по итогам круглого стола заключено два контракта. Люди в основном не знают, что данные технологии присутствуют. Строительная компания «Актобе – Центр» заключила договор с Astel. Теперь в двух новых девятиэтажках будут стоять умные счетчики. Ирония заключается в том, что две эти компании даже и не знали о существовании друг друга, пока не встретились на диалоговой площадке круглого стола.
– Я так понимаю, что проведенный круглый стол по вопросам внедрения эталонных стандартов умных городов в Казахстане в сфере жилищно-коммунального хозяйства Актюбинской области – это не разовая акция?
– Совершенно верно. Мы по всем 11 направлениям будем проводить подобные мероприятия. Кроме того, планируем проведение шоурумов с привлечением молодых разработчиков. Будем смотреть на то, что нам предложат. Вполне возможно, какие-то решения будут использованы в тех или иных частях умного города. Будем опираться на местных производителей, местную математическую школу.
– Как вы считаете, насколько большой потенциал у местных IT-специалистов?
– Потенциал достаточно большой. Другой вопрос, что мы можем им предложить, чтобы они себя реализовывали здесь, а не уезжали в другие города и страны. По своему опыту знаю, что за последние несколько лет есть определенное количество высококвалифицированных и долгое время проходивших обучение у нас людей, которые сейчас работают за границей. И таких становится с каждым годом больше. Наверное, для себя они делают какой-то правильный выбор, но в результате происходит утечка мозгов из страны. Конечно, правильно было бы высококлассным специалистам создавать все условия у себя в стране. Создавать лаборатории, выдавать гранты на исследования в определенной области и тому подобное. Наверняка такие программы существуют, и их надо популяризировать.
– Налицо проблема недостатка информации?
– Да, и мы сейчас столкнулись с ней. Существует 11 направлений. И одна отрасль абсолютно не знает, что делает другая. Все живут собственной жизнью, у них нет обмена данными. Они не понимают вообще, какую технологию развивает другая отрасль. Понятно, что в конечном итоге должен быть один получатель для принятия оперативных решений. Нужно понимать, что все должно быть сведено воедино, в какой-то DATA-центр. Поэтому возникают вопросы интеграции, скрытых и косвенных расходов, необходимость дополнительных серверов и оборудования.
– На какой стадии сейчас работа по цифровой интеграции?
– С 1 июля мы начали создавать архитектуру электронного правительства Актюбинской области с описанием всех процессов, для того чтобы все упорядочить. Чтобы было понятно, это можно сравнить со строительством здания. В нем ведь не только есть стены и крыша, но и инженерные коммуникации, окна, двери и так далее. Проект должен сначала быть описан, и только потом реализован. Если будешь строить здание без проекта, то ничего хорошего не получится.
– Сразу возникает ассоциация со стихийным строительством.
– Совершенно верно. Именно это мы сейчас и получили. Почему и говорим, что в настоящее время надо все систематизировать и описать процессы. Потому что мы не знаем, где находимся. Мы провели глубокий аудит информационных систем и инфраструктуры. Некоторое время назад запросили информацию, которую систематизировали, привели в определенный вид и теперь знаем, где мы находимся, поэтому начали писать архитектуру электронного правительства. Наша основная цель – порядок и соблюдение определенных правил. Должны быть ясные основания для формирования технических спецификаций и техзаданий. Должны быть стандарты и эталоны. Нельзя делать наобум или в угоду какому-то поставщику.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.