Улицы Алматы очистят от визуального «шума»
Правила игры на рынке рекламы изменятсяРынок рекламы в ожидании перемен. Городские власти хотят очистить Алматы от визуального «шума». А это значит, что с 11 апреля 2019 года за оформленные определенным образом витрины будет взиматься налог на рекламу. Центр деловой информации Kapital.kz выяснил, каких изменений стоит еще ожидать.
«С 11 апреля 2019 года налогообложение витрин поменяется. Уже внесены поправки в Закон РК «О рекламе». Налогом на рекламу будут облагаться витрины и окна, оформленные с внешней стороны улицы. Например, если на витражных окнах магазина будет размещено изображение, информация об акциях и скидках, то это все будет облагаться налогом на рекламу. Ранее за внешнее оформление витрин и окон предпринимателям не нужно было оплачивать налог на рекламу», - поясняет заместитель руководителя Управления городского планирования и урбанистики Алматы Нуржан Кенжебеков.
Налог зависит от размера наружной рекламы. К примеру, за рекламу площадью до 2 квадратных метров предпринимателю необходимо оплатить налог в размере 2 месячных расчетных показателей (МРП). Если же площадь наружной рекламы составляет свыше 70 кв. м, то уже 200 МРП.
Между тем собеседник поясняет, что если у предпринимателя есть витражные окна, он может использовать их под рекламу, но с внутренней стороны помещения. «Налог на рекламу можно не платить, но тогда стоит продумать оформление витрин. Если, к примеру, с внутренней стороны магазина разместить какую-нибудь рекламу, которая будет находиться на расстоянии 15-20 см от окна, то налог на рекламу не нужно будет оплачивать», - рассказывает Нуржан Кенжебеков.
В беседе он уточнил, что такие изменения в законодательство о рекламе были внесены, для того чтобы упорядочить визуальный «шум» и призвать бизнесменов к сохранению архитектурного облика города.
«Вопросы ограничений размещения всякого рода изображений поднимался и депутатами мажилиса. Действительно, прогуливаясь по городу, создается впечатление, как будто находишься на рынке. Город заполонили различные рекламные растяжки, на фасадах домов болтаются порванные рекламные полотна, штендеры стоят по центру тротуаров, мешая движению пешеходов», - сказал Нуржан Кенжебеков.
Реклама
внутри помещения не облагается налогом
Визуальный «шум» - с 11 апреля такое оформление будет относиться к рекламе, нужно будет оплатить налог
Он подчеркивает, что многие предприниматели путают понятия «вывеска» и «реклама». «Есть четкие определения этих понятий, их нужно разграничивать. Изображения товаров, бренды, акции, скидки на вывеске будут считаться рекламой. Например, компания занимается продажей одежды. Если на входе в магазин на вывеске будет указано название магазина и на вывеске будет написано «продажа одежды», то это вывеска - она не будет облагаться налогом. Но если на этой вывеске будет изображено брендовое платье или написано «дешевые платья», то это будет рекламой. За нее нужно будет заплатить налог на рекламу», - уточнил Нуржан Кенжебеков.
Также было отмечено, что предпринимателю до размещения какой-либо «информации» на фасаде, окнах и других носителях необходимо в первую очередь получить разрешение на размещение рекламы. Если имеются какие-либо сомнения в определениях, вопросах образования налоговой задолженности, предприниматель может обратиться к сотрудникам управления.
А что насчет билбордов?
Рынок билбордов также трансформируется. Например, сейчас, размещая рекламу на роллерных дисплеях (скроллерах), билбордах, рекламодатели оплачивают налог на рекламу со всей конструкции. С 11 апреля эта система изменится. «После вступления в силу поправок в законодательство рекламодатель должен будет оплачивать налог по-другому. К примеру, на «динамичных» билбордах (скроллерах) нужно будет оплачивать налог за каждую картинку, которая будет появляться. К примеру, если на LED-дисплеях одна и та же картинка меняется 10 раз, то за каждый ролик нужно будет оплатить налог на рекламу», - рассказывает Нуржан Кенжебеков.
Вместе с тем упростится процедура получения разрешений на размещение рекламы. «Система будет переходить с разрешительного на уведомительный порядок. Ранее рекламодатели направляли в наше Управление эскизный проект рекламной конструкции, решение по инженерному обеспечению, правоустанавливающие документы на конструкцию и только после получали разрешение на размещение рекламы. С 11 апреля рекламодателю нужно будет за 5 дней до размещения рекламы на фасаде здания, окнах и других носителях направить нам уведомление о размещении. И, кстати, рекламодателю заранее нужно будет оплатить налог на рекламу за первый месяц размещения наружной рекламы», - рассказывает собеседник.
Билборды на контроле
Кстати, в этом году продолжается работа по внесению всех билбордов Алматы в 2D-карту, она будет размещена на сайте Управления almaty.uaig.kz. В настоящее время в эту карту уже внесено 148 билбордов. До конца 2019 года в электронную карту города планируется включить 1 тыс. билбордов. «В этой 2D-карте будут видны координаты каждого билборда города. За счет этого можно будет по электронной карте проверить, законно ли размещение того или иного билборда или нет. Кстати, эта карта будет полезна и владельцам билбордов, так как рекламодатели легко смогут найти контакты собственников билбордов через карту», - рассказывает Нуржан Кенжебеков.
Облик города стал меняться более трех лет назад
Заметно облик мегаполиса стал меняться в 2015 году, когда в «Правила благоустройства территории Алматы» были внесены поправки. По новым правилам максимальный размер уличной рекламы не должен будет превышать 2,5×3,5 метра, или 2×6 метров. Ранее формат билбордов в основном не превышал 3×6 метров. Всего в Алматы насчитывалось более 2 тыс. рекламных конструкций.
«Мировая практика „освобождения“ исторических зданий от засилья рекламных конструкций уже давно применяется в самых развитых городах мира. К примеру, в Париже реклама размером более 8 кв. м запрещена в исторических кварталах города и на зданиях, которые являются памятниками культуры. Те же правила существуют в Праге, Зальцбурге, Львове и Санкт-Петербурге. Опыт данных городов показывает, что сохранить баланс между архитектурными формами и потребностями современного бизнеса можно и нужно», — добавили в Центре развития г. Алматы.
Рекламщики пытались отстоять права на существование щитов 3×6 через суд и признать решение депутатов маслихата незаконным. Но в апреле 2017 года Специализированный межрайонный экономический суд вынес решение по «делу о билбордах» не в пользу рекламщиков.
Убрать из города огромные баннеры для улучшения эстетического облика улиц ранее рекомендовал датский архитектор Ян Гейл. С рекомендацией специалиста согласился аким Алматы Бауыржан Байбек. «Я хочу как алматинец вам сказать, и мы видим по соцсетям, что, когда мы начали сносить незаконные билборды, какая огромная поддержка пошла. Я хотел привести пример Астаны. Там почему-то все по международным стандартам, красивые билборды, они не мешают. Поэтому мы постепенно этот вопрос будем вести, системно, до конца, пока не приведем наш город к современным стандартам. Любой турист, приезжая сюда, хочет гулять здесь, видеть красивые парки, наше небо, чтобы здания были красивыми. Чтобы не было такого нагромождения», — отмечал ранее градоначальник.
В 2016 году, по информации Центра развития г. Алматы, были демонтированы 1008 рекламных щитов, взамен которых установлены 633 нового формата.
Особое внимание акимат уделил билбордам вблизи объектов, представляющих историческую и культурную ценность. «Билборды — это визуальный мусор, который отвлекает автомобилистов и портит внешний вид города. Кроме того, реклама, размещенная перед историческими зданиями, скрывает их архитектурную и историческую ценность. За яркими постерами и билбордами город теряет свою связь с историей и свой особенный «дух места», — отметили в Центре развития города.