Куда поедет турист будущего
Современные туркомпании берут на вооружение инструменты финтехаТуристический потенциал Алматинской области раскрылся для «Капитал.kz» во всей полноте, когда глубокой ночью мы отменно и недорого поели в случайно выбранном ресторане Талдыкоргана. Это был уже второй «плюсик в карму» — первым стало отлично оборудованное новое шоссе Алматы-Талдыкорган. По дороге туда отметили освещенность улиц пригородных поселков с хорошо видимыми пешеходными переходами. На пути обратно — уместность отбойников и светоотражателей, позволяющих легко ориентироваться в густом тумане, часто накрывающем эти места. Третьим плюсом стал отлично работающий мобильный интернет.
В Талдыкорган мы приехали в группе специальных гостей международного туристического форума Zhetysu Travel 2018. В туризме наиболее полно отражается смысл новомодной формулы «люди – новая нефть». Казалось бы, куда проще: Алматинская область богата интересными природными местами, продавай туры, поедут люди – будет расти экономика. На деле же все не так просто.
Есть успешные локации, например, Алаколь. В текущем летнем сезоне здесь отдохнули около 1 млн человек (2% из них – туристы из России), сформировав совокупную прибыль алакольского туркластера в 10 млрд тенге. Об этом сообщил заместитель акима Алматинской области Лаззат Турлашов.
Однако при всем богатстве природы региона назвать другие равноценно успешные места затруднительно. Тимур Дуйсенгалиев, заместитель председателя правления АО «НК Kazakh Tourism», считает, что пора в Казахстане научиться самостоятельно упаковывать и выгодно преподносить туристический продукт. Для этого необходимо изменить подход с пассивного ожидания ренты от природы к активному формированию современных идей. «В Алматинской области есть уникальный горный кластер, есть исторически интересный маршрут Шелкового пути и точки соприкосновения с Китаем. Но важно переформатировать наполнение этих предложений, сделать их современными», – сказал Тимур Дуйсенгалиев на открытии форума.
Тема современных инструментов в туризме стала доминирующей. Хотя по мере развития темы становилось понятно, что даже самые современные «цифровые» местные турпродукты страдают невылеченными до сих пор болезнями прошлого. Впрочем, обо всем по порядку.
Главный запрос туриста – погружение в местную культуру
Самым ярким, на взгляд автора, спикером форума Zhetysu Travel 2018 стал Алексей Венгин, представитель российского медиахолдинга Profi Travel. Компания специализируется на развитии онлайн-решений в области развития туризма, уже 20 лет продвигая на русскоязычных рынках туристические дестинации (локации) 30 стран мира.
В выступлении Алексея Венгина прозвучала мысль, которая четко очерчивает перспективы туристического рынка будущего: турист поедет туда, куда ему укажут эксперты и технологии. «Сейчас 10 процентов туров бронируются онлайн, но именно за этим форматом будущее. Потребитель становится все более требовательным. Его запросы и потребности в более сложных турпродуктах формируют социальные сети и отзывы, – заявил Алексей Венгин. – Современный турист хочет избежать опыта посещения публичных мест, многолюдия. Он хочет ощутить себя местным жителем, попробовать местную кухню, погрузиться в местную культуру. Поэтому ему не важны привычные сезонные рамки, гораздо интереснее запланировать поездку заранее и забронировать места по гораздо более низкой цене».
В ответ на меняющиеся запросы современные туристические компании становятся новым финтехом. Они берут на вооружение те же инструменты, что и финансовые структуры, умеющие не просто удовлетворить интерес клиента, но даже и предвосхитить его. «Технологии анализа поведения потребителей за последнее время шагнули далеко вперед. Таргетинг по стандартным данным любого человека дополняется данными о его привычках, любимых местах отдыха и маршрутах поездок. Теперь мы можем не только подстроить рекламу под потребителя, но и предугадывать его действия и даже в какой-то степени влиять на принятие решений. Пока эта технология только оттачивается, но уже в следующем году будет применяться в туризме, – сказал Алексей Венгин. – Таким образом можно значительно повлиять на запросы туристов. Как это использовать для увеличения туристического потока в Казахстан? К примеру, выбрать туристов, посетивших в прошлом году Узбекистан, и сформировать для них таргетированный рекламный блок, который заставит их задуматься, а не пора ли посетить Казахстан».
В комментарии для «Капитал.kz» Алексей Венгин отметил, что при правильном продвижении поток россиян в Казахстан может составить сотни тысяч человек ежегодно. «Все зависит от того, как территория себя поведет, как она себя сможет развить. Интерес к Центральной Азии сейчас есть. Но если говорить о России, то организацией туров в Казахстан занимаются только нишевые операторы. Но и это хорошо, потому что 2 года назад спроса и предложения не было вообще. Сейчас наших туристов больше привлекают Грузия, ежегодно принимающая около миллиона россиян, Азербайджан и Армения. По Казахстану пока нет ощущения, что это туристическая дестинация интересна для россиян, – говорит Алексей Венгин. – Чтобы из России сюда поехали большие потоки, необходимо сделать продукт, который заинтересует более масштабных туроператоров, турагентства. Казахстан должен сформировать свою нишу на рынке. Нужны турпродукты, нормальная перевозка, хорошие цены. Думаю, в ближайшие два года этот продукт будет формироваться на более масштабной основе. Пока же недостаток информации о Казахстане как о туристическом направлении в России очень большой. Рекламные ролики в Казахстане снимают, ориентируясь на европейских туристов, которым важен индивидуальный продукт, а россиян интересуют массовые пакеты».
Главное, что следует сделать сейчас Казахстану – заинтересовать крупные туристические компании России. Одним из инструментов формирования массового спроса Алексей Венгин считает туристические онлайн-выставки, работающие последние 4 года. Такой формат не требует больших затрат и хорошо окупается. К примеру, по словам спикера, в текущем году в онлайн-выставке приняли участие 1256 субъектов турбизнеса со всего мира. В частности, говорит он, хорошо этим инструментом пользуется туристическое сообщество Кыргызстана.
Осваивают это направление и казахстанские участники. К примеру, в последней выставке приняла участие Южно-Казахстанская область, с ее предложениями ознакомились 475 игроков турбизнеса. Успехом пользовались онлайн-стенды горнолыжного курорта «Лесная сказка» (заинтересовались 556 туркомпаний), «Эйр Астаны» (606), «Риксос Боровое» (475). «Запросы туристов меняются, и турагенты вынуждены подстраиваться под их интересы. Невозможно создать массовый продукт без работы с туроператорами, которые имеют опыт по созданию, упаковке и продажам туристических продуктов, но для этого туркомпаниям нужно давать честную информацию», – делает вывод Алексей Венгин.
Как Алаколь привлек 1 млн туристов
В отсутствие иностранных туристов главным драйвером развития отрасли для области стал турист отечественный. И главным центром его притяжения стало озеро Алаколь. Как мы уже написали, текущий сезон стал рекордным: это место посетили около 1 млн человек. К сожалению, за рамками обсуждения форума осталась тема экологических последствий подобного массового паломничества.
Однако стратегия достижения такого результата сама по себе интересна. Об этом в кулуарах форума корреспондент «Капитал.kz» поговорил с Жанар Алчимбаевой, руководителем управления туризма Алматинской области. «Есть два сценария развития. Первый: государство начинает формировать внутренний рынок, и когда этот рынок сформирован, начинается интерес извне. Второй – когда страна позиционирует себя на международном рынке туруслуг, и только потом формирует условия для своих граждан. Для Алматинской области характерно, что 98% посетителей – отечественные туристы, то есть мы следуем первому сценарию», – говорит Жанар Алчимбаева.
Главный импульс развитию туризма придало общее развитие транспортной инфраструктуры. «Для общего развития области мы стали капитально ремонтировать дороги разного уровня. Например, капитально отремонтировали дорогу Алматы-Талдыкорган, далее будут отремонтированы дороги Талдыкорган-Усть-Каменогорск и участок Ушарал-Достык. В этом году завершили ремонт дороги на Кольсайские озера, в Шарынский каньон. 1 млрд тенге потратили на дорогу в музей-заповедник под открытым небом Танбалы, очень популярный объект, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, – говорит Жанар Алчимбаева. – Построили аэропорт, железнодорожный вокзал, автовокзал, запустили субсидированные рейсы. Вот откуда в этом году на Алаколь приехали 1 млн туристов. Для точечной поддержки туробъектов мы применяем правило «последней мили», то есть не просто построили магистральную дорогу вдоль озера, но и сделали асфальтированные спуски к побережью. И после этого произошел всплеск инвестиций в строительство. Если за два года, 2016 и 2017 государство потратило на обновление инфраструктуры 15,7 млрд тенге, то частные инвестиции составили 15,6 млрд тенге. Мы считаем, что в ближайшие годы частные инвестиции удвоятся».
«Мы обучаем практически всех людей, которые соприкасаются с туристами»
Самыми привлекательными для инвесторов стали объекты отдыха класса люкс и полулюкс. По статистике этого года, их заполняемость – 80-100%. Такие проекты относятся к разряду крупных и требуют вложений более 1,7 – 2,3 млрд тенге. Среди них – Alakol resort, «Аквамарин», Grand Villa, Koktem Grand. Места отдыха рангом ниже заполняются на 30-40%.
Государство вложилось не только в инфраструктуру, но и в обучение персонала. «Мы обучаем практически всех людей, которые соприкасаются с туристами. Курсы фасилитации провели для таможенников, пограничников, сотрудников аэропортов и вокзалов. Кроме того, провели серию семинаров по гостеприимству, лояльности, стандартам обслуживания для обслуживающего персонала. Бизнес строит большие комплексы отдыха, но без внимания нельзя оставлять никакие мелочи: постельное белье, посуда, услуги столового персонала, – говорит Жанар Алчимбаева. – В области в целом не хватает обслуживающего персонала: горничных, официантов, ресепшионистов. На Алаколе нехватка в поварах, например. Но есть и неожиданные предложения. Так, в этом году к нам обратились фермерские хозяйства, тоже хотят работать с туристами. А ведь это обеспеченные люди, готовые создать для туристов очень хорошие условия, и уже есть реальные примеры, когда они принимают гостей. Мне кажется, это хороший пример того, как бизнес подключается к выполнению госпрограмм».
На очереди – развитие Балхашской дестинации, развитие курортной зоны Капшагая и реконструкция дорог от Каскеленского до Тургеньского ущелья. После этого будет реконструирован весь Шелковый путь – от китайской до кыргызской границы.
Главный принцип туризма – превосходить ожидания клиента
От успехов к проблемам сегодняшнего дня аудиторию вернула Людмила Кузнецова, генеральный директор ТОО «ГеоДатаПлюс». По ее данным, туризм, если рассматривать его как часть экспорта мировой торговли, приносит 8% мировых доходов. Если же рассматривать туризм как часть экспорта сектора услуг, то его доля здесь равна 37%.
В Казахстане, считает Людмила Кузнецова, рост стоимости продукта на одного туриста в год в 2017 году составил от 25 до 60% в зависимости от регионов. Если оценивать мулитипликативный эффект, то одно рабочее место, созданное в туриндустрии, дает до 9 мест в других отраслях. Туризм прямо или косвенно влияет на развитие 32 отраслей экономики.
Но есть проблемы, которые тормозят развитие туризма в Казахстане. Одна из них – отрасль едва начала оформляться и потому требует системности и комплексного подхода. Турагентства должны озаботиться разработкой и предложением полноценных турпакетов. В целом отрасль надо подвергнуть стандартизации и сертификации.
При этом, подчеркнула Людмила Кузнецова, с задачей формирования работающих турпакетов не справляются даже самые известные мировые компании. Причина в том, что каждая территория внутри страны имеет свои особенности управления. Поэтому мастер-планы, которые они разрабатывают для Казахстана, остаются нереализованными. Например, мастер-план создания и развития туристического кластера Мангистауской области (Германия), системный план развития горнолыжной зоны Алматы (Канада).
Разработчики программ разрабатывают документы, которые работают в других экономических и управленческих условиях. Что же касается программ, которые разработаны казахстанскими компаниями, то они очень локальны и не учитывают взаимного влияния туристического объекта на окружающую территорию – и наоборот. «Используя уникальные ресурсы Алматинской области, есть возможность создания экономически самостоятельных туристических дестинаций. Это территории, которые имеют свои границы, где люди живут и работают, это комплекс социальных, экономических и культурных взаимоотношений. Территория, имеющая единую комплексную уникальную идентичность. Это территория, которая позволяет создать полноценный туристический продукт, удовлетворяющий потребности туриста в проживании, питании, развлечении, безопасности и так далее. Территория, которая развивается в соответствии с системой стандартов сертификации области туризма, которые также надо создавать. И, конечно же, это территория, где хочется жить и работать, куда хочется вернуться вновь и вновь», – говорит Людмила Кузнецова.
По мнению эксперта, необходимо выделить и последовательно развивать следующие территориальные туристические комплексы: Капшагайский, Кольсайский, Шарынский, Тургеньский и Алакольский. «Разрабатывая модели развития, надо стремиться стать лучшим предложением, средний путь уже не работает. Но для этого не обязательно сразу тратить большой бюджет. Надо создать систему, включающую план, и заставить ее работать, – говорит Людмила Кузнецова. – Идея каждой такой зоны должна демонстрировать глубину сочетания исторического и культурного наследия, уникального национального и природного многообразия и особой ментальности проживающих в ней людей. Путешествие по Алматинской области должно стать настоящим открытием и позволит получить удивительный опыт, новые знания и необычайно яркие впечатления. Но в туризме недостаточно просто продать продукт. Надо превышать ожидания, только так турист запомнит место отдыха».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.