Как оцифровывают ЮКО
В Шымкенте появились электронные ученики, пациенты и интернет вещейОб успешной реализации в регионе государственной программы «Цифровой Казахстан» заявил на днях аким Южно-Казахстанской области Жансеит Туймебаев.
В частности, глава области доложил о проектах в сфере цифровизации образования, в которой ЮКО определена пилотным регионом. Это прежде всего автоматизация процессов постановки в очередь и зачисления детей в дошкольные организации, впервые реализованная в республике.
Электронные дошколята и ученики
Так, на зачисление детей в детские сады в ЮКО поступило 98 172 электронных заявления, в результате 30 645 детей были зачислены в детские сады. Автоматизированная система внедрена во всех 459 дошкольных организациях Шымкента, показатель выполнен на 100%. Положительный опыт Шымкента предполагается распространить во всех районах и городах области.
Кроме того, в государственных школах общего среднего образования Шымкента был автоматизирован процесс приема детей в 1 класс. В завершившемся учебном году в электронном виде в 1 класс были приняты 21 863 школьника.
Педагогов «хантят» онлайн
Одним из шагов по обеспечению прозрачности и доступности сферы образования также стала автоматизация процесса отбора педагогического состава, для чего был запущен портал поиска работы «Т-hunter». На нем размещаются все педагогические вакансии образовательных учреждений Шымкента. Таким образом, соискатели получили возможность узнавать информацию о требующихся кадрах, отправлять свои заявки через веб-сайт и проходить открытый конкурсный отбор. Через цифровую «биржу» было принято 2374 заявления, проведено 1010 открытых конкурсов, в итоге приняты на работу 654 кандидата. Как подчеркнул аким, это позволило сократить на 80% коррупционные риски и на 92% снизить жалобы, вместе с тем вследствие появления открытой конкуренции повысилось качество педагогического состава. Начиная с сентября 2018 года эту систему планируется внедрить во всех районах области.
Цифровые карты пациентов и районов
Говоря о цифровизации в сфере здравоохранения, аким сообщил, что на сегодня в 69 поликлиниках области внедрена комплексная медицинская информационная система. Благодаря этому у населения появилась возможность получить в электронном виде такие услуги, как «вызов врача на дом», «запись на прием к врачу», «регистрация в медицинские организации».
Жансеит Туймебаев также рассказал о переводе в цифровой формат карт всех 15 районных центров, 181 сельского округа и 834 населенных пунктов, где каждый строительный объект приведен в соответствие с информационной системой «Адресный регистр». Цифровая карта включает в себя информацию об особо охраняемых природных участках, водоохранных полосах, земельных участках сельскохозяйственного назначения. На ее основе в Шымкенте уже внедрены сети доставки чистой воды и автоматизирован процесс выдачи технических условий.
Между тем на заседании была представлена далеко не вся работа региона в сфере цифровизации. Реализацией государственной программы «Цифровой Казахстан», в том числе переводом государственных услуг в электронный формат, в ЮКО занимается специально созданное для этой цели по инициативе акима управление информатизации, оказания государственных услуг и архивов. К слову, оно появилось первым из подобных в республике. Ключевыми задачами организации этого нового управления были обозначены координация внедрения электронных услуг, автоматизация процессов во всех госучреждениях и мониторинг информационных систем в ЖКХ, здравоохранении, образовании и сельском хозяйстве Южного Казахстана.
Электронная очередь на жилье
По информации управления, вторым пилотным направлением цифровизации после образования является сфера строительства. Чтобы упредить негативные настроения среди большого количества желающих получить жилье, избежать обвинений в отсутствии прозрачности процесса его распределения и коррупции местных исполнительных органов, впервые в республике была внедрена автоматизированная система распределения квартир «Жилищные отношения». Она полностью исключает возможность принятия незаконных решений. Как результат — средний срок рассмотрения заявлений снизился с 2 месяцев до 20 дней.
«Умные пастбища»
Следующим направлением цифровизации определено сельское хозяйство. В числе показательных цифровых предприятий в управлении называют роботизированную молочно-товарную ферму компании «Бөрте Милка», а также высокотехнологичный автоматизированный птицекомплекс «Ордабасы Кус». Для увеличения урожайности естественных пастбищ и экономии трудовых затрат в регионе планируется реализовать проект «Умные пастбища», в результате чего ожидается увеличить поголовье скота и улучшить качество производимой продукции. До конца 2018 года планируется сделать «умными» 1,5 тыс. га пастбищ. Кроме того, для увеличения производимой продукции, экономии поливной воды, удобрений и безопасной борьбы с сорняками внедряется система «Умный полив». В прошлом году им было охвачено 59,1 тыс. га площадей интенсивных садов.
Интернет вещей сообщает о прорыве труб
В области также пилотируется такое направление, как цифровизация ЖКХ.& С учетом того, что важными условиями комфорта населения являются электричество, вода, тепло, для оперативного мониторинга, своевременного реагирования и устранения непредвиденных расходов в этой сфере применяются IоT-технологии. Оперативное реагирование на проблемы ЖКХ уменьшает количество обращений на 20% и создает положительный имидж местных исполнительных органов. В частности, на сегодняшний день в пилотном режиме один район Шымкента (55 жилых домов) полностью подключен к датчикам, которые передают информацию о потреблении воды и уведомляют в случае прорыва. В этом году предполагается подключить к IоT-технологиям социально важные объекты города для отслеживания хода отопительного сезона и учета потребления коммунальных услуг. Поступающие от датчиков данные планируется отразить в ситуационном центре акимата с привязкой к ГИС-карте. Это позволит осуществлять постоянный мониторинг качества обслуживания социальных объектов, повышать поступления налогов в бюджет, увеличить прозрачность учета и отслеживания качества оказываемых коммунальных услуг.
Оцифрованный транспорт
Цифровизация активно развивается также в сфере транспорта и безопасности. В Шымкенте 95% общественного транспорта и 100% межрайонных автобусов оснащены системой GPS.& В рамках проекта «Безопасный город», по данным на начало этого года, было увеличено количество видеокамер наблюдения до 479 штук, интеллектуальных перекрестков — до 21.
Идет плановая работа по подключению шымкентских светофоров к голосовому сопровождению сигналов, а придорожных знаков на улицах и перекрестках — к питанию на солнечных батареях.
В четырех парках Шымкента планируется внедрение системы «Умное освещение», которая позволит сэкономить энергозатраты на 30% и трудозатраты на 40%.
Была внедрена автоматизированная система проката велосипедов Shymkent Bike, функционируют более 30 станций проката.
В рамках цифровизации пассажирского транспорта планируется автоматизация графиков всех маршрутов в мобильном приложении, предварительное планирование поездки, оснащение электронным табло с информацией о времени прибытия автобусов. Будет автоматизирована передача данных на информационные экраны, расположенные на остановках, и на мобильные приложения. Также предполагается внедрить систему электронного билетирования в общественном транспорте.
В этом году запланировано подключить 32 (33%) светофора к голосовому сопровождению сигналов. В результате в онлайн-режиме будет осуществляться мониторинг движения общественного транспорта, обращений граждан, контроля исполнения перевозчиками договорных обязательств, повышения культуры и безопасности вождения.
При формировании «умного» города не осталось без внимания инклюзивное общество. Для создания комфортных условий разрабатывается карта доступной среды, где для людей с особыми потребностями сформирован навигатор доступности объекта с системой автоматической оценки доступности объектов, который в свою очередь даст возможность контроля субъектов по созданию условий.
Туризм с дополненной реальностью
Для увеличения потока туристов было запущено мобильное приложение ON Guide. Посредством информирования через него в прошлом году туристический информационный центр Ontustik Tourism Center обслужил 3923 туриста. Это приложение поможет считывать при помощи так называемого QR-кода цифровые паспорта, которые появились у самых известных историко-культурных памятников региона. Также внедряется VR-технология (360 градусов обзора), позволяющая осуществить тур в 3D-формате по сакральным местам с использованием технологий дополненной реальности.
Электронное правительство не дремлет
В 2017 году местными исполнительными органами было оказано через ЦОНы 353,7 тыс. государственных услуг и через портал электронного правительства 10,2 тыс. услуг. Методам получения государственных услуг в электронном формате было обучено 437 848 человек. Для повышения качества обслуживания населения одними из первых в республике были открыты фронт-офисы. В электронный формат было отсканировано 200 374 листа, оцифровано 1289 архивных дел. Для получения архивных справок поступило 32 447 запросов через государственную корпорацию «Правительство для граждан», 2110 — через веб-портал электронного правительства.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.