Почему ТНК «Иналка» вернулась в Казахстан?
Мясной союз РК провел переговоры в России, впереди – Израиль и КитайДелегация отечественных бизнесменов, представляющих «Мясной союз Казахстана» (МСК), посетила несколько регионов Российской Федерации. Представители нашего крупного животноводческого бизнеса договорились о поставках в Россию живого скота мясного направления. Отдельно в «повестке дня» стояло ознакомление с технологией и практикой работы «семейных» молочных ферм у соседей и создания параллельно с молочно-товарными хозяйствами так называемых «нетельных» ферм по выращиванию молочных коров.
ТНК возвращается
Казахстанских животноводов в поездке по РФ возглавлял бывший министр сельского хозяйства РК, ныне председатель правления Мясного союза Казахстана Асылжан Мамытбеков.
По его словам, казахстанская сторона начала активно работать с россиянами в плане продвижения своего живого скота и мяса на их рынок. В частности, первые мясные бычки уже ушли на убой в Оренбургскую область, на расположенный там мясоперерабатывающий комбинат итальянской транснациональной компании «Иналка».
«В Оренбурге проходила „мясная“ конференция. Мы поехали на нее с рядом отечественных компаний — „Север Агро“ из Костанайской области, „Актеп“ из Актюбинской области, компаниями из Жамбылской области. Нам удалось договориться о поставках мясных бычков на экспорт в Россию. Как раз в период нашего пребывания там шел забой первого скота, поставленного на оренбургский мясокомбинат из нашей Актюбинской области. Строительство такого же мясокомбината, только в полтора раза больше, будет начато ТНК „Иналка“ в этом месяце и у нас — 19 мая в Алматинской области», — рассказал «Капитал.kz» Асылжан Мамытбеков.
Ситуация для Казахстана изменилась к лучшему
Компания с мировым именем «Иналка» специализируется на безотходной переработке крупного рогатого скота. А ее основной продукт — мясо говядины, уходит на говяжьи котлеты для бургеров в сети ресторанов «Макдональдс» по всему миру. Дело в том, что еще в 2010 году итальянские инвесторы планировали построить большой мясокомбинат в Алматинской области, который бы мог экспортировать продукцию как на российский, так и китайский рынок. Однако их смутили средний убойный вес нашего КРС, который был крайне низким, и ветеринарные препоны. Поэтому иностранцы отказались от идеи поставить завод в Казахстане, вместо этого уйдя в Россию, где они инвестировали в строительство комбината в Оренбургской области.
Впрочем, за эти годы ситуация изменилась для Казахстана в лучшую сторону. Благодаря программе «Развитие экспортного потенциала мяса КРС» в Казахстан удалось завезти 55 тыс. голов племенного мясного скота. Он уже дал приплод, почти в три раза превышающий количество импортированных голов. «Ангусами» и «Герефордами» — самыми передовыми породами мясного скота на казахстанских фермах уже никого не удивишь. Средний вес КРС ушел далеко за 300 килограмм. И теперь итальянско-российская компания, владеющая комбинатом в Оренбурге, готова покупать скот у Казахстана. Синхронно, эти же инвесторы закладывают первый камень в строительство мясокомбината под Алматы, от идеи возведения которого они отказались 8 лет назад.
«Сейчас мясную продукцию экспортировать в Россию вообще нет проблем. Наш сертификат действителен по всей РФ.& Остается окончательно согласовать ветеринарные вопросы по экспорту живого скота. Сейчас, находясь в Оренбурге, наши партнеры как никогда нуждаются в казахстанском КРС, потому что они признают качество нашего товарного скота, которое гораздо лучше, чем качество товарного скота в России. Ну и, конечно, видя, что за пять лет действия программы „Развитие экспортного потенциала мяса КРС“ она начала набирать обороты, они приехали сюда еще в 2015 году, желая построить мясокомбинат под Алматы. Но только сейчас им удалось приступить к началу строительства», — пояснил Асылжан Мамытбеков.
«Ремонт стада» своими силами
В Воронежской области представители Мясного союза Казахстана посетили крупную молочно-товарную ферму на 25 тыс. голов скота, реализующую в сутки до 300 тонн молока. Это хозяйство примечательно тем, что внутри своего холдинга оно открыло первую в России «нетельную» ферму, то есть отдельное параллельное хозяйство, где доращивают и оплодотворяют телочек, прежде чем поставить их в основное стадо на молочной ферме. Хотя подобные фермы могут быть вполне самостоятельным независимым бизнесом или плодом кооперации сразу нескольких независимых друг от друга молочно-товарных ферм, которые будут делить выручку от их деятельности, исходя из собственного вклада.
В Казахстане пока еще нет опыта создания «нетельных» ферм. Как правило, крупные отечественные производители молока после «выбраковки» части молочного стада (по причине старости животного, травм или ветеринарным соображениям) покупают новый скот, в том числе импортный. Это дорого и невыгодно. Тогда как будь профессиональная «нетельная ферма», возможно, встроенная в сам молочный холдинг, она бы выращивала телочек с 1-го или 3-хсуточного возраста, оплодотворяла их и уже после того, как взрослая особь разродится, поставляла готовую молочную корову обратно в главное стадо.
Восполнение выбывших коров, на языке молочников, называется «ремонтом стада». Однако всегда в случае «нетельных ферм» поверх восполнения остаются коровы, которых можно просто продать и заработать на этом деньги. Каждый год после «ремонта» может оставаться большое количество невостребованных молочных коров или «нетелей», цена которых в зависимости от породы на рынке может начинаться от $2,5 тыс. за голову. Обычно на сотню голов в молочно-товарной ферме ежегодно приходится от 25 до 45 таких «свободных» коров, которых можно с выгодой реализовать. А если ферма имеет поголовье в несколько тысяч голов, то нетрудно подсчитать, какой хороший доход она может получить от продажи «нетелей» на сторону.
«Таким образом, речь идет о том, чтобы производители молока имели два крепких, базовых источника дохода. Это — молоко и продажа „нетелей“. К сожалению, наш молочный бизнес пока обладает в основном лишь одним источником дохода — от продажи молока. Но если мы хотим поставить на широкую ногу производство молока, мы не можем все время зависеть от импорта. У нас достаточное поголовье молочного скота, чтобы не завозить его, а воспроизводить внутри страны. По крайней мере „ремонт“ собственного стада мы способны делать своими силами», — констатирует Асылжан Мамытбеков.
Если импорт, то только Джерси
По мнению главы Мясного союза, мы можем позволить себе импорт, когда речь идет в целом об улучшении молочной породы скота. Например, он убежден, что нам не следует увлекаться ныне широко распространенной в Казахстане голштинской породой, а сделать акцент на ввоз джерсейской породы молочного скота. Дело в том, что конверсия кормов в объемы и качество молока у них чрезвычайно высокая. Проще говоря, потребляют они меньше, зато выход молока у них на порядок больше.
Что же касается «семейных» молочных ферм (100−200 голов скота), на которых представители МСК побывали в Калужской области, то этот проект постепенно начинает внедряться и в Казахстане, где уже появились небольшие фермы семейного типа, способные работать в тесной кооперации с более крупными партнерами.
Кстати, впереди у руководства Мясного союза поездка в Израиль, где будет изучена технология орошения для производства кормов для нужд животноводства. А затем МСК надеется на положительный исход переговоров вице-премьера правительства — министра сельского хозяйства РК Умирзака Шукеева в Китае об открытии рынка Поднебесной для казахстанских продуктов питания, в том числе мяса говядины.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.