Какой должна быть транспортная реформа Алматы?
Обновление автобусного парка играет важную роль в этом процессеСегодняшнюю систему общественного транспорта Алматы сложно назвать системой, скорее моделью перевозок. Сформированная еще в 90-е годы, она давно нуждается в реформировании. Следует предпринять три самых важных шага: обновить автобусный парк города, оптимизировать маршрутную сеть, а транспортным компаниям отказаться от устоявшегося плана для водителей в пользу оплаты за километраж. Такое мнение корреспонденту центру деловой информации Kapital.kz высказал директор ТОО «Алматыэлектротранс» Ризван Цинаев.
Благодаря несложной трехкомпонентной реформе можно добиться того, что пассажиры смогут быстро доезжать от одного пункта назначения до другого, даже если они находятся в разных концах города, пояснил Ризван Цинаев.
«По факту на сегодняшний день все перевозчики стараются пустить автобусы по тем коридорам, где сконцентрирован самый большой пассажиропоток. При этом некоторые маршруты дублируют друг друга. А в малонаселенных районах города они не заинтересованы», — рассказал он.
По этой причине водители устраивают гонки между собой, стараясь обойти конкурентов на дороге и забрать как можно больше пассажиров с автобусных остановок. По самым оживленным частям города должны проходить 1−2 маршрута, больше не нужно, но интервал между автобусами пусть составляет не больше 5 минут. А к этим многолюдным коридорам автобусы других маршрутов должны подвозить пассажиров из разных частей города, тогда добираться в центр будет удобно, пояснил наш собеседник.
Сейчас деньги за перевозку пассажиров получают непосредственно транспортные компании, поэтому перед водителями они ставят единственную задачу — выполнить определенный дневной денежный план, продолжил он.
«Никто не требует от них вежливого отношения к пассажирам или не курить в салоне, не обязывает соблюдать правила перевозки людей и выдавать билет каждому из них. В сложившихся условиях создание единого транспортного оператора, неважно, в форме коммунального предприятия или частной компании, могло бы исправить ситуацию», — считает Ризван Цинаев.
Предположим, автобус, который ездит по одному маршруту, в течение дня собирает 30 тысяч тенге, а второй на другой линии — 70 тысяч тенге. Оба водителя сдают деньги в эту структуру, которая затем распределяет их между двумя транспортными компаниями в соответствии с преодоленным автобусами расстояниями.
«Таким образом, доход перевозчика формируется не по количеству перевезенных пассажиров, а за счет пройденных километров. Это первый пункт, влияющий на прибыльность компании. Второй — комфортность принадлежащего ей автотранспорта. Чтобы пассажиров возили не на бричке, а на высококлассных автобусах», — добавил Ризван Цинаев.
Подвижки в этом отношении есть. В нынешнем году в Алматы приехали 65 новых комфортабельных автобусов, изготовленных на Ликинском автобусном заводе (ЛиАЗ). И, по информации отечественных СМИ, ожидается прибытие еще 200 басов. «Алматыэлектротранс» оказалась в числе первых транспортных компаний, которые обновили свой автопарк, закупив четыре модели автобусов ЛиАЗ малой, средней, большой и особо большой вместимости. С тех пор прошло шесть месяцев, и можно сделать выводы о них.
«Важными характеристиками при выборе автобуса для городских перевозок являются: вместимость, потребление топлива, разворотливость. Ну и, конечно же, в первую очередь важно качество производства автобуса», — перечислил Ризван Цинаев.
Если оценить ЛиАЗы с позиции «цена-качество», на практике они хорошо себя зарекомендовали, заметил наш собеседник. Кроме того, компания ЛиАЗ предоставила 15%-ную скидку «Алматыэлектротранс».
«За двенадцатиметровый автобус ЛиАЗ модели 5293 мы заплатили 37 миллионов тенге. С учетом того, что, помимо системы кондиционирования, видеонаблюдения, видеорегистрации, автобус оснащен электронной системой билетирования», — сказал он.
Что касается потребления топлива, то на практике оно оказалось на 10% выше нормы, но это объясняется тем, что Алматы расположен вблизи гор, поэтому транспорт едет то вниз, то вверх.
«ЛиАЗы очень поворотливые, поскольку имеют независимую подвеску. Радиус разворота у них составляет 12 метров (ЛиАЗ, модель 6213. — Ред.). Это считается хорошим показателем. Эксплуатационный ресурс мотора, подвески, коробки передач составляет миллион километров», — рассказал Ризван Цинаев.
Подводя итог, наш собеседник отметил, что не сожалеет о сделанном выборе.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.