Каким будет общественный транспорт в Казахстане
В 2018 году отечественный автопарк пополнится автобусами российского производстваАвтобусный парк Алматы пополнится новыми низкопольными автобусами. Суммарная поставка городских низкопольных в 2017 году составит 280 автобусов. В их числе: автобусы большого класса ЛиАЗ-5293 и ЛиАЗ-5292.60, среднего класса Kursor LF и сочлененный автобус ЛиАЗ-6213. Они оснащены автоинформатором, системой подсчета пассажиров, кондиционером, а также видеорегистраторами наружного и внутреннего наблюдения. Все автобусы укомплектованы экономичными дизельными двигателями, соответствующими современным нормам экологической безопасности. Как говорят в компании, невысокая стоимость, надежные силовые агрегаты и ходовая часть делают их незаменимыми в условиях большого города.
Напомним, в Алматы в рамках транспортной реформы и создания устойчивой системы общественного транспорта ведется обновление подвижного состава. И «Группа ГАЗ» принимает активное участие в модернизации отечественного автопарка. В целом автобусный парк Казахстана до конца этого года пополнится более чем на 600 автобусов российского производства.
Помимо дизельного транспорта, в арсенале автомобилестроительного холдинга имеются разнообразные модификации автобусов всех классов и назначений — на бензине, газе и электричестве. Кстати, «Группа ГАЗ» — это первая российская компания, которая разработала и начала серийное производство автобусов на сжатом природном газе (CNG). С 2005 года на заводах компании в общей сложности изготовлено свыше 3 тыс. единиц техники, работающей на метане. Сегодня модельный ряд насчитывает 16 видов газовых автобусов. Один из них приедет на опытную эксплуатацию в Казахстан в I квартале 2018 года.
Экологично и выгодно
О метане как об альтернативе бензину и дизелю говорят все чаще. В России по этому поводу даже разработан целый федеральный закон. В пользу такого моторного топлива говорят не только нарастающий дефицит энергоресурсов и увеличение цен на ГСМ, но и ухудшение экологической обстановки в мегаполисах. Именно поэтому автобусы на природном газе пока наиболее перспективное направление в сфере развития общественного транспорта. У них довольно быстрая окупаемость за счет низкой цены на топливо и сокращения эксплуатационных издержек.
Цена на газ на 30−60% ниже, чем на бензин и на 20−40% меньше, чем на дизель. В среднем метан стоит в 1,5 раза дешевле пропана. На 100 км пробега автобус с двигателем CNG тратит почти на 60% меньше горючего, чем транспортные средства с моторами на сжиженном газе. Расход топлива вдвое ниже, чем у дизельной автотехники, и в 2,5 раза меньше, чем у машин, потребляющих бензин. Кроме того, он позволяет продлить ресурс работы двигателя и дает гораздо меньше вредных выбросов в атмосферу. Метан сгорает без образования дыма, а содержание вредных оксидов в 4 раза ниже допустимых пределов.
Единственное замечание — несколько меньшая динамика по сравнению с дизельными автобусами. Например, тот же дизель вырабатывает большую энергию, нежели газ, обеспечивая машину превосходным тяговым усилием для преодоления всевозможных препятствий. Поэтому в случае эксплуатации автобусов в местности с гористым профилем следует учитывать этот факт и внимательно относиться к мощностным параметрам двигателя при заказе автобусов. Безусловно, использование газового транспорта наиболее удобно в условиях мегаполисов с большим пассажиропотоком. И чем больше среднегодовой пробег автобуса, работающего на метане, тем заметнее экономический эффект для перевозчика.
Транспорт будущего
Место экологически чистой альтернативы обычным автобусам в будущем может занять и электротранспорт. А точнее — электробус. Несмотря на высокую стоимость, в эксплуатации он обходится гораздо дешевле, чем традиционные аналоги. К примеру, один электробус экономит порядка 7 тысяч литров топлива в год.
«Транспортные средства, которые получают некоторую долю или почти всю свою мощность от электрической трансмиссии, могут иметь низкие или даже нулевые выбросы парниковых газов и загрязняющих веществ. Кроме того, они могут потреблять мало или вообще не потреблять нефтепродукты. Преимущества очевидны и в части шумовых загрязнений — электробусы практически бесшумны», — рассказала корреспонденту Центра деловой информации Kapital.kz Елена Ерзакович, руководитель проекта ПРООН-ГЭФ «Устойчивый транспорт г. Алматы»
Неудивительно, что сегодня наблюдается значительный интерес к разработке и оценке передового электротранспорта как на аккумуляторных источниках питания, так и гибридов с водородным топливом. «Группа ГАЗ» идет в ногу со временем, предлагая автомобильному рынку свои инновационные разработки. Среди них — электробус нового поколения, разработанный на базе городского низкопольного автобуса большого класса ЛиАЗ-5292. Этот общественный транспорт использует для передвижения не загрязняющее атмосферу топливо, а автономный источник электроэнергии.
Новинка укомплектована литий-марганцевыми батареями, которые обладают не только высокой энергоемкостью и морозостойкостью, но и повышенным ресурсом — до 5 тысяч циклов зарядки-разрядки. Реализация этого решения позволяет заряжать батареи за 2−3 часа ночью, а на быстрой зарядке днем в течение 20−60 минут. К тому же «россиянин» оснащен системами кондиционирования, видеонаблюдения и оборудованием ГЛОНАСС.& А силовая установка соответствует международному экологическому стандарту Zero Emission, который характеризуется полным отсутствием вредных выбросов в атмосферу.
«Дальнейшее развитие проекта „Группы ГАЗ“ по созданию техники, работающей на электричестве, позволит полностью удовлетворить запросы современных мегаполисов на технику такого класса», — говорит Вадим Сорокин, президент «Группы ГАЗ».
В начале 2018 года «Группа ГАЗ» готовится представить электробус пантографного типа с литий-титанатными батареями. Новый образец будет оснащен ультрабыстрой зарядкой: батареи будут заряжаться всего за 4−10 минут в дневное время и ночью за 2−3 часа. В компании уверены, что благодаря оригинальным разработкам и уникальным элементам конструкции электробусы ГАЗ способны составить конкуренцию зарубежным аналогам.
Во-первых, они состоят исключительно из российских и европейских комплектующих, а соответственно, качество узлов и агрегатов не вызывает сомнений. Во-вторых, унификация электробуса с моделью ЛиАЗ позволяет достичь максимальной экономической эффективности для перевозчика в эксплуатации и обслуживании техники. И, наконец, они разрабатывались с учетом использования в различных климатических условиях.
Электробус ГАЗ с литий-марганцевыми батареями прошел, пожалуй, самые длительные испытания в России при температурных режимах от +30°C до -35°C.& С января по июль 2017 года электробус ГАЗ ездил по Москве на действующем маршруте с реальными пассажирами. В результате он получил положительный опыт эксплуатации в трех сезонах — зима, весна и лето. Аналогичная модель отправлена на «зимовку» в Тюмень, чтобы оценить работу экотранспорта при экстремально низких и высоких температурах. По предварительным данным, массовое производство электробусов начнется осенью 2018 года.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.