Независимость правосудия — главный фактор борьбы с коррупцией
Ежегодные потенциальные потери Казахстана в этой сфере составляют около 3,8 млрд долларовПо данным МВФ, из-за коррупции мировой ВВП ежегодно теряет около 2%, или 1,5−2 трлн долларов. Коррупция подобно ржавчине — она процветает в среде «сырых» законов, теневой экономики и бюрократии. Она подрывает не только экономику, но и веру народа в справедливость и является угрозой национальной безопасности.
Для Казахстана по этой же методике ежегодные потенциальные потери составляют около 3,8 млрд долларов. При расчетах использовался метод экстраполяции с применением показателей ВВП и среднегодового курса доллара к тенге за 2015 год.
Бороться и искать
В Казахстане, как и в большинстве ведущих стран, действует долгосрочная политика превентивного противодействия коррупции. Речь идет о минимизации всех возможностей для коррупционных преступлений. По мнению исполнительного директора Transparency International Kazakhstan Натальи Ковалевой, это выявление коррупционных рисков в 16 различных сферах, принятие законов, повышающих прозрачность, подотчетность госорганов и участие в этой работе гражданского общества.
В прошлом году впервые в стране был опубликован Национальный доклад о противодействии коррупции, где проведен глубокий анализ ситуации в Казахстане.
Прежде всего обратимся к Индексу восприятия коррупции (ИВК) Транспаренси Интернэшнл (ТИ). В 2016 году Казахстан набрал 29 баллов, что лучше показателя 2015 года, и занял 131-ю позицию в списке ранжируемых государств. По мнению экспертов ТИ, основные положительные изменения в рейтинге обусловлены практической реализацией Плана Нации и Антикоррупционной стратегией — обеспечение широкого доступа к информации, прозрачности и подотчетности деятельности госорганов, а также совершенствование процесса оказания госуслуг. Вместе с тем снижение темпов роста экономики негативно сказывается на рейтинге Казахстана в ИВК.
Согласно Стамбульскому плану действий по борьбе с коррупцией ОЭСР, экспертами для Казахстана выработаны 19 рекомендаций. По положению на сентябрь 2016 года наблюдается положительная динамика их исполнения. Экспертами ОЭСР высоко оценены принятие законов «О противодействии коррупции», «О государственной службе Республики Казахстан», «О доступе к информации» и др., а также внедрение таких превентивных инструментов, как антикоррупционный мониторинг и анализ коррупционных рисков.
Отмечается необходимость совершенствования антикоррупционного законодательства, в том числе по установлению ответственности за предложение/обещание взятки, незаконное обогащение, уголовной ответственности юридических лиц, а также распространению законодательства о госзакупках на квазигосударственный сектор.
Правовую основу новой антикоррупционной политики определяет Закон «О противодействии коррупции». В нем впервые нашли свое отражение институты превенции — антикоррупционный мониторинг, анализ коррупционных рисков, формирование антикоррупционной культуры. Особое внимание в законе обращено на роль субъектов противодействия коррупции, расширены их компетенции. Закреплены также полномочия физических лиц, общественных объединений в сфере противодействия коррупции.
Чистота рядов
Наряду с принятием широкого спектра превентивных мер в борьбе против коррупции, очень важной является и правоприменительная практика. В частности, принцип неотвратимости наказания за это преступление. В этой связи чрезвычайно высока роль судебной системы как одной из ветвей власти. Ряд зарубежных исследований показывают прямую зависимость между независимостью судов и низким уровнем коррупции. Например, в США, Великобритании, ФРГ.
Как известно, самый низкий в мире уровень коррупции в Сингапуре. Объясняется это прежде всего тем, что в этой маленькой стране сумели действительно сделать неотвратимым наказание за мздоимство. Строгое соблюдение законов там обязательно для всех. И это не пафосная декларация, а реальность. Ни у кого нет иммунитета против расследования, начиная с премьер-министра.
Сегодня объективно можно сказать, что Казахстане также не делается послабления никому — за коррупционные преступления с 2001 года были осуждены целый ряд высших чиновников силовых структур, министры, акимы областей и даже два бывших премьер-министра РК.
По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК, в 2016 году за коррупционные преступления осуждены 910 человек. Из них служащие центральных госорганов — 520, из них сотрудников МВД — 309 и Минфина — 58, местных исполнительных органов — 238. Наибольшее количество осужденных приходится на сотрудников административной полиции и уголовно-исполнительной системы.
Что касается Минфина, то главным образом это связано с содействием в уклонении от уплаты налогов, таможенных платежей, организации преднамеренного банкротства и покровительство теневикам.
Важно отметить, что доля граждан, выразивших доверие к антикоррупционной политике государства, возросла на 18% (с 55,5% до 73,4%). Внести личный вклад в снижение коррупции готовы 53% граждан, что на 9,5% выше показателя предыдущего периода
Как известно, судья — это говорящий закон, поэтому он применяет только действующее законодательство. Однако судебная практика позволяет наиболее точно выявлять коррупциогенные риски в законодательстве и других документах, регламентирующих деятельность госорганов. В частности, это касается сферы проведения госзакупок.
Основываясь на судебной практике, ВС РК принимает активное участие в разработке антикоррупционных законов. В частности, в действующем законодательстве по ряду коррупционных правонарушений обязательное ранее лишение свободы заменено возможностью уплаты штраф в кратных размерах
Что же касается борьбы за чистоту собственных рядов, то судебная систему РК, пожалуй, одна из ведущих в этой сфере. Системная работа по обеспечению чистоты судейской мантии велась с первых лет независимости РК, а в последние годы она была подкреплена рядом законодательных и организационных мер.
Так, был разработан Комплексный план противодействия коррупции в судебной системе на 2015 — 2017 годы.
Неукоснительное соблюдение закона является условием предотвращения коррупции на всех уровнях власти, в том числе и в судебной сфере. Независимость, прозрачность процедур, доступность, мобильность, безусловное верховенство закона — вот атрибуты современного правосудия.
Так, приняты два закона, направленные на совершенствование конкурсного отбора кандидатов в судьи. В частности, законодательно закреплена работа Общественных советов по оценке морально-нравственных качеств кандидатов в судьи. В областных и приравненных к ним судах, функционируют комиссии по судейской этике.
Системами аудио-, видеофиксации (АВФ) судебных процессов сегодня оснащены все 1418 залов судебного заседания в республике. При этом судья не имеет возможностей редактирования материалов аудио-, видеофиксации.
Наконец, в 2016 году на VII съезде судей РК был принят новый Кодекс судейской этики, который установил этические нормы поведения для действующих судей и судей, пребывающих в отставке. Руководство по соблюдению Кодекса судьями осуществляется Судебным Жюри.
Также в рамках борьбы с коррупцией создан Отдел внутренней безопасности и предупреждения коррупции в судах Департамента по обеспечению деятельности судов при ВС РК (ОВБ).
Главная задача всех принимаемых законодательных и организационных мер — добиться нравственной чистоты и высокой профессионализма судейских рядов.
Мировой опыт показывает, что для всех времен и народов основным условием эффективного и противодействия коррупции является независимость правосудия. И главная фигура в ней — честный и неподкупный судья.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.