Во сколько обойдется увлечение зимними видами спорта
Перед наступлением сезона «Капитал.kz» изучил тенденции, цифры и цены
18 ноября открылся зимний спортивный outdoor-сезон в Алматы. «Капитал.kz» изучил тенденции, цифры и цены.
Физкультура стала глобальным бизнесом, общая совокупная прибыль которого в прошлом году составила $1 млрд. Франшиза на проведение спортивных соревнований становится желанным инструментом для инвестиций. Например, право на проведение любых стартов Ironman выкупил богатейший китайский предприниматель Ван Цзянлин. Сделка обошлась ему в $650 млн.
Эта тенденция в полной мере прослеживается и в Казахстане. Алматинский марафон, велосипедные старты уверенно заняли часть городского пространства, втягивая в свои орбиты участников и спонсоров.
Физкультура становится модным делом. В конкуренцию за клиентов вступают крупные спортивные сети и трендсеттеры-одиночки, вовлекающие активных людей в свой круг.
Как измерить валовой физкультурный доход
Как изучить картину объективно? Изначально была идея посмотреть на рынок через призму продаж спортивной амуниции крупных торговых сетей. Однако реальность, в которой они работают, сильно подкорректировала, а затем и вовсе отменила эти планы. Даже в ответ на просьбы рассказать, какие узкие сегменты растут в продажах, а какие теряют спрос, следовал отказ. Что уж говорить о цифрах и объемах.
В итоге общую картину мы строили, исходя из представлений активных участников физкультурного движения города. Впрочем, абсолютных данных просто не существует. Количественно любительский спорт давно превзошел показатели спорта клубного. Но судить об этом можно только на основании косвенных данных.
«Снежный барс» Андрей Пучинин, альпинист и скайраннер, предлагает свой взгляд на тему. Чем меньше денег требует увлечение, тем более широко оно распространено. Это жизненное наблюдение помогло нам быстро выстроить пирамиду, в основании которой – визитка Алматы – горные прогулки выходного дня и скандинавская ходьба, а венчают ее альпинизм и скитур – увлечения не только затратные, но и опасные.
Между основанием и вершиной по возрастанию материальных затрат уместились бег и функциональные тренировки на природе, велосипед, сноуборд и горные лыжи, горный туризм и скалолазание, скайраннинг и трейлраннинг.
«В начале двухтысячных рынок outdoor-экипировки Алматы ежегодно рос на 30%. В 2012 году город насытился и с этого момента прирастает на 15% в год, – рассказывает Андрей Пучинин. – Популярность активного отдыха в горах среди алматинцев могу проиллюстрировать таким случаем. Однажды я делал тренировочный забег из ущелья Малой Алматинки на Кок-Жайляу. На тропе было много людей, и я интереса ради стал их считать. К концу дистанции вышло, что я обогнал триста человек!»
Как альпиниста Андрея Пучинина такая популярность горных прогулок не может не радовать: «Альпинизм начинается с незатейливой прогулки в горы, а приводит на вершину мира».
По его представлениям, альпинистов в Алматы сейчас примерно 100-150 человек. «По сравнению с ситуацией в СССР интерес к альпинизму упал раз в десять, прежний уровень не будет достигнут никогда. Хотя бы из-за материальных ограничений», – говорит спортсмен.
Вот примерные траты на альпинистское снаряжение: ботинки, две пары, одна качественная – $800, пара попроще – 50-60 тыс. тенге. Пуховая куртка – 70-100 тыс. тенге. Спальный мешок – 70-200 тыс. тенге. Термобелье – от 40 тыс. Утеплительный слой одежды – от 30 тыс. Мембранный костюм – $800. Рюкзак – 30 тыс. Телескопические палочки – 15 тыс. Страховая беседка – 10 тыс. Страховочное «железо» – 30 тыс. Веревка 50 метров – 10 тыс. Каска – 15 тыс. Ледоруб – 25 тыс. тенге…
«Альпинизм – это вершина outdoor-пирамиды. Сюда не надо звать, люди сами делают свой выбор, этот стиль жизни связан с риском для жизни. До альпинизма надо дорасти. Кому-то хочется побыть на грани, чтобы вернуть вкус к жизни. Ближе альпинизма к этой черте ничто не подводит», – говорит Андрей Пучинин.
По его словам, из общего числа приходящих отсеиваются три четверти. «Походят по ледникам, повисят на веревках – романтика исчезает, остается голая суть. Но хочу отметить новую тенденцию. Прежде в альпинизме была пропорция одна девушка на пять парней. Сейчас на двух девушек – три парня. Причем это девушки, реализованные в бизнесе, семейные», – говорит альпинист.
Скитур – не для всех
Другой известный казахстанский альпинист, покоритель всех восьмитысячников планеты без кислорода Максут Жумаев загоняет экстремальную планку еще выше, в скитур. По его мнению, если альпинизмом в Алматы сейчас от силы занимаются сто человек, то скитуром увлечены максимум двадцать. В общей же сложности такими дисциплинами, как бэккантри, фрирайд и скитур, охвачены 40 человек.
«Можно ловко гонять по трассам Шымбулака, но спуск с горы по пухляку длиной 20 километров, в конце которого еще надо понять, куда ты попал, и выбраться оттуда, – это не для всех. В нашей группе Off-Piste в «Фейсбуке» 7 тыс. подписчиков, притом что генерируют контент десять человек. Уровень риска в скитуре крайне высокий».
Обычно горные лыжи дают возможность прокатиться вниз, а наверх человек едет на подъемнике. «Я предпочитаю подниматься пешком, на снегоступах или специальных скитурных лыжах, такая прогулка насыщает кровь кислородом и бодростью», – делится Максут Жумаев.
На европейских горнолыжных курортах аренда снаряжения для скитура – обычная опция. Услуги гида стоят 300 евро в день. «Я открыл прокат снаряжения на Шымбулаке, в этом году открою точку на Акбулаке. Но это не для бизнеса, просто я формирую свой круг друзей. Для них я ежегодно провожу Alpine race – горный забег на лыжах и снегоступах. Приглашаю желающих 7 января», – говорит Максут Жумаев.
Цены для общего представления: специальные скитурные лыжи – 150 тыс. тенге, крепления на них – 70 тыс. тенге, специальные ботинки – 100-150 тыс., камус (приспособление, блокирующее движение лыж вниз задом) – 75 тыс., рюкзак-эйрбак для лавин – $500, биперы для обозначения попавшего в лавину – $200. Впрочем, в наших магазинах все это не продается за неимением спроса.
Пешком: здорово и безопасно
Пощекотав нервы высокогорным экстримом, вернемся на землю. Пешие прогулки – самый естественный, полезный и безопасный вид физической активности. Недавно в США был подведен итог масштабного практического исследования, которое показало: 25 минут пеших прогулок в день удлиняют жизнь людям преклонного возраста.
Гулять – полезно, безопасно и недорого. В этом деле, даже если речь идет о прогулке выходного дня в горах, простительно и отсутствие специальной экипировки. Это привлекает в горы все больше людей. Сколько их? «По моим оценкам, прогулками в горах увлечены 15 тыс. человек, из них 5 тыс. практикуют скандинавскую ходьбу. Это люди, которых я сам обучил, причем многие из них сами стали инструкторами», – говорит основатель и главный тренер школы скандинавской ходьбы «Евразия» Максим Прощенко.
Этот вид спорта появился в середине прошлого века как летняя тренировка для лыжников. Для него не требуется специальная инфраструктура. Сейчас во всем мире с лыжными палочками упражняются 20 млн человек. У нас скандинавская ходьба включена в официальную программу марафонов в Астане и Алматы.
Максим Прощенко – профессиональный альпинист и спортсмен-экстремал. Во время съемок фильма о прыжках с высоты на специальной веревке (так называемый rope jumping) Максим упал с 30 метров и переломал кости таза. Вернуться к активной жизни помогли лечебная физкультура и скандинавская ходьба.
«В скандинавской ходьбе нет ограничений по возрасту или уровню подготовки. Нужны лишь кроссовки, пара специальных легких палочек и мастер-класс инструктора», – рассказывает Максим Прощенко.
Зато плюсы можно перечислять долго. «В работу включаются 90% мышц всего тела, в том числе верхний плечевой пояс и спина. На 30% снижается нагрузка на суставы ног и позвоночник. Калорий сжигается на 45% больше в сравнении с обычной ходьбой. Нормализуется артериальное давление, мягко тренируется сердце, снижается уровень сахара в крови, повышается уровень гормонов радости – эндорфинов», – говорит он.
Про бюджет этого хобби: кроссовки – от 6 тыс. тенге, специальные телескопические палочки – 12-60 тыс. тенге.
Каждый горный маршрут получит свой паспорт
Популярность горных прогулок заставила алматинские власти задуматься о наведении порядка на самых популярных маршрутах. В прошлом году было выделено 15 млн тенге на планирование и благоустройство горных троп. Эту работу координирует предприниматель и альпинист Баглан Жунус.
«Мы создаем классификацию по западным стандартам. Перед нами стоят две основные задачи: создать легкочитаемые на местности, понятные любому туристу обозначения маршрутов. Также они будут отражены в специальном приложении для смартфонов с указанием точных координат», – рассказывает Баглан Жунус.
Вторая задача – вывести информацию об алматинских горах на международный уровень. «Мы планируем переговоры с издательством Ciceron, которое специализируется на выпуске туристических атласов. Поэтому всю работу изначально важно строить на принципах, которые понятны им. Если проект получится, атлас алматинских гор будет представлен на полках всех книжных и туристических магазинов мира», – рассказывает предприниматель.
Другая задача – подготовка профессиональных инструкторов по альпинизму и скалолазанию. Город выделил на это 10 млн тенге и планирует в будущем году открыть бесплатные школы для детей из малообеспеченных семей. «Чтобы создать армию, надо воспитать лейтенантов», – говорит Баглан Жунус.
Главная его мечта – создать казахстанский общественный туристический клуб по примеру Немецкого альпийского союза. Это крупнейшая подобная организация в мире, в нее входит миллион увлеченных альпинизмом и горным туризмом германцев. Годовой бюджет составляют членские взносы. Заплатив всего лишь 10 евро в год, член клуба получает гарантии оказания медицинской помощи на любой точке маршрута, доступ к современной тренировочной и горной инфраструктуре и много других дополнительных бонусов.
Велосипедисты пересаживаются на велостанки
А что зимой с велосипедами? Об этом рассказал Даулет Курманбаев, айронмен, триатлет, владелец магазина SportOne. По его оценкам, в Казахстан ежегодно завозится 10 тыс. велосипедов.
«Я думаю, что в Алматы активными велосипедистами можно считать полторы тысячи человек. Из них 800 время от времени ездят на велосипедах на работу, 700 тренируются ради спортивных результатов», – рассказывает Даулет Курманбаев.
По его словам, зимой на дорогу для тренировки рискнут выехать 150 велосипедистов, они будут передвигаться на шипах. «Есть группа из 20 человек, которые продолжат использовать велосипеды как транспорт – я замечаю, что эта группа растет ежегодно наполовину», – говорит Даулет Курманбаев.
Чем занимаются зимой остальные велосипедисты? «По моим наблюдениям, 10% купили велостанки и будут тренироваться дома. Еще 10% крутят станки в фитнес-центрах, – рассказывает владелец SportOne. – Как правило, зимой для тренировки все совершают длительные горные прогулки. 35 человек предпочитают коньки. У кого есть средства – отправляются в Европу «покатать по лету». Также обязательные для всех велосипедистов увлечения – бег, плавание и кроссфит».
Среди особенностей велорынка Алматы сформировалась и такая – похищение велосипедов. Преступники выслеживают и выкрадывают дорогие велосипеды, которые для продажи вывозят за границу: например, в России их цена на 30% выше. По статистике Даулета, каждая точка проката к зиме недосчитывается примерно 15 велосипедов.
Ну и о бюджете увлечения. Велосипед можно купить за 100 000 – 300 000 тенге, велостанок – 130 тыс., покрышки – 13 тыс., грязевые бахилы – 5000, флисовая куртка – 10 000 – 80 000 тенге, штаны непромокаемые – 7000 – 40 000 тенге, шлем – 7000, перчатки – 3000 – 8000, очки – 2000 – 5000 тенге.
Бег как экстремальное увлечение
Особое явление на рынке outdoor – соревнования под эгидой «Экстремальной атлетики». В 2006 году два любителя приключенческого формата Тимур Артюхин и Вадим Винокуров начали проводить турниры для тех, кто любит азарт гонок на пересеченной местности, бегом или на велосипедах.
Сейчас они проводят порядка 20 стартов в год. Их визитка – Tengri Ultra Trail, Марафон Великой Степи. Соревнование проходит в мае в долине реки Или и собирает участников из 30 стран. Уже сейчас для участия в Tengri-2018 зарегистрировались 40 человек.
«Нам везет со спонсорами. Как правило, в числе людей, принимающих решения, находится кто-то, кто участвует в наших соревнованиях, – говорит Вадим Винокуров. – Кто спонсирует? Это, конечно, банки, крупные строительные компании, предприятия добывающей отрасли. Большую поддержку оказывают акиматы города и области. От них мы никогда не слышали отказа».
В широком представлении участник подобных стартов – это студент-неудачник либо «спортик» в растянутых трениках. В реальности же спорт давно стал хобби успешных людей, рассказывает Тимур Артюхин. «По нашей статистике, треть участников наших стартов имеют высокие доходы, 88% – люди с высшим образованием, 70% в самом активном возрасте – от 25 до 35 лет», – говорит он.
Яркой иллюстрацией этого тезиса является Чингиз Байкашев, сильнейший казахстанский скайраннер, участник и призер международных соревнований, амбассадор Redfox на территории Казахстана. В миру он – технический специалист в области внедрения на рынке информационной безопасности.
Скайраннинг – это беговые гонки в высокогорье, дисциплина максимальной силовой выносливости. Трассы для соревнований планируются на максимально сложном рельефе, атлетам, помимо быстрого передвижения по высокогорью, приходится и прыгать с многометровой высоты, и преодолевать довольно сложные скальные участки.
«Я считаю, что любительским бегом в Алматы занимаются 3 тыс. человек, – говорит Чингиз Байкашев. – На старты «Экстремальной атлетики» рискуют выйти 500-600 человек. Скайраннингом в стране занимаются примерно 200 человек. Для Казахстана это молодой вид спорта. Первым скайраннером я называю альпиниста Анатолия Букреева, который проповедовал скоростные восхождения на вершины».
Мировой центр скайраннинга – Альпы: Италия, Франция, Германия. В каждой из этих стран есть десятки тысяч спортсменов высокого уровня. Например, 10 тыс. человек участвуют в ежегодном культовом забеге на вершину Монблан. В целом в Европе много стартов с участниками разного уровня подготовки. «Я был в Италии на Dolomites SkyRace, где занял 25-е место, и на Limone Extreme SkyRace, где был 40-м. Каждое такое соревнование позволяет мне значительно расширить представления о собственных возможностях», – рассказывает Чингиз Байкашев.
Как должен быть экипирован скайраннер? Кроссовки с агрессивным протектором, с пропитками, гортекс, легкий вес – 20 000 – 50 000 тенге, ветрозащитные штаны или беговые лосины – 25 000 – 40000, куртка ветрозащитная влагонепроницаемая – 30 000 – 60000, трекинговые палочки – 10 000 – 20000 тенге. Помимо этого нужны легкий беговой рюкзак, очки, перчатки.
«Я тренируюсь 5-6 дней в неделю, иногда общий недельный объем достигает 23 часов. Это большая нагрузка, после которой трудно восстанавливаться, – рассказывает Чингиз Байкашев. – Мелочей не бывает. Режим, диета, психоэмоциональное состояние – все требует контроля. Нужно думать, постоянно менять подходы. Я отказался от мяса, мой рацион составляют бобы, чечевица, желтый рис – вся элита марафонцев так питается. Мы должны как можно дальше отодвигать момент наступления усталости, поэтому не можем тратить энергию на переваривание мяса. Ключевое слово скайраннинга – «осознанность».
Немного о будущем
«У любительского спорта в Алматы большие перспективы», – считает Тимур Артюхин. Город уникален шаговой доступностью к горам. Такой же город в США, Болдер, стал мировым центром подготовки триатлетов. Наши уникальные условия обязательно «выстрелят» в будущем, надо помогать людям найти себя в спорте».
«Все мои друзья, откуда бы они ни приезжали в Алматы, удивляются нашим возможностям. Из любой точки верхней части Алматы можно добежать до гор практически без единого светофора! Главное – выбраться в русло любой из рек, пересекающих город, и это прямая дорога к вершинам», – говорит альпинист Андрей Пучинин.
«Любой разговор о скайраннинге приводит нас к социальной теме, – заключает Чингиз Байкашев. – Нам пора поменять общественные ценности. Даже физкультура у нас непременно превращается в бизнес, тогда как в Европе спортивные центры предлагают массу бесплатных услуг. В Норвегии каждый третий занимается спортом, в этой стране 35 тыс. физкультурных центров. В маленьком польском городке Познань, сопоставимом с нашим Каскеленом, 5 тыс. велосипедистов. Потому что их социальное, эмоциональное, финансовое состояние благополучно. У нас же люди тратят жизнь на зарабатывание денег и это мешают взглянуть на мир шире. Общество навязывает консервативные взгляды на жизнь, мерилом успеха стал автомобиль. Нам пора перенаправить соревновательный дух в созидательное русло».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.