Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Государство
  3. Казахстан стоит рядом с Китаем в рейтинге электронных правительств мира

Казахстан стоит рядом с Китаем в рейтинге электронных правительств мира

В чем сильные стороны американских госпорталов и какой опыт можно перенять у россиян

Автор:
Капитал - Казахстан стоит рядом с Китаем в рейтинге электронных правительств мира

Ежегодный мировой рейтинг электронных правительств мира – лакмусовая бумажка состояния развития технологий в государстве и их внедрения в повседневную жизнь. По сравнению с 2016-м общий список стран-лидеров не поменялся. А вот распределение других ролей претерпело большие изменения. В этом смысле нынешний рейтинг Васеда – настоящий сюрприз для мирового сообщества, в котором первые места традиционно приписываются большим технологическим державам – Китаю (поднялся всего на одну строку выше Казахстана и занял 44-е место) и США (3-я позиция). В этом году рейтинг возглавил Сингапур, который активно занимается развитием и внедрением искусственного интеллекта в сферу государственного управления. Второе место отошло Дании – пионеру применения новых технологий в сфере государственного управления и развития электронного правительства. Америка взяла «скромную» бронзу, потеряв одну строку по сравнению с прошлым годом, однако именно эта страна озаботилась вопросами кибербезопасности. Активные улучшения вывели вперед Японию, Эстонию и Канаду. А вот Южная Корея с четвертой позиции скатилась до восьмой, виной всему – несколько важных политических перестановок в правительстве Сеула. Страны, которые занимают последние места в рейтинге, грешат отсутствием безопасности передачи данных и слабым развитием инфраструктуры сайтов.Казахстан в рейтинге 65 стран занимает 45-е место, а наш ближайший сосед, Россия, – 31-е.В Казахстане у eGov широкий охватПо мнению экспертов Васеда, Казахстан занимает 7-е место в рейтинге стран СНГ, Ближнего Востока и Африки.На 2017 год в Казахстане зарегистрировано около 13,3 млн интернет-пользователей, проникновение глобальной Сети составляет 73%, причем показатель очень быстро растет. Страна также заявила о впечатляющей цифре: 58 пользователей интернета на 100 человек. В 2006 году был запущен универсальный интернет-портал www.egov.kz, доступный на трех языках: казахском, русском и английском. Статистика портала за 2017 год говорит о том, что у eGov порядка 2 млн 300 тыс. пользователей. То есть порядка 9% казахстанцев пользуются услугами электронного правительства. Казахстан обогнал Россию как по показателям проникновения интернета, так и по желающим пользоваться госуслугами с помощью интернета. Казахстанское электронное правительство – единый сервис, который поделен на разделы для граждан и юридических лиц. Зарегистрированным пользователям предоставлены расширенные возможности. Портал также показывает сведения о национальных проектах и отчетах о результатах деятельности eGov.На портале несколько ограничены функции доступности: они не позволяют изменять размер шрифта, текста, отсутствует возможность озвучивания текста для людей с ограниченными возможностями. Более продвинутый контент с функциями мультимедиа, совместного использования, а также тегирование и подкасты планируется запустить в будущем. Зато введена функция SNS (интеграция с социальными сетями). Однако количество предоставляемых услуг по-настоящему впечатляет: 2000 информационных услуг и консультаций, 219 интерактивных и транзакционных онлайн-сервисов.По данным аналитиков, самые популярные среди казахстанцев электронные услуги – оплата налога и получение доверенности на ТС, получение свидетельства юрлица.Особое внимание уделяется мобильным решениям. Мобильное приложение eGov имеет довольно высокие рейтинги в онлайн-магазинах AppStore, Windows Market и Google.Play и было признано лучшим приложением на конкурсе GovTechioneers на Всемирном саммите 2017 года в Дубае.Россия отстает от РК по проникновению eGovРФ занимает второе место в рейтинге стран СНГ, Ближнего Востока и Африки (31-е в глобальном). Показатель проникновения интернета у наших соседей ниже, с 2016 года рост и вовсе остановился. По имеющимся оценкам, всего 71% жителей РФ используют интернет в своей повседневной жизни. И лишь 5% граждан используют портал электронного обслуживания. Чтобы увеличить охват услуг, правительство планирует расширить имеющиеся сервисы, их функциональность и простоту использования, а также обеспечить их доступность с мобильных устройств. Хотя важность повышения информированности и обучения граждан использованию электронных услуг, несомненно, высока, никаких конкретных мер в этом отношении пока со стороны правительства не предпринимается.Россияне (как физические, так и юридические лица) получают государственные и муниципальные услуги в электронном формате. Интегрированный портал «Госуслуги» появился позже казахстанского на два года и предоставляет услуги только после авторизации через личную учетную запись, которая требует наличия электронной подписи, идентификационной карты и двухэтапного подтверждения личности. Наличие и качество услуг зависит от выбранного региона – например, возможность оплатить коммуналку или водительские штрафы есть не везде. Пользование электронной налоговой службой усложняется необходимостью установки специальной программы и заполнением формы налога лишь с ее помощью. После заполнения форма направляется в налоговые органы на подтверждение. И в конце концов налогоплательщик все же вынужден заявить о себе лично – подать бумажную декларацию в местный налоговый орган.Портал разработал собственное приложение для трех мобильных платформ, использование которого не нуждается в дополнительном промоушене. Приложение предоставляет возможность оплачивать госпошлины с 30%-ной скидкой, а водительские штрафы – с 50%-ной.США как пример для подражанияСША занимают 3-е место в глобальном рейтинге. К 2017 году более трех четвертей американцев имеют доступ к интернету. Количество пользователей колеблется в районе 240 млн человек, или 75% от общего населения страны.На национальном портале США www.usa.gov граждане могут получить и оплатить множество онлайн-услуг, включая оплату электронного налога, подачу заявки на получение водительских прав. С помощью портала американцы могут подавать жалобы, находить местных врачей, обращаться с заявлением на получение паспорта и даже получать квалифицированные советы по туристическим поездкам. Конструкция портала позволяет пользователю находить как общую информацию, так и конкретные персонализированные услуги. Веб-сайт включает в себя пять подсистем: Citizen Services Dashboard, Open Government, Dialogue Platform, Challenge.gov и платформу для привлечения граждан.В этом смысле США значительно усовершенствовали свое электронное правительство по сравнению с прошлым годом. Среди доступных услуг – электронная тендерная система, системы электронного налогообложения, электронное голосование, платежи и услуги социального страхования, службы регистрации актов гражданского состояния и системы электронного здравоохранения.Один из самых посещаемых разделов usa.gov – портал США по гражданству и иммиграции (USCIS), который позволяет заявителям мгновенно проверять свой иммиграционный статус вместо стояния в очередях. Портал USCIS постоянно входит в список наиболее посещаемых веб-сайтов правительства США, согласно официальному счетчику на www.analytics.gov.Веб-сайт электронного правительства США посещает более 75% американских пользователей. Однако нужно отметить, что порталы государственного сектора в целом отстают от частных в удобстве использования и дизайне. Существуют специальные органы, инспектирующие работу usa.gov, которые делают ежегодный доклад и презентуют его результаты Конгрессу. Органы излагают передовую практику и делают рекомендации по конкретным улучшениям, могут быть полезными для разного типа учреждений. В отличие от казахстанского и российского интернет-правительств американское важной целью ставит предоставление информации, а не предоставление услуг. А, учитывая постоянные утечки данных (взлом аккаунтов iCloud и мировые кибервирусы WannaCry, Petya и BadRabbit), происходящие в США и за пределами страны, главный акцент смещен на кибербезопасность. Американцы уже предприняли ряд шагов в этом направлении и в ближайшие годы собираются улучшить защищенность данных пользователей. В целях повышения безопасности и отказоустойчивости киберкоммуникационной инфраструктуры Соединенных Штатов в 2012 году был выпущен новый закон о кибербезопасности, в котором основное внимание уделялось защите инфраструктуры электронного правительства, обмена информацией, правительственных и частных сетей. Текущие уставы для требуемых интерфейсов будут усилены и пересмотрены. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    telegramtelegram
    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке