Нефтебазы и АЗС по всей стране не готовы к оснащению контрольными приборами
Об этом сказал депутат Бактыкожа Измухамбетов8 ноября мажилис Парламента принял в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования». Однако в ходе его обсуждения депутатами было предложено ко второму чтению внести в него существенные поправки, касающиеся рынка нефтепродуктов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Депутат Бактыкожа Измухамбетов пояснил, что ряд требований закона в части оснащения контрольными приборами учета (КПУ) баз нефтепродуктов и автозаправочных станций с 1 января 2018 года по объективным причинам не могут быть своевременно выполнены компаниями. Дело в том, что средняя нефтебаза насчитывает около 50 резервуаров различной вместимости, тогда как средняя стоимость «равномера» (прибор КПУ) составляет 650 тыс. тенге, а другого КПУ — «расходомера» — более 10 млн тенге.
«А есть и намного дороже в кратном размере. Так вот, с учетом предлагаемых требований закона необходимо установить как минимум три расходомера на железнодорожный слив и три — на налив, а также 50 равномеров. Общая стоимость по приобретению оборудования составит 92 млн тенге. Строительно-монтажные работы и приобретение расходных материалов составят еще примерно 50% от стоимости оборудования, или более 46 млн тенге. Общая сумма, необходимая для оснащения средней нефтебазы, будет равна ориентировочно 139 млн тенге. Таких нефтебаз в стране насчитывается около 380 единиц. Несложно подсчитать, что для полного оснащения КПУ всех резервуаров по стране необходимо около 55 млрд тенге. И это только расчеты по средней нефтебазе. А у нас есть нефтебазы, насчитывающие до 175 резервуаров, для некоторых из них оснащение составит свыше 260 млн тенге», — заявил Бактыкожа Измухамбетов.
Кроме того, по словам депутата, в Казахстане из 380 нефтебаз порядка 50% находится в сельской местности и обеспечивает нефтепродуктами аграрный сектор. Установка КПУ для таких нефтебаз является неподъемным финансовым грузом, так как годовая чистая прибыль этих нефтебаз составляет не более 5 млн тенге, притом что они работают только 6 месяцев в году.
К тому же, как отметил Бактыкожа Измухамбетов, по автозаправочным станциям из-за отсутствия интернета во многих сельских регионах оснащение системами контроля работать не будет. Более того, около 2 тыс. АЗС по стране, или около 50% всех автозаправочных станций в Казахстане, являются мелкими розничными реализаторами, экономика которых не выдержит затрат на установку контрольных приборов учета и передачу данных.
«Принимая во внимание содержательную часть между проектом Кодекса о недрах и требования закона „О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов“, а также нормы КоАП, полагаем целесообразным в рамках работы по проекту Кодекса о недрах в сопутствующем законопроекте рассмотреть возможность о внесении ряда поправок. Исключить из этого закона требования по внедрению КПУ на базах нефтепродуктов и установить в законе дополнительные сроки для внедрения КПУ на автозаправках — с 1 января 2019 года на АЗС на территории столицы, городов республиканского, областного и районного значения. А с учетом обеспечения широкополосной связью в сельских населенных пунктах — с 1 января 2021 года», — предложил Бактыкожа Измухамбетов.
При этом, по словам депутата, сам проект Кодекса о недрах и недропользовании находится на рассмотрении рабочей группы и в него необходимо тоже внести существенные поправки. В частности, как подчеркнул мажилисмен, в подготовительный период нельзя запретить право на недропользование, так как остановка права на эксплуатацию, во-первых, нарушает установление режима дренажа коллекторов в скважинах, а во-вторых, сокращает объем поставки нефти на внутренний рынок.
«В обязательствах недропользователей в области обеспечения внутреннего рынка предлагается исключить поставку нефти на переработку за пределы страны. Это объясняется тем, что на сегодняшний день практически отсутствует толлинговая переработка нефти, так как в Казахстане отсутствует и не ожидается излишний объем нефти для переработки за пределами страны, а цена на нефтепродукты у нас в республике ниже, чем в Европе или Российской Федерации», — сообщил Бактыкожа Измухамбетов.
Он также заметил, что в проекте Кодекса о недрах и недропользовании предусмотрена обязанность недропользователей осуществлять поставку нефти для переработки на территории Республики Казахстан для обеспечения потребности внутреннего рынка нефтепродуктами в соответствии с графиками поставок. Формирование графика поставок утверждается Министерством энергетики РК.& Таким образом, эти нормы формируют законодательную основу для надежного обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами.
Кроме того, предполагается, что в случае если после подписания акта происходит ликвидация скважины по истечении времени и обнаруживается нарушение герметичности на ликвидированной или консервированной скважине, то бывший недропользователь обязан за свой счет устранить выявленные нарушения.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.