Какие нарушения на границе РК чаще всего допускают иностранные перевозчики
Несоблюдение правил перемещения грузовых авто разрушает дороги и угрожает безопасности движенияПеревозчики из Кыргызстана совершают больше всего нарушений на границе — это выявили органы транспортного контроля РК.& С начала года они проверили около 60 тыс. иностранных автотранспортных средств и обнаружили более 2,5 тыс. нарушений. Нарушители есть из России, Узбекистана, Таджикистана, Турции и других стран, но больше всего — из Кыргызстана, 30−40%. «На прошедшей неделе провели анализ, оказалось, доля кыргызских перевозчиков в сумме правонарушений выросла до 60%», — говорит Куаныш Ермуханов, и.о. начальника Ситуационного центра Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию РК.
Перевозчики набирают вес
Напомним, что 10 октября Казахстан усилил контроль на всех пунктах пропуска на кыргызском участке границы.
По словам Куаныша Ермуханова, чаще всего иностранные перевозчики — не только кыргызские, но и из других стран — превышают допустимые весовые параметры. Если происходит превышение весовых параметров, необходимо специальное разрешение: непредусмотренный лишний вес груза — автомобильные дороги разрушаются, сокращается срок их эксплуатации. В то же время это еще и вопрос безопасности движения: разрешение выдается по согласованию между исполнительными органами — определяется маршрут, по которому перевозчик может ехать с превышением. И к тому же требуется сопровождение административной полиции: участников дорожного движения необходимо предупреждать о том, что движется тяжеловес или крупногабаритное транспортное средство. Более того, это вопрос налогов: за выдачу специального разрешения необходимо уплатить государственный сбор (денежное возмещение за проезд крупногабаритного или тяжеловесного транспортного средства по дорогам Республики Казахстан).
Без разрешения и документов
Еще один вид правонарушений со стороны иностранных перевозчиков — каботажные перевозки по территории Республики Казахстан. «Перевозят пассажиров или грузы между пунктами, расположенными на территории нашей страны, тогда как эти услуги могут оказывать отечественные перевозчики. Таким образом, нарушается конкуренция», — продолжает Куаныш Ермуханов.
Зачастую иностранные перевозчики не имеют необходимых товаросопроводительных документов: международной товарно-транспортной накладной, сертификата, декларации на перевозку груза или товара. Легитимность такой перевозки ставится под сомнение. Органы транспортного контроля проверяют наличие и соответствие документов. А у органов госдоходов это может вызвать интерес с точки зрения контрабанды: каково происхождение груза?
Распространенное правонарушение — перевозка международных грузов без разрешения. «В рамках ЕАЭС действует безразрешительная система. Но если осуществляется выезд за пределы, когда перевозка осуществляется в третьи страны или из третьих стран, иностранным перевозчикам необходимо соответствующее разрешение», — поясняет собеседник.
Лишнее — передать другому
Как поступают в случаях правонарушений? Куаныш Ермуханов поясняет: транспортное средство задерживается и в отношении перевозчика возбуждается административное производство. Дальнейшая эксплуатация транспортного средства запрещается до устранения причин задержания. «Например, в случае каботажной перевозки пассажиры пересаживаются или груз перегружается к отечественному перевозчику и тот уже продолжает дальнейшую перевозку. Когда перегруз: иностранный перевозчик вправе разгрузить перегруз либо взять специальное разрешение. Если же технические характеристики транспортного средства не позволяют превышение, тогда дальнейшая перевозка передается казахстанскому либо другому иностранному перевозчику, который может взять специальное разрешение», — говорит представитель Ситуационного центра.
На защиту транспортников
По словам Куаныша Ермуханова, контрольные меры по иностранным перевозчикам «запланированы и проводятся ежегодно и к политическим разговорам о Кыргызстане отношения не имеют». Это обычные меры, проводимые в рамках транспортного контроля. Они определены исходя из основных задач государственного регулирования в области автомобильного транспорта. «Необходимо защищать законные права и интересы физических и юридических лиц, национальные интересы Республики Казахстан. Нужно создавать благоприятные условия для повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков и увеличения их доли на рынке международных перевозок», — комментирует спикер.
По его словам, особое внимание сейчас уделяется иностранным перевозчикам именно потому, что доля совершенных ими правонарушений велика. Причем внимание уделено не конкретно представителям Кыргызстана, а в целом иностранным перевозчикам. «Такая же работа проводится на границе с Россией, Узбекистаном, Китаем. В настоящее время на территории Казахстана действует более 30 передвижных постов и 8 стационарных постов транспортного контроля.
Фитосанитарный шлагбаум
Усилен был также фитосанитарный контроль. «В случае нарушений продукция или возвращается, или ликвидируется, или обеззараживается на месте. Уничтожается, например, если товар скоропортящийся и везти его обратно нет смысла», — Бауржан Калиев, заместитель директора Республиканского центра карантина растений, перечисляет варианты развития событий, если фрукты и овощи, которые завозятся в Казахстан, не проходят фитосанитарный контроль.
Он рассказал, что если инспектор во время досмотра груза обнаруживает или подозревает наличие карантинного объекта, отправляет образцы в центр. С начала года поступило более 18 тыс. образцов, проведено более 54 тыс. экспертиз. Выявлено 924 случая карантинных объектов, 127 случаев — из Узбекистана, 15 — из Кыргызстана. «Нужно обратить внимание на то, что если по товарам, идущим из России или Узбекистана, выявляется два-три вида карантинных объектов, то по кыргызским выявлено 9 видов. Это много для одного государства», — комментирует собеседник.
Напомним: фитосанитарный контроль на границе с Кыргызстаном сняли в октябре прошлого года — по договору ЕАЭС об отмене этого вида контроля. «Получилось так, что стали выявлять уже внутри страны — на крупных оптовых рынках, на оптовых базах. Было принято решение снова усилить контроль. Раньше наши лаборатории работали на контрольно-пропускных пунктах „Кордай“, „Мерке“ и др., с отменой фитосанитарного контроля их убрали. Сейчас мы восстановили лаборатории, они временные. Решение о том, останутся ли они постоянными, будет приниматься на более высоком уровне», — рассказал заместитель директора Республиканского центра карантина растений.
По республике сейчас работают 20 карантинных лабораторий в каждом областном центре, в крупных городах и на границе.
Казахстанские товаропроизводители могут получить экономический ущерб, если зараженные фрукты и овощи попадут на территорию республики: вредители или болезни могут попасть в сады, на поля и заразить урожай и сами растения. «Это, во-первых, снижает урожайность, во-вторых, такую продукцию нельзя отправлять на экспорт. Если она будет обнаружена, в регионе или определенном хозяйстве объявят карантин на три года. Нужно будет обрабатывать — значит закупать ядохимикаты, нанимать обработчиков. Это большие расходы для товаропроизводителя. Ведение хозяйства может стать просто нерентабельным. Это снижает экспортный потенциал, наносит огромный вред экономике», — заключает Бауржан Калиев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.