КТК станет гигантом экспорта нефти из Казахстана
Долгожданный проект расширения трубопровода завершенКаспийский трубопроводный консорциум (КТК) завершил проект расширения казахстанского участка трубопровода. Накануне в Атырауской области была введена в эксплуатацию новая нефтеперекачивающая станция «А-НПС-3А», которую предложили назвать «Исатай». Она стала последней точкой в расширении казахстанской части КТК вслед за введенными ранее и уже действующими НПС «Атырау» и «Тенгиз». Важность завершения этого проекта заключается в том, что новая станция позволит перекачивать через трубопровод максимальное количество казахстанской нефти — до 67 млн тонн в год, или почти 70% от всей экспортируемой нефти Казахстана. Об этом передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
На мероприятии по запуску последней нефтеперекачивающей станции на казахстанском участке трубопровода КТК приняли участие генеральный директор Каспийского трубопроводного консорциума Николай Горбань, аким Атырауской области Нурлан Ногаев, вице-министр энергетики РК Гани Садибеков и старший вице-президент АО «НК «КазМунайГаз» по транспортировке нефти Нуртас Шманов.
Отметим, что трубопровод КТК берет свое начало на месторождении Тенгиз, проходит через Атыраускую область нашей страны по территории России — Астраханскую область, Республику Калмыкия, Ставропольский и Краснодарский края. Конечным пунктом КТК является российский морской порт «Новороссийск» на Черном море, где казахстанская нефть грузится на танкеры и отправляется в страны Евросоюза.
С вводом в эксплуатацию последней нефтеперекачивающей станции КТК способен поднять пропускную мощность трубопровода до 67 млн тонн нефти в год, что в случае выхода Казахстана на проектную мощность добычи в 100 и более млн тонн ежегодно, составит почти 70% экспорта всей добываемой нефти.
Генеральный директор Каспийского трубопроводного консорциума Николай Горбань в своем выступлении заметил, что совсем немного времени осталось до полного расширения проекта КТК, который в этом году вышел на финишную прямую.
«В мае мы ввели в эксплуатацию все объекты КТК в Астраханской области. В августе завершился проект расширения в Краснодарском и Ставропольском краях, и сегодня в Атырауской области мы вводим в эксплуатацию „А-НПС-3А“, которой завершается проект расширения в Казахстане. С 2011 года в Казахстане нами выполнен масштабный объем работ — заменен 88-километровый участок нефтепровода. Реконструированы НПС „Атырау“ и „Тенгиз“, построены две насосные станции — „НПС-4“ и „НПС-3А“, смонтированы объекты внешнего энергоснабжения, проложены подъездные дороги. Вводимая станция позволит коллективу консорциума выполнить не только принятые в рамках проекта расширения обязательства по обеспечению транспортировки казахстанской нефти в объеме от 52,5 до 60 млн тонн нефти в год, но и создаст условия для успешной работы при дальнейшем увеличении добычи нефти в регионе», — сказал Николай Горбань.
Он подчеркнул, что новая нефтеперекачивающая станция в Атырауской области — это надежный современный и высокотехнологичный объект, выполненный с применением самых современных проектных решений. Станция оснащена надежным оборудованием мировых производителей с высоким уровнем автоматизации. В магистрали насосной установлены 4 насосных агрегата с приводом от электродвигателей, смонтированы фильтры и грязеуловители, узел регулирования давления, система автоматического пенотушения и сглаживания давления волн.
Для размещения обслуживающего персонала построен жилой городок на 80 человек. Подведена подъездная дорога протяженностью 8,5 километра. Внешнее электроснабжение осуществляется при помощи двух построенных воздушных линий электропередач протяженностью 224,5 километра и двух подстанций. Строительство всех объектов сделано с высоким качеством в непростых природно-климатических и геологических условиях.
К тому же ввод в эксплуатацию новой станции позволил дополнительно создать для жителей области почти 186 постоянных рабочих мест. И все это высококвалифицированные и высокооплачиваемые специалисты.
Тогда как в рамках реализации проекта расширения КТК с 2011 по 2017 год на развитие социальной инфраструктуры Атырауской области было направлено 3,7 млрд тенге. За этот период было построено 4 детских сада, проведен капитальный ремонт 8 школ с приобретением новой мебели и оргтехники, выполнена реконструкция родильного дома.
«Для мировых добывающих компаний это тоже знаковое событие. Развивается самый короткий, экономически выгодный и надежный маршрут транспортировки каспийской нефти на мировые рынки. Совсем скоро КТК выйдет на проектную мощность в 67 млн тонн нефти в год», — заявил Николай Горбань.
В свою очередь аким Атырауской области Нурлан Ногаев напомнил, что еще в начале 90-х годов Казахстан и Россия договорились о строительстве трубопровода от месторождения Тенгиз до порта Новороссийск.
«Ввод в эксплуатацию НПС даст возможность увеличить пропускную способность трубопровода. Непосредственно на станции создано 46 рабочих мест, плюс более 300 рабочих мест создается через привлекаемые компании. Кроме того, мы сможем транспортировать нефть как с месторождений в Атырауской и Западно-Казахстанской области, так и российскую нефть», — заверил Нурлан Ногаев.
Он также предложил назвать станцию «Исатай» в честь Исатай батыра, а также потому что она размещена в Исатаевском районе Атырауской области.
Между тем вице-министр энергетики РК Гани Садибеков назвал интересные цифры.
«Безусловно, это событие является важнейшем мероприятием для нашей энергетической отрасли. Согласно аналитическому документу „Форсайт-2050“: „Новый мир энергии и место Казахстана в нем“, который был подготовлен по заказу нашего Минэнерго компанией „Маккензи“, в мире спрос на нефть выйдет на пик к 2030 году, в связи с чем необходимо наращивать ее добычу в ближайшие 10 лет. Мы это прекрасно понимаем, поэтому обеспечение роста показателей нефтегазовой отрасли в значительной степени связано с положительной динамикой экономики страны. К 2025 году в рамках новой модели экономического роста мы должны обеспечить объемы добычи в Казахстане более чем на 100 млн тонн в год, а объемы добычи газа в 60 млрд кубометров», — сообщил Гани Садибеков.
Вице-министр энергетики отметил, что в нашей республике транспортная инфраструктура нефти и газа реализовывается по многовекторной системе. Так, инфраструктура в стране представлена основными экспортными маршрутами — трубопроводом Атасу — Алашанькоу, трубопроводом Атырау — Самара, портом Актау и основным экспортным маршрутом — трубопроводом КТК «Тенгиз-Новороссийск».
"Основные объемы добытой нефти традиционно экспортируются на рынок Евросоюза и Китая. В текущем году мы ожидаем рост показателей отрасли по объемам добычи нефти до 85 млн тонн. Таким образом, по системе КТК планируется транспортировка более 50 млн тонн нефти, в том числе, что очень важно, и с месторождения Кашаган. До конца 2017 года после ввода в эксплуатацию всех 15 нефтеперекачивающих станций КТК выйдет на проектную мощность в 67 млн тонн в год", — предоставил расклад Гани Садибеков.
Заместитель министра энергетики не преминул напомнить, что консорциум создан по инициативе президента Нурсултана Назарбаева в далеком 1992 году. В 1996 году состоялось историческое событие — был подписан договор акционеров и в консорциум вошли ведущие мировые компании.
«Пример КТК — это надежный маршрут транспортировки нефти из Каспийского и Черноморского бассейна на мировые рынки», — заключил он.
Старший вице-президент АО «НК «КазМунайГаз» по транспортировке нефти Нуртас Шманов добавил, что теперь трубопровод может принимать максимальное количество нефти, предусмотренное проектом расширения.
«Годы становления КТК, его расширения заняли изрядно много времени как для акционеров, так и добывающих компаний, которые с нетерпением ожидали, когда же это произойдет. И, наверное, символично, что проект завершения расширения КТК совпал с началом добычи на Кашагане. Это позволяет беспрепятственно экспортировать всю нашу нефть, добываемую в Казахстане, на мировые экспортные точки», — констатировал Нуртас Шманов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.