Новый Кодекс о недрах разработан с учетом требований ВТО

Они касаются местного содержания, обучения кадров и затрат на научные исследования

Новый Кодекс о недрах и недропользовании приняли на заседании правительства. После согласования в Администрации президента объемный документ будет передан на рассмотрение в мажилис Парламента. Кодекс защищал в правительстве первый заместитель министра по инвестициям и развитию (МИР) РК Алик Айдарбаев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

В Послании народу Казахстана президент Нурсултан Назарбаев говорил о том, что необходимо уделить большое внимание расширению минерально-сырьевой базы и активнее заняться геологоразведкой. «Дальнейшее развитие этих отраслей должно быть жестко увязано с углублением комплексной переработки сырья. Поручаю до конца года обеспечить принятие нового Кодекса о недрах и внесение необходимых поправок в налоговое законодательство», — сказал глава государства.

Алик Айдарбаев напомнил этапы развития законодательства о недропользовании. В 1992 году был принят первый казахстанский Кодекс о недрах и переработке минеральных ресурсов, который в последующем с учетом особенностей нефтяной отрасли был разделен на два закона — это закон «О нефти» и закон «О недрах и недропользовании». При этом в 2010 году без учета особенностей горнорудной и нефтяных отраслей эти законы объединили в один закон «О недрах и недропользовании», что породило значительные проблемы развития горнорудной отрасли при открытии новых месторождений.

«Поэтому на сегодняшний в проекте Кодекса о недрах и недропользовании учтены особенности этих сфер и наилучший мировой опыт регулирования сферы недропользования. Для создания условий и развития рынка юниорских компаний в проекте Кодекса предусмотрены доступность геологической информации, переход на лицензионный режим осуществления операций по недропользованию, предоставление права недропользования по принципу „первой заявки“, которая обеспечивает право недропользования за несколько дней. А также переход от тотального контроля со стороны государства на экономические механизмы, стимулирующие быструю разведку», — сообщил Алик Айдарбаев.

По информации первого вице-министра по инвестициям и развитию, для действующих контрактов с целью сохранения поступлений в бюджет и стабильности условий недропользования сохранен текущий режим с правом перехода на лицензионный режим. Внедрено требование по отчетности о ресурсах и запасах полезных ископаемых по шаблону CRISCO.& К тому же проект Кодекса предусматривает усиление контроля по экологической и промышленной безопасности, введение современной практики ликвидации последствий недропользования. Кроме того, для освоения малых рассыпных месторождений драгоценных металлов в Кодексе вводится институт старательства.

«Основные концептуальные нововведения Кодекса заключаются в переходе на принцип „первый пришел, первый получил“. В рамках этого принципа вводятся лицензии по твердым полезным ископаемым на разведку и добычу. А также программа управления недрами для обеспечения эффективного управления участками недр по всем видам полезных ископаемых. Максимальная площадь по лицензии на разведку составит до 200 блоков. Срок разведки будет 6 лет с возможностью продления еще на 5 лет. При этом предполагаются понятные и исчерпывающие обязательства недропользователя по уплате ежегодных прогрессивных арендных платежей и выполнению минимальных требований по расходам на один блок», — рассказал Алик Айдарбаев.

Он также отметил, что по добыче предполагается перейти на австралийскую модель при предоставлении прав недропользования. Срок добычи составит 25 лет с возможностью продления. Будут закреплены обязательства недропользования по выполнению фиксированных минимальных расходов, оплате фиксированных арендных платежей, обучения кадров и расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Сохранится разрешительный порядок выдачи разрешений при передаче прав в сфере недропользования. А для стимулирования переработки твердых полезных ископаемых вводится новый инструмент — соглашение о переработке. Соглашение о переработке может быть заключено по проектам переработки твердых полезных ископаемых и объеме инвестиций недропользователей не менее 700 000 000-кратного размера МРП.

Кроме того, для вовлечения в переработку техногенных минеральных образований (ТМО) предусматривается, что право владения, пользования и распоряжения ими, возникших в результате деятельности на участке недр, принадлежит недропользователю.

Кодекс регулирует и использование воды: для регулирования добычи водных ресурсов в сопутствующем законопроекте закреплено, что разведка подземных вод осуществляется в рамках государственного геологического изучения недр или по лицензии на геологическое изучение. А добыча подземных вод на основании разрешения на спецводопользование в рамках Водного кодекса.

«Предусматривается и упрощение регулирования для базовых строительных материалов. Именно — площадь не более 25 гектар, сроком на 10 лет. При этом не применяется обязательство по НИОКР и обучения кадров. В проекте Кодекса требования по местному содержанию приведены в соответствии с условиями вступления Казахстана в ВТО.& Также рассчитывается оптимизация закупок товаров, работ и услуг, которые необходимо осуществлять в соответствии с государственными правилами, либо по стандартам организации, аккредитованной в НПП», — заключил Алик Айдарбаев.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤