Форум энергии будущего: от счетчика тепла до атомной станции

Международные эксперты рекомендуют, как нам рвануть с 1% энергии солнца и ветра

Форум энергии будущего, стартовавший в рамках международной выставки ЭКСПО в Астане, обещает стать, пожалуй, самым масштабным тематическим мероприятием в сфере возобновляемых и альтернативных источников энергии. С небольшими перерывами он пройдет вплоть до завершения работы выставки в сентябре этого года. Первые два дня форума уже состоялись: уровень привлеченных экспертов и дискуссий показал, что, если Казахстан возьмет на вооружение хотя бы часть из озвученных на его площадке инициатив, наша страна действительно сможет резко увеличить генерацию ВИЭ в производстве электроэнергии к заветному 2050 году.

Альтернативная энергетика в клине с «социалкой»

Именитый международный эксперт, первый в Финляндии профессор в области солнечной экономики Кристиан Брейер подготовил целое исследование, посвященное переходу Казахстана к стопроцентно возобновляемой энергетической системе к 2050 году. Почему 2050-му? Потому что в сфере возобновляемой энергетики наша республика ориентируется на якорную дату, или особый период времени, который был провозглашен в поручении главы государства Нурсултана Назарбаева. С той лишь разницей, что президент в своих установках был гораздо скромнее достижения 100-процентного результата. По словам Назарбаева, к этому году мы должны достичь уровня 50% альтернативной энергетики в общем объеме производимой в Казахстане энергии.

Тем не менее профессор из Финляндии пошел еще дальше. Собственно, он не открыл секрета, заметив, что все упирается в долгосрочные инвестиции — очень большие долгосрочные инвестиции. По мнению Кристиана Брейера, основной объем инвестиций потребуется с 2025 по 2030 годы из-за вывода из эксплуатации старых угольных станций. В целом же, по мнению эксперта, для перехода к полностью возобновляемой энергетике Казахстану потребуется вложить в энергетическую систему, по самым скромным подсчетам, несколько миллиардов долларов.

Сумма серьезная, но вполне реальная, если исходить из того факта, что никто в Казахстане не собирается переходить на 100% генерации ВИЭ. Наша задача — 50%. И движемся мы в этом направлении постепенно.

Однако на повестке все равно остаются вопросы: мы живем в социальном государстве, которое вынуждено выполнять свои социальные обязательства перед людьми, одно из которых заключается в том, что власть не может позволить себе «выключить» из товарно-денежных отношений огромный пласт населения, обслуживающего угольные теплоэлектростанции и добывающего уголь на Экибастузском и Карагандинском угольном бассейнах. Для сравнения: сейчас картина по традиционным и нетрадиционным источникам энергии в Казахстане такова: 87% генерируемой электроэнергии у нас производится на угольных электростанциях, 12% - благодаря гидроэнергетике, и только менее 1% мы получаем из альтернативных источников в виде солнца и ветра энергии. Это официальные цифры, которые на том же Форуме энергии будущего привел директор департамента развития атомных и энергетических проектов Министерства энергетики РК Батыржан Каракозов.

С одной стороны, это обескураживающие цифры, говорящие о том, что мы являемся уникальной страной: проводим одну из лучших специализированных выставок ЭКСПО за всю их историю по очень сложной и специфической теме альтернативной энергетики, хотя сами вырабатываем энергии за счет солнца и ветра всего на 1%.

С другой стороны, если прибавить сюда гидроэнергетику, то мы сразу же вырастаем до 13%. К тому же, у нас до сих пор не закрыт вопрос со строительством атомной электростанции, который на Форуме энергии будущего поднял тот же Батыржан Каракозов. Притом, что атомную энергетику руководство нашего Минэнерго относит к безкарбонатной энергетике, то есть включает ее в перечень альтернативных углю источников.

Наконец, сама выставка в случае ее успеха, а сейчас все складывается для астанинского ЭКСПО как нельзя более удачно, может послужить тем стимулом, который «вытащит» солнечную и ветровую энергетику на новые ступени развития.

Однако, как же быть с людьми, которые обслуживают инфраструктуру, которая сегодня на 87% обеспечивает электроэнергией экономику Казахстана. На этот вопрос нашему изданию ответил вице-президент Европейской федерации возобновляемой энергетики (EREF) Райнер Хинрихс-Ралвес, который также посетил Астану для участия в Форуме энергии будущего.

«Нужно принимать во внимание не только то, что такой товар, как уголь, является биржевым товаром, то есть быстро и легко продается в качестве сырья на международном рынке. Но и то, что он обеспечивает работой угольные теплоэлектростанции. Нефть и газ тоже являются источником энергии, никто ведь не говорит о том, что их не стоит добывать и продавать на внешнем рынке. Все это нужно делать, только параллельно постепенно следует развивать и альтернативную энергетику: больше вкладываться в гидроэлектростанции, солнечные панели и ветроэлектростанции. Ведь цены на такие энергоносители, как нефть и уголь, падают, целые страны вкладывают серьезные инвестиции в ВИЭ, а значит, если совсем игнорировать разработку этих источников и не перевооружать экономику для использования источников энергии в виде солнца, ветра и воды, вы можете оказаться позади планеты всей. Одни страны резко уйдут вперед, их электроэнергетика будет диверсифицирована, они получат ее излишки, которые они смогут продавать другим государствам. Наконец, новая энергетика позволит создать новые рабочие места, уже в странах, начавших усиленно развивать ВИЭ, создано около 10 млн новых рабочих мест. Это не говорит о том, то традиционные источники энергии уйдут в небытие, просто их доля сократится. А ваша экономика диверсифицируется. Ничего не нужно делать резко, просто осуществите этот переход плавно и все. И тогда вы сможете идти в ногу с другими странами. Плюс вы получите бонус в виде чистой незагрязненной экологии», — отметил Райнер Хинрихс-Ралвес.

ВИЭ — удел мотивированного бизнеса

Но как Казахстану запустить этот механизм по системному переходу на возобновляемые источники энергии? Удивительно, но и здесь, пожалуй, нет ничего невозможного. Напротив, нужны воля государства и взаимодействие с бизнесом на постоянной основе. По сути, переход энергетической системы на ВИЭ должен сделать бизнес, государство должно лишь помочь ему системой скидок и преференций, а также вменяемым кредитом. В частности, об этом на форуме рассказал руководитель Казахстанской программы USAID по сдерживанию изменения климата Алексей Санковский.

Так, он пояснил, что сейчас, чтобы выработать мегаватт-час электроэнергии, угольной станции нужно выбросить тонну углекислого газа (CO2). Если же, чтобы выбросить лишнюю тонну CO2, станция должна будет заплатить $5 при оптовой цене в 5 тенге за киловатт-час, то это неизбежно приведет к 20%-ному повышению тарифов на электроэнергию.

«Это значит, что угольная энергетика, которая выбрасывает тонну углекислоты на мегаватт-час, будет проигрывать газовой энергетике, которая выбрасывает 0,6 тонны, и она будет проигрывать ВИЭ, которые вообще ничего не выбрасывают. ВИЭ за мегаватт-час — ноль углекислого газа! А значит — $5 можно будет зачислить их станциям в качестве премии за каждый мегаватт час», — прокомментировал Алексей Санковский.

Между тем, по словам эксперта, буквально недавно на совещании в Минэнерго было подтверждено, что в 2019 году все ограничения на тарифы в Казахстане снимаются. Поэтому он убежден, что с 2019 года все генераторы энергии в РК начнут конкурировать за мощности, за электроэнергию и за конечного потребителя.

«Мы надеемся, что система торговли в нашей республике будет развиваться и идти дальше в ногу со временем. Есть некоторые рекомендации для правительства, и они уже воплощаются в рамках концепции перехода к „зеленой“ экономике. Сейчас Минэнерго дало нам четко понять, что новая стратегия должна будет охватывать не только крупные отрасли экономики и станции самых крупных производителей тепла и электроэнергии, но и более мелкие хозяйства, чтобы не случилось разнобоя, когда одни субъекты предпринимательства станут сокращать выбросы, а другие продолжат работать по старинке», — отметил Алексей Санковский.

По мнению эксперта, для реализации этой стратегии государству необходимо поддерживать «зеленые» технологии — так делается во всем мире. В Казахстане же пока даже не производится энергосберегающего оборудования: все завозится из-за рубежа, в том числе из Кыргызстана.

«А это относится к сфере стимулирования производителей, потому-то, если производитель приходит и говорит, что он хочет выпускать счетчики, трубы, солнечные батареи, ветряки, аккумуляторы, регуляторы тепла и т. д., но просит взамен: дайте скидку, дайте кредит, чтобы открыть производство и не платить за оборудование из Германии в два раза дороже, значит государство должно пойти ему навстречу. Кроме того, оно должно позаботиться и о том, чтобы предоставить скидки и покупателям на приобретение энергосберегающих приборов, оборудования, автомобилей, домов и всего другого. Подобное финансирование при нормальном режиме работы может происходить в режиме реализации экологических квот Казахстана на рынке, потому что часть квот будет продаваться на аукционе, а сумма от их реализации сравняется с суммой субсидий. Вот мы и получим самоокупаемую систему», — порекомендовал глава программы USAID.

Возрождение проекта АЭС

Настоящим гвоздем программы на Форуме энергии будущего стало выступление директора департамента развития атомных и энергетических проектов министерства энергетики Батыржана Каракозова. Он реанимировал порядком подзабытую тему строительства АЭС в Казахстане, которая на фоне общей концепции нашего Минэнерго, включающей атомную энергетику в сферу альтернативных источников энергии, зазвучала новыми тонами и оттенками.

Так, по его словам, уже определены два места для строительства АЭС — это либо город Курчатов в Восточно-Казахстанской области, либо поселок Улькен близ озера Балхаш в Алматинской области. По рекомендации рабочей группы были разработаны первоочередные меры по реализации проекта строительства АЭС, утвержденные правительством. На сегодняшний день создана специализированная компания «Казахстанская атомная станция», она передана в структуру АО НАК «Казатомпром». Сейчас новая компания занимается разработкой ТЭО строительства АЭС. И до конца 2018 года будет принято решение по реализации этого проекта.

«В прошлом году в Казахстане добыли 24 тыс. тонн урана, что составило 40% мировой добычи урана в 2016 году. При этом наша республика обладает 12% всего мирового запаса урана. В пересчете на топливный эквивалент урановые запасы занимают 46,3% казахстанских топливных ресурсов. Это гораздо больше, чем нефть, газ, уголь и другие ресурсы. Поэтому мы в Казахстане хотели бы видеть полный топливно-ядерный цикл, над которым сейчас ведется работа совместно с нашими национальными операторами и правительством», — заявил Батыржан Каракозов.

Отвечая на вопросы слушателей, он попросил обратить особое внимание на цифру 46,3% топливного эквивалента урановых ресурсов Казахстана. То есть, если наша страна задастся целью развивать атомную энергетику и строить АЭС, она в перспективе может достичь почти 50-процентного показателя в энергетике, вырабатываемого на альтернативных угольным станциям предприятиях. Но это еще вопрос переговоров и выводов технико-экономического обоснования строительства атомной электростанции. Однако даже если мы повысим атомную генерацию, она способна будет создать серьезный задел для достижения цели в 50% альтернативной энергии к 2050 году.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤