Налогообложение передачи товаров в рекламных целях

Каждое предприятие в наши дни сталкивается с таким видом расходов

Практически каждое предприятие в наши дни сталкивается с таким видом расходов, как расходы на рекламу, которые, помимо прочего, могут включать в себя затраты предприятия, связанные с передачей товаров потенциальным клиентам в рекламных целях.

Основные цели рекламы — формирование спроса, стимулирование сбыта и продажи товара и услуг посредством оповещения потенциальных покупателей, потребителей товаров и услуг об их качестве, достоинствах, преимуществах, а также о заслугах самой фирмы.

Основным документом, регулирующим вопросы по распространению рекламы, является Закон РК от 19.12.2003 г. № 508-П «О рекламе» (далее Закон о рекламе).

Согласно Закону о рекламе [цитата]: «реклама — распространяемая и размещаемая в любой форме, с помощью любых средств информация, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации».

Закон о рекламе определяет и устанавливает роли участников рекламного процесса, включая потребителей рекламы (неопределенный круг лиц, для которого предназначается реклама), рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя (юридическое или физическое лицо, осуществляющее бесплатную раздачу товаров в рекламных целях и состоящее с рекламодателем в договорных отношениях).

Распространение товаров (например, образцов продукции, сувениров, имиджевой продукции, печатных рекламных изданий) среди потребителей рекламы следует квалифицировать как рекламные расходы в налоговых целях, если такие расходы одновременно удовлетворяют следующим требованиям:

— передаваемые товары содержат информацию о рекламодателе, его бизнесе, продукции, услугах, достоинствах и преимуществах (примером такой информации могут являться как сами образцы продукции, так и материальные носители с логотипом производителя);

— распространение товаров осуществляется в ходе рекламной акции среди неопределенного круга лиц. В этой связи следует помнить, что передача товара в пользу одного конкретного получателя может вызывать сомнения касательно отношения такой передачи к рекламным целям и, возможно, будет требовать дополнительных свидетельств наличия такого отношения.

Заявленные цели распространения товара и применяемые в этих целях способы соответствуют рекламным целям компании (то есть формированию или поддержанию интереса к рекламодателю и его продуктам).

При этом неважно, кем именно осуществляется передача товара — самим рекламодателем или привлеченным для этих целей распространителем рекламы.

Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее Налоговый кодекс) предусматривает следующие положения, регулирующие порядок налогового учета и налогообложения затрат, связанных с передачей товаров в рекламных целях:

— п.16−1 ст.100 Налогового кодекса [цитата]: «Стоимость безвозмездно переданного в рекламных целях товара (в том числе в виде дарения) подлежит отнесению на вычеты в налоговом периоде, в котором осуществлена передача такого товара, в случае, если стоимость единицы такого товара не превышает 5-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату такой передачи». (В 2017 году месячный расчетный показатель равен 2269 тенге);

— п.3 ст.231 Налогового кодекса устанавливает, что оборотом по реализации не является [цитата]: «безвозмездная передача в рекламных целях товара (в том числе в виде дарения) в случае, если стоимость единицы такого товара не превышает 5-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату такой передачи»;

— п.3 ст. 155 Налогового кодекса в качестве дохода физического лица не рассматривает [цитата]: «стоимость безвозмездно переданного в рекламных целях товара (в том числе в виде дарения) в случае, если стоимость единицы такого товара не превышает 5-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату такой передачи».

Таким образом, если упомянутые выше критерии отнесения к рекламным расходам выполняются и стоимость единицы передаваемых в рекламных целях товаров не превышает 5 МРП, то стоимость переданных товаров:

— подлежит отнесению на вычеты по КПН;

— не является оборотом по реализации в целях НДС и

— не рассматривается в качестве дохода физического лица, получившего товар.

При этом не ограничена общая стоимость всех товаров, передаваемых в рекламных целях.

Хотелось бы обратить внимание на необходимость надлежащего документального подтверждения обсуждаемых затрат.

Налоговым кодексом не предусмотрен специальный перечень документов, являющихся основанием для признания расходов по передаче товара в качестве затрат на рекламу. Однако, исходя из практики, мы рекомендуем подкреплять такие затраты сметой (бюджетом) рекламной акции, утверждаемой согласно внутренним процедурам предприятия и содержащей в себе информацию о количестве рекламного товара, его стоимости, стоимости сопутствующих затрат, периоде, способах и местах проведения акции.

Кроме того, дополнительным свидетельством понесенных расходов могут служить контракты на изготовление и/или распространение рекламной продукции, документы складского учета (приходные накладные и накладные на отпуск товара), а также акты на списание товарно-материальных запасов на указанные цели. Мы рекомендуем сохранять и прилагать к вышеуказанным документам образцы переданных товаров либо их фотографии и описание.

Отсутствие либо некорректное оформление вышеперечисленных документов на практике нередко становится причиной претензий со стороны налоговых органов и служит основанием для доначисления налогов и административных штрафов.

Отдельно отметим, что предоставление дополнительных товаров и рекламных материалов дистрибьюторам и продавцам в качестве поощрения и мотивации увеличения продаж следует трактовать как операцию, не связанную с рекламой. В связи с тем, что товары в таком случае передаются конкретным лицам в целях поощрения и мотивации, налоговые органы могут поставить под сомнение связь такой передачи с рекламными целями компании. В таких случаях высока вероятность того, что к такой передаче товара не будут применяться нормы Налогового кодекса, регулирующие налогообложение передачи товара в рекламных целях, что может приводить к последствиям по КПН, ИПН и НДС.

Таким образом, ключевыми моментами учета расходов на рекламу в целях налогообложения является их правильная классификация с учетом критериев рекламных затрат и правильное достаточное документальное оформление, позволяющее минимизировать налоговые риски, связанные с возможными спорами с налоговыми органами по данному вопросу.

Айгуль Нургалиева, старший консультант департамента налогов и права, «Делойт»

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤