Что дала централизация госзакупок

О том, какие товары и услуги закупают государственные органы рассказал Калилла Абдуллаев

В Казахстане с августа 2014 года функционирует централизованная закупочная система — институт единых организаторов государственных закупок. Значительная часть закупок осуществляется централизованно: на республиканском уровне — Комитетом государственных закупок Министерства финансов РК, на местном — уполномоченными организациями соответствующего уровня.

О том, какие товары и услуги закупают государственные органы, что дала их централизация, рассказывает Председатель Комитета по государственным закупкам Министерства финансов РК Калилла Абдуллаев.

Единые организаторы осуществляют закупки, проходящие в рамках бюджетных программ, перечень которых определяется уполномоченным органом в сфере государственных закупок (Министерство финансов Республики Казахстан) (или соответствующие акиматы на местных уровнях).

Идея создания централизованной закупочной службы, призванной обеспечить максимальную эффективность, прозрачность и оптимальность бюджетных трат, снижение уровня коррупцогенности, была впервые озвучена Главой государства Нурсултаном Назарбаевым в 2013 году на расширенном заседании Правительства Республики.

Создание Единого организатора государственных закупок на центральном уровне существенно повлияло на увеличение количества потенциальных поставщиков, участвующих в конкурсах и аукционах, снизив искусственные ограничения, прописываемые в конкурсной документации, в принятии необъективных решений членов конкурсных комиссий посредством усиления взаимного контроля между заказчиками и Единым организатором.

Кроме того, были исключены риски, связанные с непрофессионализмом членов конкурсных комиссий при процедурах рассмотрения конкурсных документов потенциальных поставщиков, выражающиеся в недостаточной правовой компетентности, недостаточном владением техническими навыками при работе в информационной системе «Электронные государственные закупки».

Централизация позволила обеспечить добросовестную конкуренцию среди поставщиков, повысив эффективность и оптимальность государственных закупок.

Комитет, выполняя функции Единого организатора государственных закупок, обеспечивает реализационные функции по оптимальности и эффективности расходной части бюджета страны.

Перед нами стоят цели по повышению эффективности управления государственными активами и создания благоприятной бизнес-среды, снижения административных барьеров для бизнеса и населения.

Одним из показателей достижения названных целей Комитета будет достижение 45-го места в 2017 году и 43-го — в 2018 году Глобального индекса конкурентоспособности по индикатору «Фаворитаризм в решениях государственных служащих» Всемирного экономического форума.

Комитетом за 2015 год рассмотрено 327 заданий заказчиков на организацию и проведение государственных закупок, опубликовано и проведено в 2015 году — 222 закупки на сумму 37 803,70 млн тенге.

В 2016 году — 1211 закупок на сумму 51 463,0 млн тенге.

Экономия по проведенным закупкам в 2015 году составляет 1 936,49 млн тенге (5,1%), в 2016 году — 1939,3 млн тенге (3,8%).

В сравнении с 2015 годом в 2016 году увеличилось количество проведенных государственных закупок с 222 до 1211. Что в свою очередь привело к повышению экономии государственных средств на 1,3%.

Большое число заказчиков перешли на закупки способом конкурса и аукциона. 134 конкурса, 88 аукционов в 2015 году и 1019 конкурсов и 192 аукциона в 2016 году.

Комитету удалось добиться значительной экономии средств, несмотря на возросшее количество закупаемых товаров и услуг. Так, число закупаемых товаров в 2016 году увеличилось на 946 единиц с экономией в 1 545.9 млрд тенге, услуг на 43 единицы с экономией в 202 млн тенге.

В 2015 году проведены 178 государственных закупок 920 ед. легковых автомобилей на сумму 2 939,19 млн тенге, условная экономия составила — 17,02 млн тенге (0,6%), в 2016 году — 1056 закупок (3724 ед.) на сумму 30 135,5 млн тенге при условной экономии 595,4 млн тенге (2,0%).

Почти 80−90% автотранспортных средств закуплены у отечественных товаропроизводителей (АО «Азия Авто», АО «Агромашхолдинг», ТОО «Сарыарка Автопром»), остальные 10−20% приобретены у иных производителей ввиду отсутствия производства спецавтотранспорта в Республике Казахстан.

Необходимо отметить, что в общем объеме закупок Комитета доля закупок «товаров» значительно превышает закупки «услуг, работ». Закупки автотранспортных средств (почти 90%), невысокая экономия от этих закупок фактически являются показателем их эффективности, т. е. стоимость закупаемого автотранспорта равна его стоимости на заводе-изготовителе реализуемого через сеть отечественных дистрибьюторов-поставщиков.

Комитет по государственным закупкам, между тем, увеличил также количество приобретаемых автомобилей с 920 авто до 3724. При этом экономия по автомобилям в 2016 году составила на 578,38 млн тенге больше, чем в 2015 году. Кроме того, начали больше закупать автомобилей у отечественных товаропроизводителей. Так, если в 2015 году только 681 единица являлась казахстанского производства, то уже в 2016 году Казавтопром поставил 3293 единицы автомобилей.

Таким образом, Комитет по государственным закупкам существенно улучшил показатели буквально за один год работы, и в последующем количество проводимых закупок и экономия государственных средств будут только увеличиваться.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤