Предложено создать новое региональное объединение в Центральной Азии
Казахстан должен играть в нем ведущую роль и оказывать гуманитарную помощь соседямЦелесообразно рассмотреть вопрос о создании нового регионального объединения в Центральной Азии. В новой конфигурации Казахстан мог бы играть ведущую роль, в том числе оказывая официальную гуманитарную помощь соседям по Центрально-Азиатскому региону. Это может быть необходимо, потому что накапливающийся негатив в регионе будет деструктивно влиять на любую страну, в том числе и Казахстан, оставаясь территорией нестабильности, нелегальной миграции и терроризма. С такой инициативой на правительственном часе в мажилисе Парламента РК выступил председатель Комитета палаты по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По словам Маулена Ашимбаева, в регионе есть сложности в использовании ресурсов трансграничных рек и другие серьезные проблемы. В то же время альтернативы сотрудничеству у стран региона нет.
«Поэтому важно сегодня не столько искать причины, почему эта ситуация сложилась в Центральной Азии, сколько сосредоточиться на том, что необходимо сделать в Центрально-Азиатском регионе в предстоящий период. Многие проблемы в Центральной Азии могут быть решены только на основе многостороннего взаимодействия. Это касается использования ресурсов трансграничных рек, решения общих экологических проблем, развития транзитно-коммуникационного потенциала региона, борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом. Поэтому в настоящий период необходимо активизировать сотрудничество в регионе на многосторонней основе и вывести его на новый уровень», — заявил Маулен Ашимбаев.
По мнению главы парламентского комитета, можно было бы рассмотреть вопрос о создании нового регионального объединения.
«На наш взгляд, необходима своеобразная перезагрузка отношений между странами Центральной Азии. Обсуждение в рамках Совета безопасности ООН могут придать импульс региональному взаимодействию и обеспечить такого рода перезагрузку отношений стран ЦА.& Со своей стороны МИД РК и другим соответствующим госорганам было бы важно системно проанализировать ситуацию в регионе и сформулировать четко и ясно комплексные предложения по актуализации политики в центральноазиатском направлении в долгосрочной перспективе. Видимо, центральноазиатское направление должно стать ключевым для всех госорганов, вовлеченных во внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность. Целесообразно закрепить в правительстве и МИД специалистов, которые будут предметно заниматься регионом в ежедневном формате», — предложил Маулен Ашимбаев.
По его словам, необходимо выработать цельную стратегию по оказанию официальной помощи развитию и гуманитарной помощи Казахстана другим странам в рамках непостоянного членства нашей республики в Совете безопасности ООН.& Так, на пространстве СНГ Казахстан первым принял в 2014 году закон «Об официальной помощи развитию». В подготовке этого закона принимали активное участие депутаты мажилиса Парламента 5-го созыва. Реализация этого закона позволяет систематизировать внешнюю помощь.
При этом, как заметил вице-спикер мажилиса Владимир Божко, с 1990 года нижней палатой парламента было принято и ратифицировано 1 тыс. 237 международных договоров и соглашений. В их числе семь законов о присоединении к конвенциям ООН по борьбе с организованной преступностью и незаконной иммиграцией и 10 законов о присоединении к конвенциям ООН по линии работ в других ведомствах. В отдельном ряду стоят законы о миротворческой деятельности Казахстана и об официальной помощи развитию. За последние годы Казахстаном оказана гуманитарная помощь иностранным государствам на общую сумму свыше 10 млрд тенге.
Говоря об этой гуманитарной помощи, Маулен Ашимбаев отметил, что критика того, что Казахстану нет необходимости оказывать внешнюю помощь, когда у нас у самих в стране достаточно проблем, не учитывает ряд факторов.
«Нужно иметь в виду, что официальная помощь развитию — это не благотворительность — это не одноразовая помощь другим странам. Это гибкий инструмент внешней политики для достижения конкретных внешнеполитических задач. Многие страны ОЭСР проводят такую политику, поэтому официальной помощью развитию необходимо заниматься осмыслено, продуманно и четко ее привязывать к приоритетам внешней политики. Действительно, сегодня некоторые страны сокращают свою помощь, продвигая идеи национального протекционизма и изоляционизма. Считаю, что это бесперспективный путь — тем более что ни одна страна не может процветать в долгосрочной перспективе, если соседние страны испытывают серьезные проблемы и сложности. Накапливающийся негатив будет в той или иной форме деструктивно влиять на любую страну, в том числе и Казахстан. Если ЦА будет территорией нестабильности, проблем, нелегальной миграции, терроризма, то, конечно, рано или поздно это все будет сказываться на ситуации в нашей республике», — заверил Маулен Ашимбаев.
Парламентарий добавил, что в целом у Казахстана уже имеется опыт оказания помощи развитию других государств. Так, реализуется проект сотрудничества с Афганистаном, разработанный нашим МИД совместно с ПРООН и МИД Японии. В рамках этого проекта Казахстан способствует дальнейшему развитию Афганистана через повышение самостоятельности афганских женщин, работающих в сфере госуправления, здравоохранения и образования.
«Но это только первые шаги. С учетом нашего участия в деятельности Совета безопасности ООН можно было бы активизировать проекты в сфере официальной помощи развитию и осуществлять их на основе осмысленной и долгосрочной стратегии», — подчеркнул Маулен Ашимбаев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.