Алик Шпекбаев предложил новые подходы в борьбе с экономическими преступлениями
Инициативы Агентства по противодействию коррупции он высказал сегодня перед сенаторамиЗа 2016 год и два месяца текущего года зарегистрировано 34 факта лжепредпринимательства, 18 — экономической контрабанды, 17 фактов уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и семь фиктивных выписок счет-фактур. Сумма причиненного ущерба по всем этим преступлениям составила 7,2 млрд тенге, из которых возмещено 1,2 млрд тенге. Об этом на круглом столе в сенате Парламента РК сообщил заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Алик Шпекбаев заявил, что за последние 14 месяцев выявлено 50 фактов покровительства госслужащими субъектам теневой экономики. Из них основная доля связана с оказанием содействия лжепредпринимательской деятельности (23), игорному бизнесу (15).
«В частности, 22 февраля текущего года осужден к 14 годам лишения свободы с конфискацией имущества и с пожизненным запретом занимать государственные должности бывший руководитель финансовой полиции города Алматы Амирхан Аманбаев, который возглавлял преступную группу, покровительствовавшую деятельности лжепредпринимателям. Создано было 86 лжепредприятий, обналичено 111 млрд тенге, ущерб государству составил 36,5 млрд тенге. Проходившие по делу 36 подсудимых осуждены к различным срокам лишения свободы. В ходе следствия возмещено 7,9 млрд тенге в виде доначисленных налогов», — рассказал Алик Шпекбаев.
Он также отметил, что в Южно-Казахстанской области пресечена деятельность преступной группы высокопоставленных полицейских, занимавшихся незаконной регистрацией контрабандно ввозимого автотранспорта.
«На сегодняшний день установлено порядка 1 тыс. таких машин. Общая сумма неуплаченных пошлин составила 4,4 млрд тенге. Арестованы 30 членов ОПГ во главе с ее организатором — полковником полиции Жапаровым. Проводится расследование», — сообщил Алик Шпекбаев.
Все это говорит о тесной связи между теневой экономикой и коррупцией. При этом при расследовании экономических преступлений возникают ряд вопросов. К примеру, в лжепредпринимательстве сложности имеются при обналичивании денег через счета иностранных компаний. Деятельность нерезидентов остается за рамками казахстанской юрисдикции: невозможно привлечь к ответственности иностранного контрагента, что влечет освобождение от ответственности и казахстанских лжепредпринимателей.
«Действенными механизмами в этом плане являются двусторонние международные договоры о правовой помощи. На сегодня мы имеем 20 двусторонних договоров, в том числе на постсоветском пространстве, но их еще недостаточно. Отсутствие договоренностей с отдельными странами не позволяет принимать весь комплекс мер по привлечению к ответственности лжепредпринимателей», — сказал Алик Шпекбаев.
При расследовании экономической контрабанды вопросы вызывает определение момента окончания преступления. Так, Верховный суд своим нормативным постановлением определил, что преступление считается оконченным с момента завершения таможенного оформления. Между тем, как уточнил Алик Шпекбаев, Таможенный кодекс Таможенного союза не содержит понятия таможенного оформления.
«На практике возникают сложности доказывания умысла лицами, совершающими экономическую контрабанду. Когда получатель груза заказывает товар, не выезжая из страны, отгрузка товара осуществляется отправителем. При выявлении факта контрабанды доказать вину грузополучателя практически невозможно, потому что при выявлении несоответствия груза сопроводительным документам бенефициары ссылаются на ошибку иностранных партнеров при отгрузке товара. В связи с этим мы предлагаем наладить механизм сверки и передачи документов между таможенными органами Казахстана и странами-импортерами при обмене данными импортируемых грузов», — заявил Алик Шпекбаев.
Замглавы Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции предложил следующее. По его словам, главным основанием для освобождения от уголовной ответственности за экономические преступления должно являться возмещение причиненного ущерба.
«Это в первую очередь относится к преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов. Для этого физические и юридические лица должны добровольно погашать налоговую задолженность. Данные обстоятельства должны являться реабилитирующими. Декриминализация статьи „Лжепредпринимательство“ — предварительно было обсуждение, мы в целом поддержали. Конечно, сработает элемент упреждения, позволяющий привлекать лжепредпринимателей к ответственности на начальной стадии их преступной деятельности, не дожидаясь причинения ущерба», — заверил Алик Шпекбаев.
Антикоррупционное ведомство предлагает внести новую меру ответственности согласно международной практике — за незаконное образование юридического лица.
«То есть создание субъектов предпринимательства через подставных лиц — предусматривается дополнить квалифицирующим признаком, подразумевающим создание юрлица с целью отмывания коррупционных доходов, а также для использования его в террористической деятельности», — подчеркнул Алик Шпекбаев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.