Депутаты приняли поправки в Конституцию
Закреплен статус президента как основателя независимого КазахстанаДепутаты на совместном заседании палат парламента приняли законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК». Как отметил председатель совместной комиссии палат парламента по рассмотрению законопроекта Нурлан Абдиров, в выходные дни все постоянные комитеты сената и мажилиса, фракции политических партий, депутатская группа Ассамблеи народа Казахстана обсудили внесенный проект Закона и предложения, озвученные депутатами в ходе первого чтения. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
От депутатов, постоянных комитетов палат парламента, фракций политических партий поступило всего 26 поправок к ряду норм действующей Конституции, которые были всесторонне рассмотрены совместной комиссией.
По итогам своей работы Комиссия приняла решение внести на рассмотрение совместного заседания палат Парламента во втором чтении 10 поправок. В пункте 2 статьи 91 закреплена роль президента как основателя независимого Казахстана.
«Ведущая роль Елбасы — Нурсултана Абишевича Назарбаева, его инициативы обеспечили становление и развитие казахстанской государственности. Неоднократно представителями казахстанского общества поднимался вопрос о закреплении выдающегося вклада Елбасы в строительство нашего государства.
В этой связи предложена следующая редакция пункта 2 статьи 91 Конституции: цитата: «2. Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные основателем независимого Казахстана, первым Президентом Республики Казахстан — Елбасы, и его статус являются неизменными», — отметил председатель совместной комиссии палат парламента по рассмотрению законопроекта Нурлан Абдиров.
Во-вторых, для признания межконфессионального согласия конституционной ценностью наряду с межнациональным согласием, пункт 2 статьи 39 Конституции депутатская группа Ассамблеи народа Казахстана предложила дополнить положением о том, что признаются неконституционными любые действия, способные нарушить, наряду с межнациональным, также и межконфессиональное согласие.
В-третьих, к исключительному ведению сената парламента предлагается отнести избрание на должность сроком на пять лет и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан по представлению президента Республики Казахстан.
«Конституционное закрепление института Уполномоченного по правам человека станет очередным важным шагом в развитии демократических процессов, направленных на дальнейшее укрепление статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина, а также означает признание на высшем государственном уровне приоритета прав человека и гражданина, закрепленного статьей 1 Основного закона страны», — пояснил глава комиссии.
Четвертое, в пункт 2 статьи 41 вносится изменение касательно установления одним из требований для кандидатов в президенты страны наличия высшего образования.
«Требование о наличии у кандидатов в Президенты высшего образования соответствует установленному в статье 40 Конституции статусу президента как высшего должностного лица государства. При этом устанавливается возможность введения дополнительных требований к кандидатам в президенты на уровне конституционного закона», — уточнил мажилисмен.
Пятое, учитывая важную стратегическую роль министерства внутренних дел в деле обеспечения безопасности граждан, внутренней безопасности государства депутаты посчитали целесообразным в подпункте 3) статьи 44 сохранить полномочие президента страны по назначению министра внутренних дел.
Шестое, пункт 3 статьи 4 Конституции предлагается изложить в следующей редакции: «Международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритеты перед ее законами. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством республики».
Как известно, сотрудничество Республики Казахстан с международными организациями и другими странами осуществляется посредством заключения международных договоров. Конституция и законодательство Республики Казахстан определяют приоритет международных договоров, ратифицированных республикой, перед законами, и в то же время порядок их денонсации регулируется национальным законодательством.
«Любой договор, как мы знаем, затрагивает в той или иной мере права и свободы человека и гражданина, а ограничение прав возможно только законами. В этой связи была предложена данная поправка, принятая совместной комиссией, которая к тому же усиливает самостоятельность государства», — заявил Нурлан Абдиров.
Седьмое, для целях усиления защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод граждан в пункте 2 статьи 10 Конституции предлагается закрепить норму касательно того, что лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан.
В соответствии со статьей 8 Конвенции ООН «О сокращении без гражданства» от 30 августа 1961 года никакое государство не должно осуществлять право лишения гражданства, иначе как в соответствии с законом, предусматривающим и для соответствующего лица право на справедливое разбирательство дела судом или иным независимым учреждением.
Совместная комиссия полагает, что объективность и беспристрастность в вопросе о лишении гражданства должны обеспечиваться именно решением суда.
Восьмое: новый пункт 3−1 статьи 2 Конституции дополнен нормой о том, что в городе Астана может быть установлен особый правовой режим именно в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом.
Данная поправка предлагается в целях закрепления в Конституции статуса Международного финансового центра «Астана», регулируемого конституционным законом.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.