Адильбек Джаксыбеков рассказал о перераспределении власти
Он структурировал поправки в Конституцию по пяти блокамРуководитель Администрации президента Адильбек Джаксыбеков структурировал поправки в Конституцию РК по пяти блокам. По его словам, первый блок поправок включает изменения, направленные на повышение роли парламента. Предлагается расширить роль мажилиса при формировании и контроле за деятельностью правительства и его членов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«В своём обращении к народу по вопросу перераспределения полномочий между ветвями власти глава государства отметил, что мы идём на этот шаг чтобы все ветви власти работали эффективно и ответственно. Чтобы создать между ними соответствующий баланс и противовесы. При формировании состава правительства предлагается следующий порядок. Премьер-министр вносит представление Главе государства о кандидатурах членов правительства после консультации с мажилисом парламента. Исключение делается для министров иностранных дел, обороны, назначаемых президентом самостоятельно. Принципиальным нововведением является норма, согласно которым правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным мажилисом парламента, а не перед вновь избранным президентом», — сказал Адильбек Джаксыбеков.
Кроме того, для повышения эффективности работы ветвей власти усиливаются механизмы подотчётности, подконтрольности правительства парламенту и его палатам.
«В пункте втором, статьи 64 Конституции предлагается установить, что Правительство в своей деятельности ответственно перед президентом и парламентом. Согласно новой редакции подпункта 4 статьи 67 Конституции, премьер-министр будет обязан докладывать об основных направлениях деятельности правительства и его важнейших решениях не только президенту, но и парламенту, в целом. Каждая палата парламента наделяется правом по итогам заслушивания отчёта члена правительства не менее чем двумя третями голосов от общего числа количества депутатов палаты принимать обращение к президенту республики об освобождении от должности члена правительства в случаях не исполнения им законов. В таком случае глава государства освобождает от должности члена правительства», — разъяснил Адильбек Джаксыбеков.
В рамках второго блока предлагается перераспределить часть полномочий президента республики. Как уточнил Адильбек Джаксыбеков, правительству передаются полномочия по утверждению государственных программ и единой системы финансирования и оплаты труда работников всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета. Эта задача будет решаться Правительством по согласованию с главой государства.
«Проектом исключается право главы государства отменять, либо приостанавливать действие актов правительства и премьер- министра, тем самым, всю полноту ответственности за свои акты будет нести само правительство. Вместе с тем президент в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства может направлять обращения в Конституционный совет для рассмотрения вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции. Центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства, как институт, упраздняются. Это позволит обеспечить компактное правительство, что является одной из целей плана нации и проводимой административной реформы. Сохраняется, но с оговоркой, при необходимости право главы государства председательствовать на заседании правительства по особо важным вопросам», — пояснил глава Администрации президента.
Законопроектом уточняется статус парламента с учетом установленного конституцией принципа разделения властей как высшего представительного органа страны, осуществляющего законодательную власть. В целях повышения роли Парламента исключаются следующие законодательные полномочия президента: давать поручения правительству о внесении законопроекта в мажилис, при этом за президентом сохраняется право законодательной инициативы.
«Издавать законы или указы, имеющие силу законов, осуществлять законодательные полномочия в случае делегирования их ему парламентом. Кроме того, исключается право главы государства объявлять рассмотрение законопроектов срочными. В то же время у президента остается право определять приоритетность рассмотрения законопроектов, что означает, что они должны быть приняты в первоочередном порядке в течение двух месяцев», — сказал он.
Третий блок поправок уточняет конституционные основы судебной системы и прокуратуры.
«Детальное изложение требований к судьям в тексте Конституции не всегда согласуется с современной практикой. Необходима норма, позволяющая более гибко подходить к этим вопросам. В этой связи, в пункте 3 статьи 79 предлагается установить, что требования к судьям определяются конституционным законом. Новая редакция статьи 81 предполагает уточнение функций Верховного суда, вместо положения об осуществлении надзора за деятельностью местных и других судов, предлагается определить, что Верховный суд в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела. Тем самым, закрепляется роль Верховного суда как суда кассационной инстанции», — поделился он.
Адильбек Джаксыбеков рассказал о дальнейших полномочиях прокуратуры. Так, по его словам, в предлагаемой редакции пункта 1 статьи 83 закрепляется, что прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за соблюдением законности в установленном законом пределах, представляет интересы государства в суде.
«Также указывается, что прокуратура от имени государства осуществляет уголовное преследование. Тем самым, более четко очерчиваются контуры прокурорского надзора, пределы которого будут определяться законом», — заявил он.
Четвертый блок изменений направлен на дальнейшее совершенствование организации деятельности органов местного государственного управления и самоуправления.
«В пункте 5 статьи 86 конституции предлагается ввести требования, согласно которым полномочия маслихата прекращаются досрочно Президентом республики после консультаций с премьер- министром и председателями палат парламента. Это означает, что процедура принятия такого решения становится более демократичной, порядок назначения или избрания на должности, а также освобождение от должности акимов, за исключением акимов областей, городов Астаны и Алматы, предлагается определять законом, а не актом главы государства, как это было ранее», — доложил он.
В рамках пятого блока законопроектом усиливаются механизмы защиты основ конституционного строя. На конституционном уровне укрепляются гарантии неизменности независимости.
«В статье 91 Конституции прямо устанавливается, что наряду унитарностью, территориальной целостностью республики и формой правления, ни в каких случаях даже путем пересмотра основного закона не может быть изменена независимость государства. Для обеспечения незыблемости данных конституционных предложений устанавливается, что изменения и дополнения в Конституцию могут быть вынесены на республиканский референдум или на рассмотрение парламента только при наличии заключения конституционного совета об их соответствии отмеченным требованиям. Субъектом обращения по данному вопросу предлагается определить главу государства. В целых усиления механизма конституционного контроля исключается право президента республики вносить возражения на решения конституционного совета», — заключил он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.