Почему не хватает отечественного авиакеросина?
Свою позицию обозначили Qazaq Air и SCAT«До настоящего времени QAZAQ AIR не рассматривала возможность изменения тарифов. Однако необеспечение требуемых объемов топлива от казахстанских поставщиков и вынужденная закупка у зарубежных компаний неизбежно приведет к росту расходов и в итоге к повышению стоимости авиабилетов», — такую позицию представили в пресс-службе авиакомпании QAZAQ AIR, комментируя для «Капитал.kz» проблему дефицита отечественного авиатоплива.
Напомним: в конце января авиакомпании «Эйр Астана» и QAZAQ AIR заявили о том, что механизм распределения авиационного топлива между авиакомпаниями непрозрачен. И что для этих двух компаний на 2017 год предусмотрен недостаточный объем керосина, в то время как для другого игрока — авиакомпании SCAT — заложен объем больше необходимого. Более того, как указывалось в совместном пресс-релизе «Эйр Астаны» и QAZAQ AIR, производство авиационного керосина отечественными НПЗ не покрывает потребностей авиакомпаний. Приводился в пример объем 2016 года — 155 тыс. тонн произведено, тогда как компаниям требовалось 570 тыс. тонн. Утверждалось также, что на 2017 год Министерство энергетики РК запланировало производство 241 тыс. тонн авиакеросина, а это 38% от требуемого объема.
Объемы, заложенные в планы на 2016 и 2017 годы, подтвердили и в пресс-службе Министерства энергетики РК в ответ на запрос «Капитал.kz». При этом, как уточнили в ведомстве, ежегодные планы поставок нефтепродуктов Минэнерго составляет на основе данных о потребностях, которые предоставляются Комитетом гражданской авиации по информации аэропортов и авиакомпаний.
Ранее «Капитал.kz» представлял позицию Air Astana по этому вопросу, теперь своим видением проблемы поделились QAZAQ AIR и SCAT.
Аргументы, приведенные SCAT
В отделе по связям с общественностью авиакомпании SCAT так ответили на одну из основных претензий — о непрозрачности механизма распределения авиатоплива: с этим мнением «авиакомпания SCAT категорически не согласна».
«График распределения не является закрытым документом и данные по распределению авиационного топлива доступны представителям всех организаций, подававших заявки на получение авиационного топлива от отечественных ресурсодержателей. В связи с этим вряд ли можно считать данную процедуру непрозрачной», — сообщили в авиакомпании.
Для пояснения позиции с объемами топлива были приведены цифры. Для авиакомпании SCAT на 2017 год заложено 38 тыс. тонн топлива, и основным ресурсодержателем действительно определено ТОО «Петросан» (компания, которая, как сообщили в своем пресс-релизе Air Astana и QAZAQ AIR, является основным и стабильным производителем авиатоплива в Казахстане).
Однако, отметили в SCAT, этот же производитель назначен и для Air Astana: на него приходится 94,2 тыс. тонн из 120,4 тыс. тонн топлива, предусмотрено для этого игрока. Для самой авиакомпании SCAT ТОО «Петросан» должно обеспечить 35,755 тыс. тонн из 38 тыс. тонн. При этом для обеспечения оставшегося объема ресурсов для Air Astana определено несколько ресурсодержателей, для SCAT — только один.
«Безусловно, потребление и мощности у этих авиакомпаний разные, но разве 38 000 больше 120 000?» — привели аргумент в авиакомпании SCAT.
Цены выше среднерыночных на 20−30%
В пресс-службе QAZAQ AIR сообщили, что авиакомпания самостоятельно закупает и поставляет в аэропорты РК авиационный керосин для обеспечения собственных нужд с конца 2015 года. За этот период авиакомпания впервые столкнулась с дефицитом авиакеросина во время исполнения Графика закрепления аэропортов и авиакомпании республики за основными ресурсодержателями нефти и нефтепродуктов по поставке авиационного керосина марки ТС-1 на 2016 год.
«В этом графике за авиакомпанией было закреплено 3250 тонн авиатоплива. Однако назначенный поставщик отказал в поставке установленного объема, и авиакомпания была вынуждена закупать топливо у других поставщиков по завышенной цене», — сообщили в пресс-службе авиаперевозчика.
«Поскольку в текущих условиях поставки авиатоплива никак не гарантированы, мы видим в этом риск для авиаперевозчика», — продолжили в пресс-службе QAZAQ AIR.& Приобретать керосин в казахстанских воздушных гаванях для авиакомпании нецелесообразно, поскольку аэропорты предлагают керосин по ценам выше среднерыночных на 20−30%. «Мы прибегаем к этому варианту, когда нет другого выхода. Но если использовать его постоянно, увеличение расходов обязательно приведет к повышению стоимости перелета», — пояснили в QAZAQ AIR.
Проблема кроется в общем дефиците
Примечательно, что обе компании видят проблему в том, что объем производства авиационного керосина на отечественных НПЗ не может обеспечить потребности игроков в топливе.
Более того, оно не покрывает и половины внутренней потребности субъектов гражданской авиации, сообщили в QAZAQ AIR.& Выработка на НПЗ снижается: «За последние годы объем поставок авиационного керосина с шымкентского НПЗ сократился более чем в два раза, Павлодарский НХЗ не производит авиакеросин уже несколько лет, а производство авиатоплива на Атырауском НПЗ незначительно».
В авиакомпании SCAT главную проблему видят именно в нехватке топлива в целом для всех субъектов — авиакомпаний и аэропортов, а не в непрозрачности механизма его распределения. «И вопрос этот будет возникать каждый год до того момента, пока казахстанские ресурсодержатели не смогут обеспечивать необходимый объем», — отметили в SCAT.
Ненадежный источник поставок
Недостающий объем топлива авиакомпании закупают у зарубежных поставщиков, прежде всего российских.
«Авиакомпания на конкурсной основе участвует в реализации нефтепродуктов российских НПЗ, обеспечивших около 30% использованного в 2016 году керосина. Но в виду относительно малого объема необходимого топлива, а также потому, что российские НПЗ в первую очередь обеспечивают потребность на собственном внутреннем рынке, QAZAQ AIR не удается производить закуп из этого источника на постоянной основе», — сообщили в пресс-службе авиакомпании.
В течение 2016 года QAZAQ AIR использовала порядка 6,5 тыс. тонн авиатоплива. Прогнозируемая потребность авиакомпании в 2017 году составляет 9−10 тыс. тонн, так как количество обслуживаемых нами маршрутов, а также частота полетов по ним увеличивается.
В авиакомпании SCAT отметили, что приобретают недостающую часть авиационного топлива, как правило, у российских производителей, что объясняется такими факторами, как высокое качество продукта и нахождение наших стран в Таможенном союзе.
В 2016 году за авиакомпанией SCAT, как сообщили в пресс-службе, был закреплен объем 20,1 тыс. тонн авиационного топлива от отечественных ресурсодержателей, по итогам года освоенный объем превысил 56 тыс. тонн. Недостающий объем был импортирован из РФ от российских производителей.
На 2017 год компания рассчитала свое потребление на уровне 100−120 тыс. тонн, что связано с планами по увеличению сети маршрутов, частотности рейсов и пр. «Однако на 2017 год Комитет гражданской авиации выделил для авиакомпании SCAT 38 тыс. тонн топлива, которое авиакомпания может приобрести у отечественных ресурсодержателей. Остальной объем придется импортировать.
Сколько топлива поставят из России?
В пресс-службе Министерства энергетики РК пояснили, что Казахстан и Россия ежегодно подписывают индикативный баланс на поставку нефтепродуктов, в том числе авиакеросина, из России в Казахстан.
В 2016 году в этом документе была прописана поставка 300 тыс. тонн, фактически же было поставлено 255,2 тыс. тонн топлива.
При этом на казахстанских НПЗ было произведено 255,7 тыс. тонн авиатоплива, и это больше запланированных объемов, отметили в пресс-службе Минэнерго — увеличение производства стало возможным за счет снижения периодов планово-предупредительных работ на НПЗ РК и увеличения объемов переработки на НПЗ РК на 154 тыс. тонн.
Таким образом, потребление топлива в 2016 году с учетом импорта составило 510,9 тыс. тонн.
В ноябре 2016 года между РК и РФ был подписан индикативный баланс на 2017 год, согласно которому для Казахстана выделена квота поставки авиатоплива в объеме 450,0 тыс. тонн. «Таким образом, ожидаемый объем поставок на внутренний рынок в 2017 году составляет 691 тыс. тонн (с учетом 241 тыс. тонн, которые заложены для производства отечественными НПЗ, — прим. ред.)», — заключили в пресс-службе ведомства.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.