О чем говорил президент: критика, поручения и предупреждения
Состоялось расширенное заседание правительства с участием Нурсултана Назарбаева3 февраля на расширенном заседании правительства с участием президента Нурсултана Назарбаева были обсуждены ключевые цели и задачи Послания народу «Третья модернизация: глобальная конкурентоспособность». Были заслушаны доклады председателя Национального банка Данияра Акишева, заместителя премьер-министра — министра сельского хозяйства Аскара Мырзахметова, министра национальной экономики Тимура Сулейменова, министра финансов Бахыта Султанова, министра по инвестициям и развитию Жениса Касымбека. В ходе заседания глава государства Нурсултан Назарбаев дал ряд поручений. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz собрал самые значимые цитаты президента.
О поддержке действий Нацбанка и развитии банковского сектора:
«Сейчас я поставил задачу о том, чтобы возможности Нацбанка в предварительном контроле регулирования банков были усилены законодательным способом. Мало того, вмешательство в дела Нацбанка необходимо считать вмешательством в финансовую систему страны и наказывать, привлекать к ответственности. Для меня очевидно, что чем больше Нацбанк начинает наводить порядок, тем больше осуществляется нападок на председателя Национального банка, которого я поддерживаю на 100 процентов. Это делают акционеры и спонсоры тех банков, некоторые из которых сидят в этом зале. Но никого не страшись. Ведь газеты и журналисты не виноваты, виноваты их хозяева. Поэтому мы примем меры к хозяевам, которые препятствуют наведению порядка в банковской сфере. Коммерческие банки у нас очень слабые. Всего четыре банка контролируют 80% активов всего банковского сектора. Остальные 20−26% - в руках у остальных, а у кого-то и одного процента нет»
«Пусть объединяются, и наши банки или акционеры вносят собственные деньги, если хотят сохранить банк. Другого способа сохранить банк у них просто нет. Ведь если банки окажутся не нужны экономике, значит, они не имеют права на жизнь. Поэтому Нацбанку действовать нужно смело и без страха. Но, конечно же, по закону. В случае же вмешательства и оказания давления на Нацбанк его председатель должен мне сообщать фамилии этих людей»
О задержании высокопоставленных чиновников:
«Поступая на госслужбу, человек имеет намерение служить народу. Мы их воспитываем, даем им опыт, обучаем по „Болашаку“, а потом они попадают в тюрьму. Какое огорчение! Я переживаю за них больше, чем их родители. Мне кажется, это предательство просто государственных интересов и доверия, которое им оказывается людьми. 2900 человек, сидящих под следствием, и даже это их не останавливает»
Об ответственности первых руководителей:
«Каждый руководитель должен научиться брать ответственность на себя, не перекладывая на других. Мы говорили об этом при реорганизации правительства в прошлом году. Мы сократили количество вице-премьеров и министров и об этом сказали: каждый министр сам выпускает приказ, сам исполняет и сам несет ответственность. Каждому министерству будут выделяться средства, каждому региону. Конечно, вы работали, чтобы добиться выделения средств, и вы их получили. Однако теперь вы должны нести персональную ответственность за расходование денежных средств»
«Многие хотят жить и работать по-старому. Многие очень равнодушны и безразличны. Некоторым вообще все равно, что происходит. Продолжается перекладывание ответственности по принципу: сейчас я напишу бумагу, и пока ее рассмотрят, я ни за что не отвечаю и ничего не делаю. Таким способом министр пишет премьер-министру письма или обращается к вице-премьерам. Время идет, и ему это на руку, ведь чем дольше ему не отвечают, тем дольше он может легально ничего не делать. Но тут дело в том, что раз министры боятся работы, то, наверное, им лучше добровольно уйти в отставку или перейти на работу заместителей министра. Возможно, лучше уйти работать в бизнес. Главное здесь — освободить место для того, кто не будет бояться брать на себя ответственность. Ведь член кабинета министров это значит лучший среди миллиона желающих. Он должен соответствовать своему посту»
Об эффективном распределении госсредств:
«Служить государству — народу. Так давайте будем служить — экономить каждую копейку государства. Почему я один этим должен заниматься?! Вам дали бюджет, вы должны думать, как сэкономить. (…) Считать государственные деньги. „Закопейщиком“ в этом деле должен быть Минфин, который еще не приспособился к этому»
«Я один раз тебе говорил тебе — искать пути рационального использования госсредств. Вот теперь второе даю предупреждение. Смотри, третье для тебя будет очень плачевным» (обращаясь к министру финансов Бахыту Султанову)
«Поручаю правительству создать специальную комиссию для рассмотрения фактов преступного, халатного отношения к государственным средствам. Аппарату президента подключиться, кого надо, туда подключить»
О развитии фармацевтической отрасли и работе СК «Фармация»:
"Сейчас приезжают бизнесмены, которые хотят построить фармфабрики, но их не допускают к этой сфере, не дают земельные участки, не дают заказы. Потому что со всеми заграничными странами у нас контракты составлены, говорят. Сидит человек, который имеет что-то от этого. Не хочет развивать отечественную фармацевтическую отрасль. Мы сможем переломить эту ситуацию? Выгони всех, кто в «Фармации» сидит сейчас. Выгони. И поставь новых людей и обеспечь разбирательство, куда деньги деваются. Почему это делается? Новых людей набери. Это я несколько лет говорю. И ничего не получается. Какие-то сидят люди, которых сдвинуть невозможно. Кто поддерживает их?"
Об эффективности налогового администрирования:
«Мешает сложность налогового законодательства работать. К примеру, только по НДС налогоплательщику нужно знать 82 статьи Налогового кодекса. В свою очередь, эти статьи имеют 268 ссылок, из которых 206 имеют еще дальнейшие ссылки. Какие вы условия создали? Налоговый кодекс, который кто-то создал с вражеской целью для нас всех, посмотрите, необходимо упростить администрирование, сделать максимально простым и понятным»
«Налоги должны быть простыми и понятными, и общая налоговая нагрузка при этом не должна увеличиваться. Необходимо провести ревизию, отменить все налоговые льготы и преференции. Налоговое законодательство должно стимулировать деловую активность, инвестиции, снижать долю теневой экономики»
О борьбе с лжепредпринимательством:
«Эта борьба с лжепредпринимателями рикошетом бьет по добросовестным бизнесменам, которые за действия мошенников несут бремя финансовой ответственности, включая штрафы и пени. Лжепредприниматели откуда появляются? Вместе с бизнесменами, да? Но преступник один, а этот попался просто в орбиту. Мы что должны с этим сделать?»
О вхождении в тридцатку развитых государств мира:
«Заслушав доклады акимов, министров и премьер-министра, мне хотелось бы отметить и выразить определенную надежду: в нынешнем году у нас есть повод для оптимизма, особенно в сравнении с экономической ситуацией года прошлого. Потому что сейчас наблюдается улучшение — рост цен на энергоносители. Мы уже привыкли к низкой цене на энергоносители. И, с одной стороны, это хорошо, ведь мы привыкли жить по средствам и экономить, а сейчас наша экономика задышала более полной грудью. Мы получили своеобразную прививку. Поэтому, думаю, теперь мы все прекрасно понимаем, что другой стратегической цели, кроме как поступательного движения в тридцатку развитых стран, у нас больше нет»
О приватизации и ликвидации непрофильных организаций:
«По моему поручению проведена повторная инвентаризация подведомственных организаций. По ее итогам выяснено, что в госсобственности продолжает оставаться 7 тыс. организаций и предприятий. Создается впечатление, что некоторые министерства не желают расставаться с подведомственными организациями. Поэтому я поручаю правительству подготовить исчерпывающий перечень организаций и предприятий, которые должны остаться в соответствии с принципом „Yellow pages“. Если организация сохраняется за государством, дайте четкое объяснение, почему это делается. В свою очередь, все не вошедшие в этот перечень объекты и компании нужно приватизировать либо ликвидировать до 2020 года. Ранее утвержденный перечень комплексного плана приватизации необходимо осуществить не в 2020 году, а в 2017—2018 годы»
О защите прав предпринимателей и регуляторной нагрузке на бизнес:
«Сегодня предприниматели зачастую необоснованно находятся в орбите уголовного преследования. Сколько мы ни говорим „гуманизация“, к экономике и бизнесу другой подход должен быть, надо бить штрафами и так далее. Нет, продолжается. Только за последние два года органами госдоходов возбуждено 17 тысяч уголовных дел. Ладно, 17 тысяч возбудили. Но по 9 тысячам из них производство прекращено ввиду отсутствия состава преступления. Кто это сделал? Это скрытый рэкет к бизнесменам. Напугать, завести уголовное дело, потом он бегает и готов, на что хочешь. Кто это сделал из правоохранительных органов? Он не должен оставаться на работе. Почему 9 тысяч дел, которые завел, оказались напрасными?»
«Тимур Муратович (министр национальной экономики Тимур Сулейменов. — Ред.), ты же пришел сюда, может, ты разберешься с этим. Правительство рапортует, что отменены плановые проверки, внедрены новые системы управления рисками, госуслуги переводятся в электронный формат. Однако фактического сокращения численности сотрудников и проверяющих органов не происходит. Мы же сократили, почему чиновники сидят там же, где мы сократили? Это просто удивительное саморазмножение. Проверяющих сокращаем, количество чиновников остается. Чудо какое-то вообще! Я поручаю правительству совместно с Генеральной прокуратурой, „Атамекен“ провести масштабную ревизию количества контрольно-надзорных функций и мне доложить ровно через месяц: кто чем занимается. Почему, несмотря на принятые законы, решения и указания президента все это остается там же»
«Гора родила мышь. Как они будут расти, если все время увеличивается регуляторная нагрузка на бизнес? За последние 10 лет количество ежегодно принимаемых нормативно-правовых актов возросло более чем в 4 раза. Кто их создает? За 2016 год принято 6 тысяч различных актов, которые регламентируют бизнес и население. В целом по республике контрольно-надзорные функции осуществляет 61 ведомство: 45 центральных, 16 на местах. Например, недавно разговаривали с Бакытжаном Абдировичем: если подумать, по лечению зубов есть частные клиники, к ним обращаются, а почему по другим заболеваниям не работают? Травматология, гинекология? Невозможно открыть частную клинику. Почему, это же в наших руках? Кто это делает? Где сидит пятая колонна внутри правительства?»
О привлечении инвестиций и работе с инвесторами:
«Когда я провожу встречи с капитанами бизнеса по всему миру, то вижу, какой неподдельный интерес пробуждается у них к Казахстану. Недавно мы с главой министерства по инвестициям и развитию посетили Саудовскую Аравию, с ним же побывали в Южной Корее и Японии, Соединенных Штатах Америки. Все самые крупные бизнесмены этих стран проявили недюжинную заинтересованность к инвестированию в Казахстан. Однако что мы видим потом, когда дело доходит до непосредственно организационной работы. Не происходит ничего. Увы, я приглашаю, они приезжают и не знают, с кем им встречаться. Никто не решает никаких вопросов с инвесторами. Они не знают, куда идти, поэтому вынуждены мыкаться по Астане. К тому же они задают правильные вопросы: где наши дети будут учиться, где они будут лечиться
«Вообще, уже в который раз я обращаюсь к прежней теме. Министерство иностранных дел должно активно подключаться к процессу привлечения иностранных инвесторов через наши многочисленные посольства во всем мире. Особенно необходимо работать в тандеме с Министерством по инвестициям и развитию РК.& И в особенности следует активизировать и постоянно держать на высоком уровне планку работы по привлечению иностранных инвесторов в тех странах, которые для нас являются приоритетными. Это развитые страны, это страны, где я побывал и где удалось подписать меморандумы о сотрудничестве с деловыми кругами этих государств. Вот в них и должны активно работать посольства, что называется, вторым темпом. А здесь у нас инвесторов должны встречать сотрудники министерства по инвестициям и развитию»
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.