Нефтяная отрасль: виден ли выход из кризиса?
О чем свидетельствует убыток крупнейшей нефтегазовой компанииОдин из лидеров мировой нефтедобычи, компания Chevron, получила чистый убыток по итогам 2016 года — $497 млн. Этот факт можно рассматривать как иллюстрацию негативной ситуации в нефтяной отрасли, пишет Bloomberg. И это в то время, когда «инвесторы предполагали, что сотни тысяч сокращений рабочих мест, вынужденные продажи активов и внушительные долговые нагрузки остались в прошлом». Инвесторы, отмечается в сообщении агентства, были настроены на новую волну роста нефтедобывающей отрасли.
Напомним, мировая нефтяная отрасль находится в кризисе с лета 2014 года — тогда цены на Brent устремились вниз: с максимума, зафиксированного в июне (выше $115 за баррель), стоимость к концу года опустилась до уровня $55−57 за «бочку».
С тех пор информационные ленты только и пополнялись сообщениями о снижении прибыли или увеличении убытков нефтяными игроками, причем нередко с характеристикой «худший результат с такого-то периода». Одно из последних сообщений подобного рода — от Exxon Mobil: чистая прибыль компании в IV квартале прошлого года уменьшилась на 40% - до $1,68 млрд (включая списание стоимости активов в сфере сухого природного гага в США на сумму $2 млрд); в аналогичном периоде предыдущего года чистая прибыль составляла $2,8 млрд. Сообщается, что компания теряет прибыль уже девять кварталов подряд, и это самый длительный период спада с 1988 года.
Что происходит на мировом нефтяном рынке — остались ли худшие времена позади или кризис все еще в разгаре? По просьбе «Капитал.kz» аналитики поделились своим мнением на этот счет.
И никаких сверхдоходов в будущем
«Если сравнивать с началом 2016 года, то сейчас действительно ситуация для нефтяных компаний намного лучше. В январе 2016 цена на нефть сорта Brent находилась в районе $35 за баррель, а сейчас — около $55 за баррель, что на 60% выше. Соответственно, средняя цена нефти в этом году будет выше, чем в прошлом», — отмечает Роман Ткачук, старший аналитик «Альпари».
2016 год был непростым для нефтяных компаний. В зависимости от стоимости производства барреля многие игроки или балансировали на грани рентабельности или, как Chevron, получили убыток, поясняет аналитик. Он считает, что это, вероятно, было «дно» кризиса.
«Но мы не ожидаем, что Brent в ближайшее время вернется к $70−80 за баррель. Сланцевые проекты США рентабельны при ценах $45−55 за баррель. Предложение энергоносителей в мире превышает спрос, это давит на цены. Нефть потеряла статус черного золота, и теперь это простой товарный актив. Соответственно, нефтяные компании в ближайшие годы не будут получать сверхдоходов», — считает Роман Ткачук.
Идет борьба за покупателей
Говоря о том, что сейчас происходит в мировой нефтяной отрасли, Роман Ткачук отмечает: идет борьба за покупателей. «Многие масштабные проекты разработки месторождений приостановлены или заморожены из-за неопределенности с нефтяными ценами. При этом наиболее выигрышные условия имеют компании с низкой себестоимостью производства. Среди них нефтепроизводители из Саудовской Аравии, российские и казахстанские компании», — говорит эксперт «Альпари».
В то же время, по его словам, в невыгодных условиях находятся те страны, производство нефти в которых сопряжено с повышенными затратами. Сюда относятся Венесуэла (где сейчас происходит полномасштабный экономический кризис), страны Африки.
«Если смотреть с точки зрения корпоративного сектора, то текущая волатильность нефтяных котировок негативна для небольших производителей нефти в США.& Для крупных игроков, таких как Chevron, BP, Exxon Mobil, Conoco, это возможность приобрести интересные активы», — считает Роман Ткачук.
В связи с этим, по его словам, интересны результаты Exxon Mobil за IV квартал. «Они оказались хуже ожиданий. На деятельности компании негативно сказывается сильный доллар. Exxon получила убыток от обесценения активов в размере $2 млрд. Это единовременное списание и в дальнейшем не скажется негативно на деятельности компании. Но из-за этого результат по чистой прибыли оказался скромным — $1,7 млрд», — комментирует аналитик. Из позитивных моментов он отмечает рост выручки (на фоне восстановления цен на нефть) — впервые за несколько лет. Акции Exxon Mobil в ходе торгов во вторник, когда были опубликованы результаты компании, снизились на 1,14% - до $83,89 за акцию.
Убыток как сигнал восстановления
Алексей Калачев, эксперт-аналитик «ФИНАМ», поделился оптимистичным взглядом на текущую ситуацию на мировом нефтяном рынке. «Не все так плохо, как кажется. Разве можно считать цены на нефть марки Brent в диапазоне $50−60 за баррель низкими?» — аргументирует он свою позицию.
С началом переговоров стран — участниц ОПЕК рынок начал восстанавливаться, а с достижением договоренностей о сокращении добычи, когда появилась возможность восстановления баланса между предложением и спросом, цены вышли на максимально возможный в текущих условиях уровень, поясняет он.
«Даже текущий уровень цен становится привлекательным для роста добычи сланцевой нефти в США, взрывной рост которой в прошлом спровоцировал нефтяной обвал. Дальнейший рост цен может привести к повторению этого эффекта, поэтому в дальнейшем подорожании по большому счету не заинтересован никто», — говорит он.
Комментируя результаты Chevron, названные негативным сигналом, аналитик выражает мнение, что чистый убыток нефтяного гиганта за 2016 год в размере $497 млн не сыграет обозначенную роль. «Скорее при детальном рассмотрении он станет свидетельством восстановления отрасли», — считает Алексей Калачев.
На его взгляд, негативный характер имели результаты этого мейджора за I квартал и I полугодие прошлого года. По итогам I квартала 2016 года Chevron получила чистый убыток в размере $725 млн против $2,57 млрд прибыли в I квартале 2015 года. В I полугодии 2016 года чистый убыток корпорации составил $2,195 млрд против прибыли в $3,138 млрд в I полугодии 2015 года.
«После такого провала снижение убытка до $497 млн к концу года, в том числе за счет чистой прибыли в размере $1,283 млрд, полученной в III квартале, и $415 млн — в IV, можно считать началом выхода из кризиса», — говорит представитель «ФИНАМ».
По его мнению, нужно отметить, что нефтяные компании России пострадали в гораздо меньшей степени за счет того, что валютный курс страны коррелирует с нефтяным рынком. «В результате снижения относительной валютной себестоимости добычи российские компании остались в прибыли, хотя она несколько и снизилась по мере стабилизации и укрепления курса рубля во втором полугодии 2016 года», — комментирует он.
В период низких цен на нефть компании вынуждены снижать инвестиции в разведку и освоение новых и трудноизвлекаемых запасов, активизируя эксплуатацию скважин с низкой себестоимостью на освоенных месторождениях. Это создает риск снижения добычи в будущем, поясняет Алексей Калачев. Однако, на его взгляд, по мере адаптации отрасли к работе в новых ценовых и валютных условиях компании вновь должны начать увеличивать свои инвестиционные программы.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.