К чему приведет политическая реформа?
Политологи прокомментировали перераспределение полномочий между ветвями властиПрезидент Казахстана Нурсултан Назарбаев намерен отдать ряд своих полномочий правительству и парламенту. Об этом он заявил вчера в специальном обращении. Предстоящая реформа, по словам главы государства, «опирается на логику нашего развития и логику современного развития в целом».
Нурсултан Назарбаев напомнил, что сильная президентская вертикаль нужна была в ходе преодоления огромных трудностей становления государства. «Она себя в то время оправдала. Все наши достижения были реализованы именно при этой системе», — пояснил глава государства. Однако, по его словам, мир сегодня меняется на глазах. «Скорость и сложность общественных процессов нарастает и в Казахстане. Уже сегодня мы должны думать о том, как реагировать на глобальные и региональные вызовы, которые неизбежно поставит грядущая история перед нами. Суть предлагаемой реформы состоит в серьезном перераспределении властных полномочий, демократизации политической системы в целом», — заявил президент РК.
Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что для президента в новых условиях приоритетами станут стратегические функции, роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти.
«Глава государства сконцентрируется также на внешней политике, национальной безопасности и обороноспособности страны. При этом роль правительства и парламента значительно усилится. Данная работа будет проводиться по двум ключевым направлениям.
Во-первых, следует передать значительную часть установленных законом полномочий президента по регулированию социально-экономических процессов правительству и другим исполнительным органам. За данную сферу в полном объеме должны отвечать правительство, министерства и акиматы. Делегирование полномочий можно обеспечить за счет изменения соответствующих законов. Около 40 полномочий, которые можно передать или в правительство, или в парламент. Эти поправки правительство в приоритетном порядке внесет в парламент для принятия до конца текущей сессии.
Во-вторых, более сложная задача — сбалансировать отношения между ветвями власти на конституционном уровне. Важно усилить роль парламента в формировании правительства, повысить ответственность кабинета министров перед депутатским корпусом. Победившая на парламентских выборах партия будет решающим образом влиять на формирование правительства. Исходя из этого, будет закономерным, если правительство станет слагать полномочия перед вновь избранным мажилисом, а не президентом, как это было раньше. Следует упростить порядок выражения недоверия членам правительства со стороны палат парламента. Это усилит контроль законодательной ветви власти за исполнительной", — пояснил глава государства.
Согласно проекту реформы, правительство станет утверждать госпрограммы, за которые само и будет нести всю полноту ответственности. Предполагается, что кабмину передадут право образовывать и упразднять центральные исполнительные органы, не входящие в его состав. Президент, возможно, откажется отменять либо приостанавливать действие актов правительства и премьер-министра. «Все это повысит ответственность исполнительных госорганов и их руководителей, наделит необходимыми полномочиями», — считает Нурсултан Назарбаев. Президент предложил усилить роль парламента в отношении местной исполнительной власти. Кроме того, требуется проработать вопрос о совершенствовании деятельности Конституционного совета, судебной системы и прокуратуры.
«В то же время нам необходимы безусловные гарантии неизменности нашего конституционного строя», — подчеркнул Нурсултан Назарбаев.
Эта реформа призвана, по словам главы государства, решить следующие задачи. Во-первых, создать запас устойчивости политической системы на многие годы вперед. Во-вторых, повышение роли правительства и парламента даст более эффективный механизм ответа на современные вызовы.
«Программа реформ — это наш ответ на вопрос, в каком направлении пойдет Казахстан. Ответ ясный и последовательный — в сторону демократического развития», — заявил глава государства. И предложил вынести на всенародное обсуждение проект конституционных реформ.
По словам Мадины Нургалиевой, руководителя представительства КИСИ при Президенте РК в Алматы, следует ожидать, что партия «Нур Отан» будет иметь больше рычагов управления и влияния на вопросы формирования самого правительства. «Хороший шаг, что правительство сможет утверждать госпрограммы, потому что они у нас очень часто критикуются и не всегда выполняются. Теперь весь цикл формирования этих программ будет сосредоточен на правительстве», — уточнила Мадина Нургалиева.
Директор Группы оценки рисков, политолог Досым Сатпаев обращает внимание на несколько моментов. Прежде всего, отмечает он, у президента был статус надсистемного игрока еще с 2010 года. И это с прошлого года обнажило некоторые негативные последствия. Все промахи и ошибки, которые совершали государственные структуры, отражались на главе государства. «Было много примеров, когда президенту приходилось прикрывать многие ошибки, которые совершало правительство: Земельный кодекс, пенсионные реформы», — перечисляет эксперт.
«В своем заявлении президент дал понять, что не собирается выступать в роли щита и полностью передоверяет всю ответственность за принятые решения, особенно в социально-экономической сфере, на исполнительную власть», — говорит Досым Сатпаев.
«Здесь возникает большая проблема, так как в Казахстане не столь важно, кому передадут полномочия — правительству или парламенту — и будут ли вноситься конституционные изменения. Самое главное — это то, что достойно ли правительство или парламент получать какие-либо полномочия. Ведь как показали события прошлых лет, парламент не стал серьезным политическим игроком», — отмечает политолог.
Досым Сатпаев дает отсылку на недавние события начала года, когда отдельные депутаты и в целом парламент находились под мощным потоком критики со стороны населения после непродуманных заявлений и решений. Выходом политолог видит смену избирательной партийной системы для того, чтобы был сформирован новый парламент, из новых политических игроков. Чтобы парламент формировался не только в рамках пропорциональной системы по партийным спискам, но и по мажоритарной системе за счет «одномандатников».
Тогда, может быть, парламент стал бы действительно тем самым серьезным игроком, которому можно было бы доверить часть полномочий. «В этом случае игрок мог бы стать коллективным преемником в случае транзита власти и выступить неким балансом по отношению к другим политическим структурам», — резюмирует Досым Сатпаев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.