Конфликт или компромисс
В гражданской авиации Казахстана разрастаются противоречия между аэропортами и авиаперевозчикамиВ гражданской авиации Казахстана разрастается конфликт между аэропортами и авиаперевозчиками. Противоречия между структурами возникли из-за значительного повышения тарифов на наземное обслуживание со стороны аэропортов. Авиаперевозчики считают возросшие расходы и готовят обращение в госорганы, а воздушные гавани нуждаются в дополнительном финансовом обеспечении, чтобы поддерживать инфраструктуру. Корреспондент делового еженедельника «Капитал.kz» разбирался в конфликте.
С начала года некоторые аэропорты Казахстана повысили тарифы на услуги в среднем на 66%. В ответ авиаперевозчики готовят обращение против повышения тарифов аэропортов, так как увеличение цен на некоторые услуги может негативно повлиять на всю отрасль.
Аэропорт Тараза направил запрос на повышение услуги «взлет — посадка» на 350%. Отметим, что тарифы на эти услуги устанавливает государство. Такие действия аэропортов могут привести к увеличению стоимости авиабилетов всех местных и иностранных авиаперевозчиков. На публичных слушаниях в ноябре 2016 года аэропорт Тараза обосновал столь резкое повышение цен необходимостью закупки специальной техники, ростом цен на материалы, ГСМ, ремонтом оборудования и увеличением штата службы безопасности. В своем последнем пресс-релизе от 16 января 2017 года аэропорт официально опроверг информацию некоторых СМИ о том, что тарифы будут повышены в текущем году. Представители аэропорта также пояснили, что данный тариф был утвержден в 2011 году и с тех пор не пересматривался. Согласно документу, сметный расчет предельного уровня тарифов пока не утвержден.
Возросшие тарифы объясняются не только удорожанием цен на топливо и технику, но и необходимостью повысить меры безопасности. Ранее в марте 2016 года тогда еще заместитель премьер-министра РК Бакытжан Сагинтаев (на данный момент премьер-министр РК) провел совещание по вопросам развития отечественных аэропортов, на котором поручил ответственным госорганам и руководству воздушных гаваней акцентировать внимание на вопросах авиационной безопасности, сообщила пресс-служба премьер-министра. В частности, речь шла об установке в пассажирских терминалах современного досмотрового оборудования. Бакытжан Сагинтаев отметил, что особое внимание должно быть уделено также оснащению спецтехникой (противопожарные машины, снегоуборочная и противообледенительная техника, трапы). Кроме того, было поручено принять меры по увеличению экономической эффективности деятельности аэропортов, повышению уровня менеджмента, поиску новых источников привлечения средств на развитие.
Другие аэропорты пока не прокомментировали ситуацию с введением новых тарифов. Согласно информации авиакомпании Air Astana, тарифы на регулируемые государством услуги увеличили аэропорты Павлодара, Актобе, Шымкента, Усть-Каменогорска, Атырау. По отношению к предыдущим годам средний рост стоимости услуг составляет 66%. По нерегулируемым государством услугам среднее повышение по регионам — 40%, а в аэропорту Алматы — 57%, «Региональные аэропорты с 3−4 рейсами в день не могут быть прибыльными. А для поддержания соответствующего уровня безопасности и качества услуг в аэропортах требуются финансовые затраты. Другое дело, какую роль играет государство в этом вопросе. Соответственно, требуются механизмы, которые позволят регулировать ценообразование и финансовое состояние аэропортов. Самый простой способ — поднять тарифы для перевозчиков, но как долго этот процесс будет продолжаться?» — комментирует Александр Небога, вице-президент по наземному обслуживанию Air Astana.
В отсутствие мер госрегулирования назрел конфликт между авиалиниями и аэропортами Казахстана. «Компромисс необходим. Но необходим не на конкретный момент или на 1 год, это должен быть четкий и простой механизм взаимодействия, понятный всем сторонам. Всех перевозчиков в той или иной мере беспокоит повышение тарифов. Мы ведем работу с государственными органами, негосударственными органами, в частности IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта, — ред.), по внедрению соответствующих механизмов. Совместно с комитетом перевозчиков в аэропорту Алматы мы обсуждаем данный вопрос и будем готовить совместное обращение», — заявил Александр Небога.
В настоящий момент Air Astana не рассматривает вопрос об увеличении стоимости авиабилетов. Но при принятии повышенных тарифов в городах Казахстана расходы компании в среднем увеличатся почти на 400 млн тенге. Расходы и позиция прочих авиаперевозчиков пока неизвестны. Но в дальнейшем повышение цен для авиалиний означает возможное удорожание билетов для пассажиров.
«Уже сейчас несколько перевозчиков ушли с рынка РК.& Это связано с различными факторами. Но экономическая целесообразность выполнять полеты в тот или иной регион играет основную роль. Конечно, повышение тарифов имеет значение в данном вопросе. Необходимо изучить опыт стран, где ситуация очень похожа на нашу. Скажем, Австралия или Канада, где большие расстояния между городами и необходимо иметь аэропорты для связи центра с регионами. Имея на руках опыт других стран и владея информацией, мы можем не изобретать велосипед, а внедрять лучшие практики, адаптированные к нашему региону», — считает Александр Небога.
«Капитал.kz» направил запрос в ТОО «Airport Management Group» (компанию, управляющую 8 государственными аэропортами из 12), чтобы узнать позицию по данному вопросу и проследить за развитием ситуации. На момент верстки газеты ответа от Airport Management Group не поступило. Напомним, что в настоящее время в республике действует 20 аэропортов. Из них 12 государственных аэропортов, 6 — в частной собственности, в концессии — 2.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.