Местное самоуправление в РК будет опираться на опыт Польши
Тимур Сулейменов презентовал законопроект в мажилисеДепутаты мажилиса рассмотрели в первом чтении новый законопроект по вопросам местного самоуправления (МСУ). Как сообщил, представляя законопроект министр национальной экономики Тимур Сулейменов, развитие системы местного самоуправления в Казахстане будет опираться на опыт стран ОЭСР и, в частности, на опыт Польши, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz
«Национальной комиссией по модернизации проработаны подходы по внедрению самостоятельного бюджета местного самоуправления с учетом опыта стран ОЭСР, в частности Польши, и принята Концепция развития местного самоуправления, в основу которой заложены общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, закрепленные в Европейской хартии местного самоуправления», — пояснил глава ведомства.
Как сообщил Тимур Сулейменов, концепция определила развитие местного самоуправления в Казахстане в два этапа. Первый этап (2013−2014 годы) коснулся расширения действующей системы на нижних уровнях управления: были закреплены нормы, определяющие полномочия органов МСУ, деятельность собраний местного сообщества, порядок проведения выборов акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов. А для расширения финансовой самостоятельности акимы сел были наделены правом формирования доходных источников и открытия контрольных счетов наличности.
Второй этап, рассчитанный на 2015−2020 годы, предполагает дальнейшее разграничение функций местного государственного и самоуправления, формирования бюджета и собственности МСУ.& Так, в ноябре 2015 года принят закон, предусматривающий расширение доходной базы контрольных счетов наличности через передачу налогов на транспорт и земельный налог с юридических лиц в МСУ.& Предусматривается расширение полномочий собрания местного сообщества по согласованию кандидатуры акима села для участия в выборах и инициирования его освобождения. Кроме того, становится возможным создание общественных структур для взаимодействия акима с населением, расширение полномочий акима села по контролю за целевым использованием земельных участков, а также вовлечения населения в процесс управления коммунальной собственностью. Наконец, в новом законопроекте прописывается внедрение самостоятельного бюджета и коммунальной собственности.
«Как вам известно, бюджетная система страны состоит из трех уровней. На уровне городов районного значения, сел, поселков, сельских округов самостоятельного бюджета нет. Речь идет почти о 2,5 тыс. административных единиц. В рамках разработки законопроекта изучен опыт внедрения самостоятельного бюджета местного самоуправления отдельных стран ОЭСР, в частности Польши, в которых административно-территориальное деление в целом схоже с условиями Казахстана. Например, в Польше, бюджет гмины — нижнего уровня местного самоуправления формируется за счет собственных доходов, а также субвенций и целевых дотаций из вышестоящего бюджета. И все это составляет самостоятельный бюджет местного самоуправления. Бюджет утверждается представительным органом, то есть советом гмины, и реализуется исполнительным органом гмины — вуйтом. Необходимо отметить, что сельские гмины по численности населения в три раза больше, чем сельские округа в Казахстане: 7 тыс. против 2 тыс. человек. В то же время бюджет МСУ на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа внедряется как четвертый уровень государственного бюджета с 2018 года в административных территориальных единицах с численностью населения свыше 2 тыс. человек, а с 2020 года повсеместно», — рассказал Тимур Сулейменов.
По словам нового министра экономики, определены доходные источники бюджета МСУ: индивидуальный подоходный налог с доходов, налог на имущество физических лиц, налог на транспорт с физических и юридических лиц, земельный налог с физических и юридических лиц на земли населенных пунктов. А также плата за размещение наружной рекламы в полосе отвода автомобильных дорог, проходящих через территории городов районного значения, сел, поселков и сельских округов.
Неналоговые поступления, по сообщению министра, должны сложиться от доходов аренды госимущества, добровольных сборов, штрафов, от доходов после продажи коммунальной собственности и трансфертов из районного бюджета.
«Бюджет МСУ будет утверждаться маслихатом района после его обсуждения на собрании местного сообщества, а исполнение бюджета возлагается на аппарат акима села. Таким образом, предусмотрены механизмы, позволяющие планировать расходы бюджета с учетом интересов местного сообщества. При этом расходы определены на уровне действующих в Бюджетном кодексе 19 направлений: это дошкольное воспитание и обучение, благоустройство и озеленение населенных пунктов, строительство, реконструкция, ремонт и содержание автодорог, организация водоснабжения населенных пунктов», — пояснил Тимур Сулейменов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.